Протокол 11 СС 200110 Дело № 5-335/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Сыктывкар «28»марта 2017 года
Мировой судья Кутузовского судебного участка г. Сыктывкар РК Мелихова Н.А., расположенного по адресу Республика Коми г. Сыктывкар ул.Кирова д.45 каб. 310, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении должностного лица:
заместителя Председателя Правительства Республики Коми- Министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Лазарева <ФИО1>, <ДАТА2> рождения, <ОБЕЗЛИЧЕНО>, проживающего по адресу <АДРЕС>,
по ст. 19.6 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Согласно протоколу об административном правонарушении, 15 января 2017 г., должностное лицо - министр строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Лазарев К.Г. совершил административное правонарушение, выразившееся в непринятии мер по представлению и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району ст. лейтенанта полиции <ФИО2> исх. 46/11109 от 12.12.2016г., а именно мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения 26.10.2016г. ответственность за которое предусмотрено ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6 КоАП РФ.
Лазарев К.Г. в судебное заседание не явился, представитель привлекаемого лица вину не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, показала, что согласно Закону РК «О бюджете» бюджет на 2017 г. был утвержден до вынесения должностным лицом ГИБДД представления, перечень дорог, подлежащих капитальному ремонту был утвержден Министерством в сентябре 2016 г. Должностному лицу был дан ответ, также Министерству необходимо организовать работы по составлению сметной (проектной) документации путем проведения аукциона либо конкурса, на что ранее денежные средства предусмотрены не были, все эти процедуры длительны по времени и выполнить их за 30 дней- не возможно.Также указала, что должностным лицом ГИБДД в представлении сделаны ссылку на ГОСТ который утратил силу, согласно действующих нормативных документов для дороги 4 класса не является обязательным наличие тротуаров.
Представитель ГИБДД ОМВД РФ по Усть- Куломскому району в судебное заседание не явился.
Заслушав явившихся, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 19.6. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 4000 до 5000 рублей за непринятие по постановлению (представлению) органа (должностного лица), рассмотревшего дело об административном правонарушении, мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, 15 января 2017 г., должностное лицо - министр строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Лазарев К.Г. совершил административное правонарушение, выразившееся в непринятии мер по представлению и.о. начальника ОГИБДД ОМВД России по Усть-Куломскому району ст. лейтенанта полиции <ФИО2> исх. 46/11109 от 12.12.2016г., а именно мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения 26.10.2016г. ответственность за которое предусмотрено ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.6 КоАП РФ.
Должностному лицу Лазареву К.Г. в месячный срок со дня получения представления предписывалось: рассмотреть настоящее представление в течение месяца со дня его получения, принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению данного административного правонарушения (запланировать на 2017г. дополнительные финансовые средства на обустройство вышеуказанных участков тротуарами и нанесение дорожной разметки); провести необходимые мероприятия по обустройству ул. Центральной Керчомья (а/д Керчомья-Дзель с км. 35+460 по км. 43+100) тротуара первой половине 2017г., а также с наступлением благоприятных климатических условий нанесение горизонтальной дорожной разметки. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, информацию о результатах рассмотрения представления и принятых мерах направить в ОМВД Росси по Усть-Куломскому району по адресу: с. Усть-Куло.м Мостовая д.9 кор. 2 отделение ГИБДД.
Из материалов дела следует, что 08 декабря 2016 г. в отношении Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу.
12.12.2016г. в адрес министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми К.Г. Лазарева было направлено представление «Об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения» в порядке статьи 29.13 Ко АП РФ.
24.01.2017 года согласно ответу на представление, подписанному заместителем министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, следует, что участок автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Коми «Керчомья-Дзель» на участке км 35+460 - км 43+100 (с.Керчомья ул.Центральная от д.1 до д.67) был спроектирован и построен в 1960 году, когда на законодательном уровне не было установлено обязательных требований, предусматривающих устройству тротуаров на автомобильных дорогах в населенных пунктах. До проведения мероприятий по разработке проектной документации на обустройство автомобильной дороги тротуарами и устройства тротуаров на автомобильной дороге, необходимо рассмотреть возможность изъятия земельных участков у граждан с.Керчомья и сноса (демонтажа) близлежащих к автомобильной дороге строений, что в 2017 году осуществить не представляется возможным. Согласно заключенному государственному контракту на выполнение работ по нанесению вновь и восстановлению изношенной горизонтальной разметки автомобильных дорог в центральных районах Республики Коми на 2015, 2016 и 2017 годы, организация подрядчик обязана в срок до 30 июня ежегодно нанести вновь и восстановить горизонтальную разметку на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Республики Коми в центральных районах Республики Коми. В 2016 году на автомобильных дорогах в Усть-Куломском районе горизонтальная дорожная разметка была нанесена в сроки, установленные государственным контрактом. В 2017 году в Усть-Куломском районе указанные работы согласно условиям государственного контракта должны быть выполнены в срок до 30 июня 2017 года.
Должностное лицо ГИБДДД ОМВД России по Усть-Куломскому району пришёл к выводу о наличии в действиях Лазарева К.Г. состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организации и должностные лица обязаны рассмотреть указанное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, в орган, должностному лицу, внесшим представление.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в бездействии, то есть в непринятии должностным лицом мер по устранению указанных в представлении, вынесенном в порядке статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, по истечении месячного срока.
Как следует из материалов дела представление было рассмотрено в установленный срок.
В соответствии статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в предмет доказывания по делам о привлечении к административной ответственности входят: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следовательно, применительно к рассматриваемому составу административного правонарушения ГИБДД должно доказать факт непринятия мер по представлению; тот факт, что указанное нарушение вызвано именно действиями Лазарева К.Г., а также наличие его вины в таком нарушении.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В то же время, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпция невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Составляя административный протокол в отношении должностного лица Лазарева К.Г., являющегося лицом ответственным за выполнение представления по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, выразившегося в непринятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения 26.10.2016г. ответственность за которое предусмотрено ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, инспектор ГИБДД исходил лишь из факта доказанности непринятия мер по представлению к установленному сроку представлении по устранению создания угрозы безопасности дорожного движения.
Между тем следовало иметь в виду, что д.л. Лазарев К.Г. может быть признан виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для выполнения в установленный срок представления должностного лица, но им не были приняты все зависящие от него меры по его исполнению.
Министерство является органом исполнительной власти, учреждено Главой Республики Коми, основным источником финансирования предполагается республиканский бюджет Республики Коми.
Поскольку Министерство не является коммерческой организацией, мировой судья при рассмотрении дела не установил, что у Министерства имеются собственные средства для исполнения представления инспектора ГИБДД.
При таких обстоятельствах вывод инспектора ГИБДД о совершении д.л. Лазаревым К.Г. правонарушения является преждевременным, его вина не может быть установлена по представленным документам.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В соответствии с приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» устройство освещения на автомобильных дорогах осуществляется в рамках проведения работ по капитальному ремонту автомобильных дорог.
Согласно пункта «а» части 12 статьи 3 Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог», в соответствии со статьями 48, 52 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт автомобильной дороги должен осуществляться в строгом соответствии с проектной документацией на землях, отведенных под эти цели уполномоченными органами по землепользованию на всех этапах жизненного цикла автомобильной дороги.
В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Министерство принимает на себя расходные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных ассигнований.
Согласно статьи 3 Закона Республики Коми от 03.10.2016 № 86-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми» и приостановлении действия отдельных положений статей 68 и 69 Закона Республики Коми «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми» проект закона о республиканском бюджете Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, документы и материалы, прилагаемые к нему, вносятся в Государственный Совет Республики Коми не позднее 15 ноября 2016 года.
В период поступления в адрес Министерства представления и в период его рассмотрения, Дорожный фонд Республики Коми на 2017 год, являющийся частью республиканского бюджета Республики Коми, был уже сформирован, проект закона Республики Коми «О республиканском бюджете Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» направлен на рассмотрение Государственного совета Республики Коми.
Закон Республики Коми № 142-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» принят 20 декабря 2016 года. Перечень автомобильных дорог, подлежащих капитальному ремонту в 2017 году, уже сформирован в соответствии с объемом бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Коми.
Отсюда следует, что заложить в республиканский бюджет Республики Коми на 2017 год средства на обустройство тротуаров, д.л. Лазарев К.Г. в месячный срок не мог.
Также в представлении от 12.12.2016 № 46/11109 установлено требование о нанесении горизонтальной дорожной разметки с наступлением благоприятных климатических условий. Вместе с тем указанные благоприятные климатические условия в настоящий период времени не наступили.
Согласно пункту 15.10 «СП 78.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85», утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 272, горизонтальную разметку следует выполнять только на подметенной, промытой и сухой поверхности покрытия при температуре не ниже 15 °С - нитрокрасками и не ниже 10 °С - при относительной влажности воздуха не более 85% - термопластическими материалами. Указанные климатические условия на дату составления протокола об административном правонарушении не наступили.
Согласно паспорту автомобильная дорога «Керчомья-Дзёль» относится к IV категории. При этом, согласно «ГОСТ Р 52398-2005. Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования», на автомобильной дороге IV категории центральная разделительная полоса не требуется (Таблица 1, раздел 5).
Согласно пункту 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I - III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. Таким образом, указанный ГОСТ не устанавливает обязательных требований к устройству тротуаров на автомобильной дороге IV категории.
Из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги Керчомья-Дзель от 26.10.2016, следует, что на указанном участке автомобильной дороги отсутствуют тротуары с обеих сторон автодороги в населенном пункте. При этом, не указаны критерии, свидетельствующие об обязательности устройства тротуаров на данной автомобильной дороге (например, интенсивность движения пешеходов или другие факторы). Пунктом 4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 предусмотрено, что в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Таким образом, административным органом не доказана обязательность устройства тротуаров на спорном участке автомобильной дороги «Керчомья- Дзёль», так как в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 тротуары должны быть обустроены на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, на дорогах I - III категорий. В то же время из материалов дела не следует, что указанная автомобильная дорога относится к I - III категориям дорог.
По убеждению мирового судьи, указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины заместителя Председателя Правительства Республики Коми- Министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Лазарева <ФИО1> в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в бездействии заместителя Председателя Правительства Республики Коми- Министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Лазарева <ФИО1> состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия вины в его совершении.
В силу положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п.1 ст.29.9 КоАП РФ).
На основании ст. 19.6 КоАП РФ и в соответствии со ст.ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.6 КоАП РФ в отношении заместителя Председателя Правительства Республики Коми- Министра строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Лазарева <ФИО1> прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми через мирового судью Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара в течение 10 дней со дня получения копии.
Мировой судья Н.А. Мелихова