Дело № 5-942/2018ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Ухта Республики Коми 09 октября 2018 года
Мировой судья Пионергорского судебного участка г.Ухты Республики Коми Яковенко О.Е., рассмотрев поступившее из Государственной жилищной инспекции по г. Ухте в отношении должностного лица
Иванова <В.К.1>, <ДАТА2>,
дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
Из протокола об административном правонарушении № 93 от 02 августа 2018 года следует, что в Государственную жилищную инспекцию по г. Ухте поступила информация о том, что 02.04.2018 с крыши дома № 5 по ул. 30 лет Октября г. Ухты сошел снег и упал на детскую коляску, пострадал <Д.2>, таким образом, работы по очистке конструкций жилого дома от снега и наледи выполнены не в полном объеме, следовательно не обеспечены требования ст. 161 ЖК РФ, а именно соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность жизни и здоровья граждан и имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц. Должностное лицо - директор ООО «Управляющая компания № 1» (далее - ООО «УК № 1») Иванов В.К. не обеспечил контроль и не организовал деятельность управляющей организации, что привело к нарушению лицензионных требований, а именно не организовал выполнение работ по надлежащему содержанию общего имущества собственников МКД 5 по ул. 30 лет Октября.
В судебном заседании начальник Государственной жилищной инспекции по г. Ухте (далее - ГЖИ) Потолицына М.В. настаивала на привлечении ООО «УК №1» к административной ответственности. Пояснила, что в доме № 5 по ул. 30 лет Октября никто из собственников жилых помещений не получал разрешение на установку козырьков над балконами, в связи с чем управляющая организация должна была реагировать на образование снега на козырьках.
Должностное лицо Иванов В.К. вину в инкриминируемом ему правонарушении не признал, пояснив, что как следует из сообщения на сайте «Комиинформ» глыба снега упала с сначала с балкона, затем на козырек банка, а оттуда на коляску с малышом, однако, поскольку козырек над балконом был установлен собственником жилого помещения без соответствующего разрешения, то управляющая компания не обязана счищать снег с таких козырьков.
Потерпевшая <С.3>, мать ребенка, пояснила, что во время того, ка снег упал на коляску с ребенком, она находилась в помещении Сбербанка и не видела откуда упал снег. Рядом с коляской находилась её мать, которая также не видела мест, откуда упал снег, так как все произошло неожиданно и мгновенно.
Свидетель <К.4>, спасатель аварийно-спасательного отряда ГКУ «СПАС-КОМИ», пояснил, что в связи с поступившим сообщением, прибыв в составе трех спасателей к дому № 5 по ул. 30 лет Октября г. Ухты, увидели на тротуаре разбросана глыба снега с кусками льда. Предположил, что снег мог упасть с козырька одного из балконов, расположенных на пятом этаже дома, поскольку крыша дома прямая, а на балконах козырек под уклоном.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 названной статьи.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с пунктом 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», являются: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 названного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 указанного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в Государственную жилищную инспекцию по г. Ухте поступила информация о том, что 02.04.2018 с крыши дома № 5 по ул. 30 лет Октября г. Ухты сошел снег и упал на детскую коляску, пострадал <Д.2>
В ходе осмотра дома № 5 по ул. 30 лет Октября г. Ухты 03.04.2018 установлено, что на кровле дома, на козырьках нежилых помещений свесов, сосулек не наблюдается, на козырьках балконов снег не наблюдается, на тротуаре имеются куски снега.
ООО «Управляющая компания №1», зарегистрировано в качестве юридического лица 08.07.2013 в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республики Коми, о чем сделана запись в единый государственный реестр юридических лиц № 1131102000996, осуществляет лицензионный вид деятельности по управлению многоквартирными домами на основании лицензии № 114 от 29.04.2015.
Между ООО «УК № 1» и собственниками, проживающими по адресу: г. Ухта, ул. 30 лет Октября, д. 5, заключен договор управления от 16.08.2013. Согласно перечню планируемых работ и услуг по содержанию имущества собственников помещений в МКД на 2017-2018 год управляющая организация проводит очистку крыши от слежавшегося снега со сбрасыванием сосулек при толщине снега до 20 см (10 раз зимний период), очистка козырьков от снега над входами в подъезд (5 раз в подъезд).
Согласно представленного ООО «УК № 1» акта от 28.03.2018 была произведена очистка шиферной кровли от снега и наледи, акт подписан одним из собственников МКД. Допустимых доказательств того, что снег упал с козырька одного из балконов вышеуказанного дома материалы дела не содержат.
Вместе с тем, суд приходит к выводу о том, что административным органом нарушен порядок привлечения должностного лица к административной ответственности.
Так, Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» на управляющие организации возложена обязанность получения лицензий.
Заключив договор управления многоквартирным домом, общество в силу ст. 161 ЖК РФ приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, соответственно является субъектом данного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Из содержания вышеприведенных норм права следует, что законодателем с 01 мая 2015 года установлен запрет осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами без соответствующей лицензии.
В соответствии с ч. 7 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор не осуществляется в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
Таким образом, с момента получения управляющей компанией лицензии, в ее отношении осуществляется лицензионный контроль для проверки соблюдения ею лицензионных требований, названных в п. 3 Положения о лицензировании.
Согласно ч. 1 ст. 196 ЖК РФ, к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и положения Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ с учетом особенности проведения внеплановой проверки, установленной ч. 3 настоящей статьи, введенной в действие Федеральным законом от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ.
Как следует из ч. 3 ст. 196 ЖК РФ, внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пп. 1, 4, 5 ч. 10 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.
Таким образом, при осуществлении лицензионного контроля и последующего привлечения должностного лица управляющей компании к административной ответственности за нарушение лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами административного органу необходимо соблюдать порядок проведения проверки юридического лица, установленный Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 данного Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Аналогичные требования установлены п. 2 ч. 5 ст. 20, ч. 2 ст. 196 ЖК РФ.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст. 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении не иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как усматривается из материалов дела, распоряжение о проведении внеплановой проверки ООО «Управляющая компания № 1» по поступившей из средств массовой информации о допущенных управляющей компанией нарушениях при управлении МКД № 5 по ул. 30 лет Октября г. Ухты, не выносилось, акт по итогам проверки не составлялся. Протокол об административном правонарушении составлен 02 августа 2018 года, в связи с чем каких-либо препятствий для соблюдения прав юридического лица, включаяназначение внеплановой проверки с последующим соблюдением процедуры такой проверки и составление по ее итогам протокола об административном правонарушении в случае установления лица, виновного в совершении правонарушения, не имелось.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона РФ № 294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований. К грубым нарушениям относится нарушение требований, в том числе, требования, предусмотренные ч. 1 ст. 14 настоящего Закона, в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Таким образом, протокол об административном правонарушении № 93 от 02.02.2018, составленный в нарушение требований, установленных Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также акт осмотра от 03.04.2018 не могут быть признаны допустимыми доказательствами, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, мировой судья
установил:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица Иванова <В.К.1> за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ухтинский городской суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через мирового судью Пионергорского судебного участка города Ухты Республики Коми.
Мировой судья О.Е. Яковенко