Дело № 2-30/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2018 г. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка Топчихинского района Алтайского края Е.Н.Корт, при секретаре К.С.Ивлевой, с участием заместителя прокурора Топчихинского района В.В.Крапивина, с участием представителя ответчика Петрова И.В., действующего на основании представленной доверенности,
рассмотрев материалы гражданского дела по иску прокурора Топчихинского района Алтайского края в интересах Горбуновой Натальи Николаевны к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о возмещении суммы, затраченной на потребленную электроэнергию
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Топчихинского района Алтайского края в интересах Горбуновой Н.Н. обратился к мировому судье судебного участка Топчихинского района с иском к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании недополученной суммы компенсационных затрат на электроэнергию.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Горбунова Н.Н. относится к категории педагогических работников. Согласно справке взаимозачетов за потребленную электроэнергию, представленную филиалом «Алейские МЭС» ОАО СК «<АДРЕС>, Горбуновой Н.Н. в соответствии с показаниями приборов учета за период с ноября 2014 г. по март 2017 г. включительно было фактически за потребленную электроэнергию оплачено 12704,9 руб. При этом, компенсация затрат за потребленную электроэнергию, в соответствии со сведениями, предоставленными ответчиком, с учетом требований п.16 Постановления <АДРЕС> Алтайского края от <ДАТА2> N 126 за аналогичный период, составила 4022,24 руб. По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, установлено, что нормы ч.8 ст.47 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона Алтайского края от <ДАТА4> N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», утвержденных постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА5> N 99 каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не содержат, так как субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на уровне Закона РФ. Кроме того, п.4 названных Правил прямо предусмотрена необходимость компенсации расходов в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными, предоставляемыми поставщиками электроэнергии. В связи с изложенным, общая сумма недополученной компенсации за период с ноября 2014 года по март 2017 года составила: 8682,66 руб. = 12704,9 руб. (оплачено) - 4022,24 (компенсировано). Поскольку обращение Горбуновой Н.Н. на имя прокурора Топчихинского района с просьбой обратиться в суд в её интересах о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию является обращением по обеспечению права социальной защиты гражданина, руководствуясь ст.45 ГПК РФ, прокурор Топчихинского района обратился в суд в защиту интересов истца, и просит указанную выше сумму недополученной компенсации за оплату электроэнергии взыскать с ответчика в пользу Горбуновой Н.Н.
Заместитель прокурора Топчихинского района Алтайского края В.В.Крапивин в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал в полном размере по основаниям, которые указаны в иске. Кроме того, пояснил, что согласно справке АО «<АДРЕС>, истцом в сентябре 2016 года была произведена оплата потребленной электроэнергии в сумме 290 руб., в связи с чем компенсация за освещение за этот месяц, даже исходя из п.29 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, которые действовали на тот период времени, и предусматривали оплату компенсации при отсутствии приборов учета, ответчиком не была перечислена в пользу Горбуновой Н.Н. в октябре 2016 года, что подтверждается справкой, поэтому расчет представителя ответчика, изложенный в поступивших возражениях, нельзя принимать во внимание, поскольку он является неверным.
Истица Горбунова Н.Н. в судебном заседании поддержала иск, заявленный прокурором Топчихинского района в её интересах в полном размере. Суду пояснила, что проживает в отдельном доме, общая площадь которого 65,5 кв.м. У неё в доме имеются бытовые электроприборы, которыми она пользуется, а также есть баня и сарай, куда подведено освещение. Всю потребленную электроэнергию у неё учитывают два счетчика, поскольку не было возможности по техническим причинам установить один, так как происходит замыкание, но при этом отдельного прибора учета, который бы учитывал электроэнергию, потраченную только на освещение дома, у неё нет. Поскольку большая часть затрат по оплате электроэнергии уходит на освещение жилого помещения, где она проживает, просит удовлетворить заявленные прокурором в её интересах требования в полном размере.
Представитель ответчика Петров И.В. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях, ранее направленных в адрес суда (<ДАТА6>) и других участников процесса, в которых было указано, что с предъявленными требованиями УСЗН по <АДРЕС> району не согласно, поскольку требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права, так как ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена компенсация затрат педагогическим работникам на потребленную электроэнергию, так как компенсации подлежат лишь затраты на освещение. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, предоставляется согласно ст.47 ФЗ от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», в которой установлено, что сельские педагоги имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, при этом размер, условия и порядок возмещения расходов устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Согласно закону Алтайского края от <ДАТА4> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилам предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденным постановлением <АДРЕС> края от <ДАТА5> <НОМЕР>, компенсация затрат осуществляется непосредственно за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения. Понятие «освещение» не тождественно понятию «электроснабжение», что указывает Верховный суд РФ в определении от <ДАТА8> <НОМЕР>, а также эта позиция подтверждается и другой судебной практикой, в связи с чем федеральное законодательство оговаривает право педагогов на бесплатный доступ к освещению, а не электроснабжению. Расчет, приведенный прокурором, содержит фактический расход электроэнергии, включающий в себя расход электроэнергии как для освещения жилого помещения, так и для иных нужд. Индивидуальный прибор учета для фиксации потребленной электроэнергии, затраченной на освещение жилого помещения, как того требуют Закон Алтайского края и Правила, истцом не использовался, следовательно, расчет недополученной суммы затрат, произведенный прокурором за указанный период, является необоснованным, так как при отсутствии прибора учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно п.29 указанных выше Правил, при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого помещения. Кроме того, приведенный расчет не учитывает следующие обстоятельства. В соответствии с пунктом 28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Поскольку с <ДАТА9> Правила утратили силу, расходы за март 2017 года компенсированы истцу в апреле 2017 года в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от <ДАТА10> <НОМЕР>. С учетом изложенного, расчет недополученной компенсации истцу следовало бы произвести следующим образом: 5398,11 руб. = 9326,60 руб. (оплачено в период с <ДАТА11> по <ДАТА12>) - 3928,49 руб. (компенсировано за период с <ДАТА13> по <ДАТА12>), но размер рассчитанной прокурором суммы компенсации, с учетом уже выплаченной истцу суммы, превышает фактические расходы на потребленную электроэнергию в жилом помещении в спорный период на 3284,55 руб. Однако управление возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме в связи с их необоснованностью. Поскольку заявленные требования не основаны на нормах права, влекут нарушение публичных интересов Алтайского края и необоснованные выплаты из средств краевого бюджета, просит отказать в иске в полном объеме.
Представителем ответчика также <ДАТА14> были направлены в судебный участок и другим участникам процесса дополнительные возражения в обоснование своей позиции по делу, где производя новые арифметические действия, в соответствии с которыми, по мнению ответчика, расчет недополученной компенсации истцу следовало бы произвести следующим образом: 7610,41 руб. = 12039,90 руб. (оплачено за период с <ДАТА11> по <ДАТА15>) - 3928,49 руб. (компенсировано за период с <ДАТА13> по <ДАТА12>), поэтому размер рассчитанной прокурором суммы компенсации, с учетом уже выплаченной истцу суммы, превышает фактические расходы педагогического работника на потребленную электроэнергию в жилом помещении в спорный период на 1072,25 руб. Однако управление возражает против удовлетворения исковых требований в полном размере в связи с их необоснованностью, поскольку заявленные требования не основаны на нормах права, влекут нарушение публичных интересов Алтайского края и необоснованные выплаты из средств краевого бюджета, просит отказать в иске в полном объеме.
Представитель ответчика Петров И.В. в судебном заседании также просил применить сроки исковой давности к требованиям в части взыскания компенсации расходов за период с <ДАТА11> по <ДАТА16> Кроме того пояснил, что в соответствии с п.29 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, расчет денежного эквивалента мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения производят организации - поставщики, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, и ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при определении общего размера компенсации, несут организации - поставщики услуг в соответствии с заключенными соглашениями о взаимодействии, что также предусмотрено п.49, поэтому УСЗН по <АДРЕС> району перечисляло Горбуновой Н.Н. компенсацию на оплату освещения именно в той сумме, которая была указана АО «<АДРЕС>. В октябре 2016 года истцу компенсация перечислена не была, поскольку поставщик данной услуги не предоставил необходимые сведения, в связи с чем вины ответчика в сложившейся ситуации не имеется, поэтому просит прокурору отказать в иске.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Ранее представитель третьего лица направлял возражения на исковое заявление, поступившие в суд <ДАТА17>, в которых указал, что с предъявленными требованиями не согласен, поскольку считает их необоснованными, так как требования прокурора основаны на неверном толковании норм материального права. По мнению третьего лица, ни федеральным, ни региональным законодательством не предусмотрена компенсация затрат педагогических работников на потребленную электроэнергию, компенсации подлежат лишь затраты на освещение. Представитель третьего лица отмечает, что истец указывает на то, что федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты субъектов РФ не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и каких-либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию не содержат, однако данный вывод основан на неверном толковании норм федерального и регионального законодательства, предусматривающего компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. Компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, предоставляется согласно ст.47 ФЗ от <ДАТА7> <НОМЕР>, где установлено, что сельские педагоги имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, при этом размер, условия и порядок их возмещения устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджета субъектов РФ. В <АДРЕС> крае был урегулирован порядок, условия и размер компенсации затрат педагогическим работникам принятием Закона АК от <ДАТА4> <НОМЕР> и Правилами, утвержденными постановлением <АДРЕС> АК от <ДАТА5> <НОМЕР>, которые утратили силу с <ДАТА9>. Согласно п.4 указанных Правил, компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения. Ч.3 ст.2 вышеуказанного закона устанавливает, что размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчет путем в порядке, установленном законодательством РФ. В соответствии п.29 Правил, при отсутствии приборов учета, объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения. Представитель третьего лица полагает, что указанными нормами права компенсация затрат осуществляется за потребленную электроэнергию, затраченную непосредственно на освещение жилых помещений педагогических работников, а не за электроэнергию, использованную для удовлетворения иных потребностей педагогических работников при эксплуатации электроприборов, не предназначенных для освещения, в связи с чем считает, что если не установлен прибор учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, то объем электроэнергии, потребляемой для освещения, определяется расчетным путем. Понятие «освещение» не тождественно понятию «электроснабжение», и все вышеуказанные нормативные акты оговаривают право педагогических работников на бесплатный доступ к освещению, а не электроснабжению, при этом данный вывод подтверждается Определением Верховного Суда РФ от <ДАТА19> <НОМЕР>, а также и иной судебной практикой. Помимо этого, Верховный Суд РФ неоднократно указывал на право субъектов РФ самостоятельно определять порядок и размер предоставления мер социальной поддержки педагогических работников. Ввиду отсутствия у истца прибора учета электроэнергии, использованного непосредственно для освещения жилого помещения, ответчик правомерно осуществлял расчет потребленной электроэнергии для освещения жилого помещения расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, а расчет прокурора, изложенный в иске, включает в себя расход электроэнергии как для освещения, так и для иных нужд. Помимо указанного, исковые требования в части периода недополученной суммы компенсации с <ДАТА11> по <ДАТА20> заявлены за пределами срока исковой давности, в связи с чем, в силу ст.152, 198 ГПК РФ не подлежат удовлетворению, а расчет недополученной суммы компенсации следует производить исходя из платежей за период с <ДАТА11> по <ДАТА12>, которые относятся к периоду выплаты компенсации с <ДАТА13> по <ДАТА21> Кроме того, приведенный расчет не учитывает положения п.28 указанных выше Правил, в соответствии с которым денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Поскольку с <ДАТА9> Правила утратили силу, расходы за март 2017 года компенсированы истцу в апреле 2017 года в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от <ДАТА10> <НОМЕР>. С учетом изложенного, расчет недополученной компенсации, по мнению представителя третьего лица, следовало бы произвести следующим образом: 11538,90 руб. (сумма оплаты за электроснабжение за период с <ДАТА11> по <ДАТА15>) - 3928,49 руб. (сумма компенсации расходов на освещение, выплаченная истцу за период с <ДАТА13> по <ДАТА12>) = 7610,41 руб. Таким образом, размер рассчитанной истцом суммы компенсации, с учетом уже выплаченной суммы, превышает фактические расходы на потребленную электроэнергию в жилом помещении в спорный период в пределах срока исковой давности на 1072,25 руб. Однако представитель третьего лица возражает против удовлетворения исковых требований в полном объеме в связи с их необоснованностью, поскольку иск не основан на нормах права, влечет нарушение публичных интересов АК и необоснованные выплаты из средств краевого бюджета, поэтому считает его не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований.
Как следует из материалов дела, Горбунова Н.Н. поставлена на учет в УСЗН по <АДРЕС> району как получатель мер социальной поддержки на основании поданного ею заявлению от <ДАТА22> Решением УСЗН по <АДРЕС> району от апреля 2012 года ей назначена с <ДАТА23> выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему в <АДРЕС> 24.
<АДРЕС> директора МКОУ «Топчихинская СОШ № 2» от <ДАТА24> подтверждается, что Горбунова Н.Н. работает в указанном образовательном учреждении в должности учителя начальных классов с <ДАТА25> и по настоящее время.
В соответствии с п. «е» и «ж» ст.72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч.2, 5 ст.76 Конституции РФ).
В соответствии с п.2 ст.1 ФЗ от <ДАТА26> <НОМЕР> «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», которые действовали до <ДАТА27>, в ст.55 Закона РФ «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде (что было предусмотрено ранее) было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством РФ и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в ст.3 вышеуказанного закона предусмотрено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз.3 п.5 ст.55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с <ДАТА28> Федеральном законе от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с ч.8 ст.47 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов РФ.
При этом, в силу ч.4 ст.4 Федерального закона от <ДАТА7> <НОМЕР> нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Во исполнение указанного Федерального закона, принят Закон Алтайского края от <ДАТА4> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), при этом ч.1 ст.2 указанного нормативного акта в редакции от 30.11.2016 года было установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ч.3 ст.2 Закона Алтайского края от <ДАТА4> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» предусматривала, что размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объём электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путём в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.
Постановлением администрации Алтайского края от <ДАТА5> за <НОМЕР> были утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Пунктом 2 названных Правил было определено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с п.3 Указанных выше Правил, компенсация педагогическим работникам, указанным в п.2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.
На основании п.3.1 вышеуказанных Правил, компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии в них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по её погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
В соответствии с п.4 Постановления <АДРЕС> Алтайского края от <ДАТА29> N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края" компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан, выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Следовательно, термин «освещение» применительно к коммунальным ресурсам не является тождественным термину «электрическая энергия».
В соответствии с п.29 Постановления <АДРЕС> Алтайского края от <ДАТА29> N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
В ходе судебного заседания было установлено, что у Горбуновой Н.Н., имеющей право на компенсацию понесенных ею затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, где она проживает, не имеется, следовательно, размер предусмотренной ей компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством РФ, поскольку истец не имеет права на возмещение полностью всех затрат, понесенных на оплату электрической энергии, которая была учтена единым прибором учета.
В связи с вышеизложенным, суд не принимает во внимание доводы прокурора Топчихинского района о том, что Горбунова Н.Н. имеет право на 100% компенсацию всех понесенных ею затрат на оплату потребленной электрической энергии, так как суд не соглашается с его мнением о том, что при реализации названной льготы не следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение», а также, что помещения вспомогательного использования, к которым относятся бани, сараи, гаражи признаются частью жилого дома, поскольку эти доводы основаны на неверном толковании прокурором норм права.
Проверяя правильность начисления сумм компенсации, перечисленных истцу в период с ноября 2014 года по март 2017 года, суд руководствуется п.29 Правил, в соответствии с которыми при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения, в связи с чем размер компенсации составляет:
- в период с ноября 2014 года по <ДАТА30> года: 0,825 кВт/ч х 65,5 кв.м. х тариф 2,50 руб. = 135,09 руб. ежемесячно,
- в период с июля 2015 года по <ДАТА31> года: 0,825 кВт/ч х 65,5 кв.м. х тариф 2,70 руб. = 145,90 руб. ежемесячно,
- в период с июля 2016 года по <ДАТА32> года: 0,825 кВт/ч х 65,5 кв.м. х тариф 2,90 руб. = 156,71 руб. ежемесячно.
В соответствии с п.28 Правил денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Таким образом, компенсация за освещение жилого помещения перечисляется педагогическому работнику в следующем месяце после произведенной им фактической оплаты за потребленную коммунальную услугу.
<АДРЕС> АО «<АДРЕС> подтверждается, что Горбунова Н.Н. производила оплату за потребленную электроэнергию в период с октября 2014 года по март 2017 года ежемесячно. Однако, не смотря на это, выплаты компенсации в октябре 2016 года, соответствующей произведенной в сентябре 2016 года истцом оплате за потребленную коммунальную услугу, не было.
Поскольку суд рассматривает исковые требования в рамках заявленных и проверяет наличие перечислений компенсационных выплат в период, указанный прокурором в иске (с ноября 2014 года по март 2017 года), в связи с чем суд полагает, что за указанный период ответчиком была недоплачена компенсация только за сентябрь 2016 года в размере 156,71 руб., которая подлежит взысканию.
Доводы представителя ответчика о том, что указанная сумма компенсации была не выплачена по вине поставщика услуг, поскольку именно они не предоставили данные сведения, не влияют на существо принимаемого судом решения, так как не освобождают Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району предоставить меры социальной поддержки истцу, имевшему на это право в соответствии с действующим законодательством.
Истцу в ноябре 2014 года была перечислена компенсация в размере 93,75 руб., но в соответствии с произведенным расчетом, должна была быть перечислена в сумме 135,09 руб., однако суд не находит оснований для довзыскания с ответчика в пользу истца 41,34 руб. на основании нижеизложенного.
В соответствии со ст.195 Гражданского кодекса Российской Федерации, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно ст.196 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Положениями ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности.
Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со ст.200 ч.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Представитель ответчика Петров И.В. в судебном заседании, а также представитель третьего лица в поступивших возражениях просили применить срок исковой давности к требованиям в части взыскания суммы компенсации расходов за период с <ДАТА11> по <ДАТА20>, поскольку они заявлены за пределами срока исковой давности.
Суд соглашается с указанными доводами, поскольку считает, что Горбунова Н.Н. о своем нарушенном праве в части недополученной суммы компенсации за октябрь 2014 года должна была узнать в ноябре 2014 года, после перечисления суммы, однако исковое заявление поступило в суд только <ДАТА33>, т.е. спустя более чем три года, и поскольку заявленные требования носят имущественный характер, основаны на взыскании недоначисленной компенсации за освещение жилого помещения и фактически являются убытками, нормы об исковой давности судом применяются к спорным правоотношениям, поэтому суд не находит оснований для довзыскания компенсации за указанный период.
В соответствии со ст.45 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Поскольку требования прокурора, предъявленные в интересах Горбуновой Н.Н., вытекают из социальной защиты её нарушенных прав, суд полагает, что он имел право обратиться с данным иском.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, мировой судья
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Топчихинского района Алтайского края в интересах Горбуновой Натальи Николаевны к Управлению социальной защиты населения по Топчихинского району о возмещении суммы, затраченной на потребленную электроэнергию, удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району в пользу Горбуновой Натальи Николаевны недополученную сумму компенсации понесенных затрат на электроэнергию, перечисленных за период с ноября 2014 года по март 2017 года в размере 156 руб. 71 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.
В остальной части исковых требований прокурору Топчихинского района Алтайского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Топчихинский районный суд Алтайского края через судебный участок Топчихинского района Алтайского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, т.е. после <ДАТА34>
Мотивированное решение изготовлено 13.02.2018 года.
Мировой судья: