7п-14
РЕШЕНИЕ
14 января 2020 года город Архангельск
Судья Архангельского областного суда Харлов А.С., рассмотрев жалобу законного представителя муниципального предприятия «Горводоканал» Ерофеевского А.В. на постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 2 декабря 2019 года,
установил:
постановлением судьи Котласского городского суда Архангельской области от 2 декабря 2019 года муниципальное предприятие «Горводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 205 000 рублей.
В жалобе законный представитель юридического лица Ерофеевский А.В. просит указанное постановление отменить, считая его незаконным.
Проверив дело в полном объеме, рассмотрев доводы жалобы, не нахожу законных оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица осуществляющие содержание дорог.
Согласно пункту 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные машины, строительные материалы, конструкции и тому подобное, которые не могут быть убраны за пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками, направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости - дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
По окончании работ на дороге должно быть обеспечено безопасное передвижение транспортных средств и пешеходов.
В местах производства работ применяются технические средства организации дорожного движения, соответствующие ГОСТ Р 52289-2004.
Принципы организации движения транспортных средств, велосипедистов и пешеходов в местах производства дорожных работ, а также обустройства техническими средствами организации дорожными движения и иными направляющими и ограждающими устройствами определяются ОДМ 218.6.019-2016 «Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ» (далее - ОДМ 218.6.019-2016).
Данный методический документ рекомендуется для применения при выполнении работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а также других работ, в местах проведения которых, возникает необходимость временного изменения движения транспортных, пешеходных и велосипедных потоков.
Как следует из материалов дела, 08 октября 2019 года при обследовании места ДТП (наезд на дефект дорожного покрытия) установлено, что МП «Горводоканал», являясь ответственным за производство дорожных работ на автомобильной дороге общего пользования местного значения по улице Гагарина возле дома № 53 в городе Котласе Архангельской области (устранение аварии на водопроводе), допустило нарушение пункта 14 Основных положение по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц и иных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД, а именно:
- с четной и нечетной стороны домоисчисления вышеуказанной автомобильной дороги (улицы) отсутствовали дорожные знаки 1.25 «Дорожные работы» с лицевой поверхностью из световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета в количестве 2 единиц;
- по титулу и против титула дороги отсутствовали дорожные знаки 3.25 «Конец ограничения максимальной скорости 20 км/ч»;
- с четной и нечетной стороны домоисчисления отсутствовали дорожные знаки 1.25 «Дорожные работы» (повторный) со знаком дополнительной информации (табличками) 8.2.1 «Зона действия» в количестве 2 единиц;
- с четной и нечетной стороны домоисчисления отсутствовали дорожные знаки 1.20.3 «Сужение дороги» с лицевой поверхностью из световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета в количестве 2 единиц;
- с четной и нечетной стороны домоисчисления отсутствовали дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости движения 20 км/ч» в количестве 2 единиц; 3.24. «Ограничение максимальной скорости движения 40 км/ч» в количестве 2 единиц;
- с нечетной стороны домоисчисления отсутствовали направляющие устройства - пластины дорожные с изображением дорожного знака дополнительной информации (Таблички) 8.22.2 «Препятствие» и с красными фонарями;
- на асфальтобетоном покрытии проезжей части отсутствовали временные линии дорожной горизонтальной разметки оранжевого цвета 1.2 (обозначает край проезжей части), 1.6, 1.19, 1.11, 1.2;
- с четной и нечетной стороны домоисчисления отсутствовали дорожные знаки 5.15.6 «Конец полосы» в количестве 2 единиц;
- с четной и нечетной стороны домоисчисления отсутствовали дорожные знаю 5.15.3 «Начало полосы» в количестве 2 единиц;
- с четной стороны домоисчисления отсутствовал дорожный знак 4.2.2 «Объезд препятствия слева» в количестве 1 единицы;
- с четной стороны домоисчисления отсутствовал передвижной заградительный знак с изображением дорожных знаков - 4.2.2 «Объезд препятствия слева», знаком дополнительной информации (табличка) 8.22.3 «Препятствие» с сигнальными фонарям желтого цвета, расположенных в верхней части и работающих в мигающем режиме;
- с четной и нечетной стороны домоисчисления отсутствовали дорожные знаки 5.15.3 «Начало полосы» в количестве 2 единиц.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в содержании дорог; фотоматериалами; объяснениями ФИО12; схемой места совершения административного правонарушения; разрешением (ордером) на проведение земельных работ, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Допустив несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при проведении долгосрочных (дорожных) работ на дороге, МП «Горводоканал» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Вопреки доводам жалобы, судья дал надлежащую оценку тому, что муниципальное предприятие является субъектом указанного административного правонарушения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 12 статьи 3 данного Федерального закона содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Поскольку исходя из пункта 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения обязанность по организации и обеспечению безопасности дорожного движения в месте производства работ в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил была возложена на МП «Горводоканал», именно данное юридическое лицо в данном месте являлось ответственным лицом за содержание дороги, а, следовательно, является субъектом вмененного административного правонарушения.
При этом то обстоятельство, что работы на момент обследования участка дороги в 19 часов 10 минут 8 октября 2019 года не проводились, правового значения не имеет.
Из материалов дела следует, что 08 октября 2019 года в 09 часов 25 минут в МП «Горводоканал» поступила информация об аварии на водопроводной сети напротив дома № 53 по улице Гагарина в городе Котласе.
Согласно информации, представленной директором МП «Горводоканал» Ерофеевским А.В., в связи с указанными обстоятельствами в район аварии МП «Горводоканал» направлена аварийно-восстановительная бригада, которая прибыла на место аварии (истечение воды из земли у водопроводного колодца на обочине) в 9 часов 40 минут 08 октября 2019 года, и начала выполнять работы по локализации утечки, также предприятие начало оформлять ордер на проведение земляных работ. На месте утечки на обочине обозначено поставленным ограждением, знаки «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева». Срок начала ремонтных работ с перекрытием проезжей части улицы был определен Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и экологии Управления городского хозяйства после прохождения последнего маршрутного автобуса с 22 часов 30 минут 08 октября 2019 года.
МП «Горводоканал», является юридическим лицом, в силу пунктов 2.1 и 2.2 Устава созданным с целью обеспечения потребителя хозяйственно-питьевой водой, отвечающей соответствующим показателям, приёма сточных вод, их очистке и оказанию качественных услуг, соответствующих основному профилю работ; реализации на основе полученного дохода экономических интересов учредителя и работников предприятия. Для достижения указанных целей предприятием осуществляется, в том числе, контроль за техническим состоянием, обслуживанием и проведением ремонтно-восстановительных работ, планово-предупредительных и капитальных ремонтов водопроводных канализационных сетей и устройств на них, находящихся в хозяйственном ведении предприятия.
С учетом изложенного, судья пришел к правильному выводы, что с момента начала устранения аварии, а не с 22 часов, как ошибочно полагает податель жалобы, и до ее устранения, МП «Горводоканал» являлось лицом, ответственным за безопасность дорожного движения на данном участке дороги, поскольку пользование таким участком угрожало безопасности дорожного движения вследствие причины, которая входит в компетенцию данного предприятия и при выполнении соответствующих работ оно обязано было своевременно установить необходимые дорожные знаки, направляющие устройства со средствами сигнализации, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения при проведении дорожных работ.
Ссылка в жалобе на выполнение в 9 часов 40 минут 8 октября 2019 года только работ по откачке воды из водопроводного колодца расположенного на обочине дороги, не опровергает правильно установленные судьей обстоятельства.
Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Аналогичное определение понятия «дорога» содержится и в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ.
В силу пункта 1.2 Правил обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Из приложения в Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденных постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1991 г. № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» следует, что ширина обочины обычной автомобильной дороги, имеющей две полосы движения составляет от 2 до 2,5 метров для дорог III категории, от 1,5 до 2 метров для дорог VI категории.
Кроме того, выставление знаков работниками МП «Горводоканал» «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева» свидетельствует о проведении работ на дороге.
Данные обстоятельства подтверждаются как сообщением директором МП «Горводоканал» Ерофеевским А.В., так и показаниями свидетеля ФИО13 и защитников Коносова О.А. и Шошина Ф.А. в судебном заседании.
Сужение дороги произошло в результате наличия на проезжей части препятствия в виде просадки дорожного полотна, заполненного водой, зафиксированного на схеме места совершения административного правонарушения.
Выставленная МП «Горводоканал» стойка с дорожными знаками «Дорожные работы», «Объезд препятствия слева» согласно материалам дела, в том числе фотографиям, частично находится на проезжей части дороги.
Вопреки доводам жалобы судья не выходил за пределы объема, вмененного юридическому лицу обвинения.
Согласно статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит не только наличие события административного правонарушения, но и лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
Выяснение вопроса о времени, с которого МП «Горводоканал» являлось ответственным за производство работ, в силу статьи 26.1 КоАП РФ относилось к обстоятельствам, подлежащим установлению по данному делу, для выяснение вопроса о наличии в действиях данного предприятия состава вмененного административного правонарушения.
В протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи указано время выявления административного правонарушения - 19 часов 10 минут 8 октября 2019 года.
По существу в жалобе законного представителя юридического лица не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и не содержится обстоятельств, которые могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Постановление вынесено судьей в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной Кодексом РФ об административных правонарушениях, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
Административное наказание МП «Горводоканал» назначено в размере, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ с соблюдением общих правил назначения наказания юридическому лицу, установленных статьями 4.1 – 4.3 КоАП РФ.
Нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено и правовых оснований для отмены постановления не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 и статьей 30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Котласского городского суда Архангельской области от 2 декабря 2019 года оставить без изменения, жалобу законного представителя МП «Горводоканал» Ерофеевского А.В. - без удовлетворения.
Судья А.С. Харлов