Решение по делу № 7-1162/2017 от 28.11.2017

                                                                                                                      Дело №5-1161/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кострома, ул. Советская, д.120<АДРЕС>

Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2017г.

Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2017г.

Мировой судья  судебного участка №32 Свердловского судебного района г. Костромы Алешникова Д.В., рассмотревматериал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в отношении  директора <ОБЕЗЛИЧЕНО>  ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, расположенного по адресу: <АДРЕС>, Поликарповой <ФИО1>, <ДАТА> рождения, уроженки г. <АДРЕС>, проживающей по адресу: <АДРЕС>,

                                                                   установил:

            В период с <ДАТА> по <ДАТА> на основании распоряжения начальника Верхне-Волжской Государственной инспекции пробирного надзора <ФИО2> от <ДАТА> <НОМЕР> проведены проверочные мероприятия в отношении <ОБЕЗЛИЧЕНО> в ходе которых были выявлены нарушения требований ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ. Так в нарушение норм федерального закона в организации не фиксировалась информация по получению и предоставления беспроцентных займов,  в имеющемся личном кабинете не все используются действующие перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, тем самым не могут использоваться все процедуры внутреннего контроля, которые являются обязательными для осуществления организациями, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. За проверяемый период Обществом не использовались списки, выпускаемые Росфинмониторингом. Кроме того, обществом не сдавались отчеты по форме 3 -ФМ, то есть не информировало о результатах проверок уполномоченный орган, в порядке, установленном Правительством РФ.  Вышеперечисленные нарушения свидетельствуют о том, что внутренний контроль осуществляется в <ОБЕЗЛИЧЕНО> с нарушениями требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Следовательно обществом нарушаются требования ст. 4 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, в соответствии с которым организация и осуществление внутреннего контроля относится к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В нарушение п.1 Постановления Правительства №492 от 29.05.2014 года специальное должностное лицо, ответственное за исполнение обязанностей по  ведению финансового мониторинга директор Поликарпова <ФИО1>, не соответствует квалификационным требованиям, имеет высшее образование, не относящееся к специальностям по направлению «Экономика и управление» и «Юриспруденция», а также опыт работы менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В соответствии с Уставом <ОБЕЗЛИЧЕНО> утвержденным решением единственного учредителя б/н от <ДАТА>, и решением <НОМЕР> от <ДАТА> единоличным исполнительным органом общества является директор, к компетенции которого относятся вопросы руководства текущей деятельностью общества. Таким образом, директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> <ФИО3> совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.27 КоАП РФ - неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи.

Представитель Поликарповой С.В. по доверенности <ФИО4> в судебном заседании вину признала, не оспаривала наличие выявленных в ходе проверки нарушений. Пояснила, что все они устранены в ходе проверки и позднее, в подтверждение чего представила документы. Учитывая, что ранее к административной ответственности Общество не привлекалось, выявленные нарушения устранены в полном объеме, просила применить минимальные меры наказания.

Представитель Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещался надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

<ОБЕЗЛИЧЕНО> состоит на специальном учете в Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора на основании свидетельства о постановке на специальный учет <НОМЕР> от <ДАТА> со сроком действия <ДАТА>

В связи с необходимостью осуществления мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в соответствующем законодательстве определение внутреннего контроля сформулировано как деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Соблюдение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является для общества обязательным.

В соответствии с ч.2 ст.7 ФЗ №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

При этом основанием документального фиксирования информации является, в том числе, несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации.

В соответствии с приказом ФСФМ №103 от 08.05.2009г. «Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» одним из критериев необычной сделки является - выявление предоставления и получение займа, процентная ставка по которому ниже ставки рефинансирования, установленной Банком России.

В нарушение п.2 ст.7 ФЗ «115-ФЗ информация по получению и предоставлению беспроцентных займов документально не фиксировалась. Из акта проверки следует, что обществом <ДАТА>. был выдан беспроцентный займ <ФИО5> на сумму <ОБЕЗЛИЧЕНО> рублей, что не было зафиксировано.

В нарушение абз. 2 п. 2 ст. 6 Закона № 115-ФЗ и Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 № 804, в обществе в имеющемся личном кабинете не используется действующие на дату проверки перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму.

В силу пп.7 п.1 ст. 7 ФЗ №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны  не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 1.4 Инструкции организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (Глава VII настоящей Инструкции).

В соответствии с пунктом 7.5 Инструкции информация о результатах всех проверок, проведенных индивидуальным предпринимателем в период с 31 июля 2013 года по 10 июня 2015 года, представляется в порядке, определенном Инструкцией. Передача такой информации осуществляется в срок, самостоятельно определяемый организацией или индивидуальным предпринимателем, но не превышающей срок, в который организацией и индивидуальным предпринимателем должна быть передана информация о результатах первой проведенной проверки после вступления в силу Приказа.

В Информационном письме Федеральной службы по финансовому мониторингу от 26.10.2015 № 49 указано, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представить в Росфинмониторинг информацию обо всех проверках за период с 30 июня 2013 года до 10 июня 2015 года не позднее даты представления информации о результатах очередной проверки, проведенной после 22 ноября 2015 года, в порядке, предусмотренном пунктом 7.6 Инструкции. Следовательно на организации возложена обязанность направить все отчеты по форме ФЭС 3-ФМ (за период, начиная с 30 июня 2013). При этом отчет по форме ФЭС 3-ФМ направляется один раз в три месяца независимо от того выявлены ли среди клиентов организации и физические лица, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

В нарушение вышеуказанных требований в проверяемом периоде Общество о результатах проверок уполномоченный орган не информировало, отчеты по форме не отправлялись. Это свидетельствует о нарушении законодательства в части осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с п. 1. Постановления Правительства № 492 от 29 мая 2014 года «О квалификационных требований к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». К специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, предъявляются следующие квалификационные требования:

а)наличие высшего образования по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция», а при отсутствии указанного образования - наличие опыта работы не менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

б)прохождение в соответствии с настоящим постановлением обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В нарушении п. 1. Постановления Правительства <НОМЕР> от <ДАТА> специальное должностное лицо, ответственное за исполнение обязанностей по ведению финансового мониторинга - Поликарпова С.В. не соответствует квалификационным требованиям, предусмотренным Постановлением правительства РФ от <ДАТА>, а именно отсутствует высшее образование (по специальностям, направлениям подготовки, относящимся к укрупненной группе специальностей, направлений подготовки «Экономика и управление», либо по направлению подготовки «Юриспруденция»), а так же опыт работы составляет менее 2 лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В отсутствии  высшего юридического или экономического образования, сведений о том, что Поликарпова С.В. фактически осуществляла деятельности на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, материалы дела не содержат.

Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

При этом, под организацией внутреннего контроля законодатель понимает совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществлением внутреннего контроля признается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства, выразившиеся в неисполнении обязанности в части организации и осуществления внутреннего контроля.

По результатам проверки <ДАТА> составлен акт, возражений к которому со стороны представителей общества не последовало.

Решением <НОМЕР> от <ДАТА> директором <ОБЕЗЛИЧЕНО> назначена Поликарпова С.В.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Поликарповой С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, подтверждается  протоколом об административном правонарушении от <ДАТА>, актом проверки от <ДАТА>, и приложенными к нему материалами, объяснениями представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.

В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства объективной невозможности исполнения лицом, привлекаемым к административной ответственности, установленной законом обязанности.

У должностного лица имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения.

При оценке доказательств суд не имеет объективных причин не доверять материалам дела, составленным уполномоченным лицом и соответствующим требованиям закона. Совокупность приведенных доказательств дает основание суду прийти к выводу, что протокол об административном правонарушении составлен правомерно и должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности должно понести наказание в соответствии с санкцией ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ.

Характер совершенного правонарушения, посягающего на установленные государством  систему и порядок противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, не позволяет суду прийти к выводу об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и признать совершенное правонарушение малозначительным.

При назначении наказания суд принимает во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, его характер, то, что ранее Поликарпова С.В. не привлекалась к административной ответственности, выявленные нарушения на момент рассмотрения дела устранены. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении административного наказания согласно требованиям ст. 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить Поликарповой С.В. административное наказание в виде предупреждения, предусмотренного санкцией данной статьи.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, мировой судья

постановил:

            директора <ОБЕЗЛИЧЕНО> Поликарпову <ФИО1> признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, и подвергнуть ее наказанию в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Свердловский районный суд г. Костромы в течение десяти суток с момента получения путем подачи жалобы через мировому судью судебного участка №32 Свердловского судебного района г. Костромы.

Мировой судья                                                                     Д.В. Алешникова

П  Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

Постановлением мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от 28.11.2017г. Поликарпова <ФИО1> признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде предупреждения.

В соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях РФ сообщаю, что Вами, допущено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков.

В связи с этим предупреждаю Вас, что совершение повторного (в течение года) однородного административного правонарушения признается обстоятельством, отягчающим административную ответственность, и влечет назначение более строгого административного наказания (административного штрафа).

Мировой судья                                                             Д.В. Алешникова