Решение по делу № 5-545/2019 от 19.06.2019

Дело № 5-545/19

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Гор. Светлый                                                     01 августа   2019   года

         Мировой судья  Светловского судебного участка Калининградской области Браговская Н.В., рассмотрев материал об административном правонарушении поступивший из Территориального отдела Управления Россельхознадзора по Калининградской области, в отношении       исполнительного директора ООО «БАЛТСЕРВИС» Дрозда Романа Александровича, <ДАТА2> рождения, уроженца Брестской области гор. Барановичи, проживающего  <АДРЕС>, в совершении административного правонарушения предусмотренного ст.14.43 ч.1 КоАП РФ,

 У с т а н о в и л :

     27 мая 2019  года около 16 часов 00  минут в ходе проведения внеплановой документарной проверки по соблюдению законодательства в сфере качества и безопасности зерновой продукции ЗАО «Содружество Соя» было установлено, что 29.04.2013 года  ЗАО «АГРОПРОДУКТ» и ООО «БАЛТСЕРВИС» заключили  договор № БС/00252-ДГВ  на импортный груз, поступающий морским транспортом в том числе: получение грузов, оформление от имени исполнителя соответствующих документов в государственных органах и товаросопроводительной документации.

   28.01.2014 года между АО «Интергрэйн С.А.» и ЗАО «АГРОПРОДУКТ» заключен договор № АП/02593-ДГВ на поставку партиями товара, поименованного в спецификациях, который должен соответствовать стандартам качества и требованиям, применимым в отношении качества продукции подобного рода в соответствии  с законодательством РФ.

     В соответствии со спецификацией от 21.01.2019  года к названному договору поставщик поставил покупателю  партию бобов соевых генно-инженерно-модифицированных линий 40-3-2, MON87701 х MONТ89788, устойчивых к глифосату,  для промышленной переработки, урожай 2018 года, масса партии 32030,25 тонн, прибывшей из Бразилии в сопровождении декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-BR.АЖ23.В.00642 от 01.01.2018, заявителем которой по схеме 3д является ООО «БАЛТСЕРВИС». На момент ввоза - 21 января 2019 года декларация  о соответствии имела статус «действующая».

        01.12.2017 года между Альянса Агрикола ду Серрало С.А. (Бразилия, доверитель) и ООО «БАЛТСЕРВИС» (поверенный) был заключен договор, по условиям которого  Общество приняло на себя обязательства от имени Доверителей выполнять на территории РФ функции Доверителей в части обеспечения соответствия  произведенной  доверителями продукции требованиям технических регламентов, национальных стандартов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов национальных стандартов.

   Вместе с тем установлены нарушения обязательных требований законодательства РФ в сфере качестве и безопасности зерна и продуктов его переработки, а именно: партия бобов соевых генно-инженерно-модифицированных линий 40-3-2, MON87701 х MON89788, устойчивых к глифосату,  для промышленной переработки, урожай 2018 года, масса партии 32030,25 тонн, прибывшая из Бразилии в сопровождении декларации о соответствии ЕАЭС № RU Д-BR.АЖ23.В.00642 от 01.01.2018  не соответствует требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011), утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874, по показателю - пестициды - глифосат - в пробе 0,57 мг/кг, при норме не более 0,15 мг/кг,  что подтверждается протоколом испытания от 21.02.2019 № ПЗ/2626 ФГБУ «Калининградская МВЛ».

     ООО «БАЛТСЕРВИС» в национальной части единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии по схеме 3д зарегистрирована декларация о соответствии ЕАЭС № RU Д-BR.АЖ23.В.00642 от 01.01.2018 на продукцию: бобы соевые генно- инженерно-модифицированные линии 40-3-2, устойчивые к глифосату, линии MON87701  х MON89788, устойчивые к чешуекрылым  насекомым-вредителям и к глифосату для промышленной переработки, серийный выпуск.

    Тем самым ООО «БАЛТСЕРВИС» не обеспечило надлежащее исполнение требований законодательства РФ в сфере качества и безопасности зерна, в соответствии с  п.4 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011).

        Дрозд Р.А. не явился, извещен. Мировой судья считает возможным рассмотреть дело без его участия.   

         Защитник Асеев А.А.  с протоколом не согласен, просил прекратить производство по делу, полагает, что отсутствует событие административного правонарушения,  так как применение Технического регламента Таможенного союза № ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной территории  Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей. На зерно, предназначенное для семенных целей, продукты переработки зерна данный технический регламент не распространяется. Кроме этого, технический регламент не применяется в случае отсутствия факта выпуска (продукция не предназначена для выпуска) в обращение на таможенной территории Таможенного союза. Из документов, представленным Административным органом, следует, что груз предназначен для промышленной переработки без его выпуска в обращение.

Поскольку сырье поставляется с целью промышленной переработки и после такой переработки сырье перестает существовать в первоначальном виде без выпуска в обращение, то предоставление декларации о соответствии и соблюдение норм ТР ТС до момента выпуска готовой продукции в обращение - не предусмотрено.       Помимо этого, считает, что Дрозд Р.А.   как должностное лицо, не является субъектом данного правонарушения, поскольку субъектом по ст.14.43 КоАП РФ могут быть только продавец или импортер в случае выпуска груза в свободное обращение на территории таможенного союза.  Учитывая, что выпуск груза в свободное обращение не осуществлялся, а выпуск в обращение может  сделать только изготовитель или импортер груза, коим ООО «Балтсервис»» не является, то привлечение должностного лица  к ответственности является незаконным. Кроме этого, при составлении протокола об административном правонарушении Административный орган не выяснял вопрос о наличии вины должностного лица, в том числе о  возможности соблюдения норм, нарушение которых ему вменяется, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению. Административный орган  констатировал лишь факт выявленного нарушения,  ссылаясь на нарушение норм технического регламента.

     Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 указанного Кодекса.

        Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.

         Субъектом правонарушения может быть изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), продавец.

      В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссией Таможенного союза принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011).

        Как указано в ч.1 ст. 5 ТР ТС 015/2011 соответствие зерна настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований и выполнением требований других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на него распространяется. Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям настоящего технического регламента проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна (часть 1 ст.6 Регламента).

      Согласно ч.1 ст.7 Технического регламента зерно, выпускаемое в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза, поставляемое на пищевые и кормовые цели, подлежит подтверждению соответствия в форме декларирования соответствия.

     Согласно   ч.1 ст.1 Регламента настоящий технический регламент распространяется на зерно, выпускаемое в обращение на единой таможенной

территории Таможенного союза, используемое для пищевых и кормовых целей. Настоящий технический регламент не распространяется на зерно, предназначенное для семенных целей, продукты переработки зерна.

         Согласно п.4 ст. 4 Технического регламента Таможенного союза. О безопасности зерна" не допускается выпуск в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза зерна, если содержание в нем остаточных количеств действующих веществ пестицидов, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, и указанных в приложениях 2, 4, 6 к настоящему техническому регламенту, превышает допустимые уровни.       

         Согласно материалам дела поставка груза осуществлялась по контракту, заключенному между иностранным производителем АО «Интергреэйн С.А.» и импортёром (не грузополучателем), который осуществляет переработку полученного груза-сырья.    Из представленных документов следует, что груз предназначен для промышленной переработки без его выпуска в обращение.

    Объектом правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, являются партии бобов соевых ГМО, линий 40-3-2 и MON87701  х MON89788, устойчивых к глифосату для промышленной переработки. Однако в протоколах испытаний, анализ которых послужил основанием для составления протокола об административном правонарушении указана - соя на пищевые ГМ.

            Доказательства того, что товар ввозился с целью выпуска в свободное обращение, материалы административного дела не содержат.

          TP ТС 015/2011 не распространяется на зерно, которое направляется на промышленную переработку, что также подтверждается письмом Евразийской Экономической комиссии от 22.03.2018 г.

         В  соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о порядке ввоза на Таможенную территорию Таможенного Союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного Союза (Приложение к Решению Коллегии ЕЭК от 25.12.12г.No294), предоставление декларации о соответствии продукции не требуется, в т.ч. в случае ввоза продукции (товара) в качестве комплектующих товаров либо сырья (материалов) к продукции, производимой на территории государства-члена, на которой осуществляется их помещение под таможенную процедуру.

     Согласно ч.2 ст. 29 Закона № 184-ФЗ Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О техническом регулировании" продукция, определяемая в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая в Российскую Федерацию и помещаемая под таможенные процедуры, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи документов о соответствии.

     Поскольку сырье поставляется с целью промышленной переработки и после такой переработки сырье перестает существовать в первоначальном виде без выпуска в обращение, то представление декларации о соответствии и соблюдение норм ТР ТС «О безопасности зерна» 015/2011 до момента выпуска готовой продукции в обращение не предусмотрено.

          Таким образом, суд соглашается с доводами Общества о том, что сырье (партии бобов соевых ГМО), ввезенные на территорию Таможенного союза для промышленной переработки и получения из него готовой продукции, не является предметом регулирования TP ТС 015/2011.

      Предметом технического регулирования является готовая продукция, получаемая из сырья, в виде соевого шрота и соевого масла, в отношении которой проводится полная проверка соответствия требованиям действующего законодательства РФ по качеству и безопасности данного вида продукции.

         Сведения о том, что в ходе проверки административным органом исследовались обстоятельства дальнейшего использования Обществом ввезенной продукции, материалах дела отсутствуют.

                      Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

            В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

                       С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Дрозда Р.А. состава инкриминируемого ему правонарушения, что в силу части 1 статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 29.9,29.10 КоАП РФ  мировой судья

п о с т а н о в и л:

         Производство по делу об административном правонарушении в отношении исполнительного директора ООО «БАЛТСЕРВИС» Дрозда Романа Александровича по ст. 14.43 ч.1 КоАП РФ прекратить.

           Постановление может быть обжаловано в Светловский городской суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Резолютивная часть постановления оглашена 29 июля 2019 года.

Мировой судья Н.В. Браговская