Дело №2-51/2016
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2016 года с. Кош-Агач
Кош-Агачский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Алеховикова В.А., при секретаре Тысовой А.О., с участием истца Яданова А.К., представителя ответчика Сейсекенова Б.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яданова А.К. к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании действий незаконными, восстановлении в очереди для получения социальных выплат для приобретения жилья, по программе «Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 2001 года,
У С Т А Н О В И Л:
Яданов А.К. обратился в суд с иском к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании действий незаконными, восстановлении в очереди для получения социальных выплат для приобретения жилья по программе «Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 2001 года, мотивируя тем, что 25.01.2001 им было подано заявление на имя главы администрации Кош-Агачского района, как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья по программе «Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», заявление было зарегистрировано за №243 в книге регистрации и учета граждан, впоследствии ему стало известно, что был снят с очереди из-за отсутствия перерегистрации. О том, что необходимо пройти перерегистрацию, никто не уведомлял. При обращении в администрацию МО «Кош-Агачский район» о восстановлении в очереди получил ответ от 31.08.2015 об отказе в удовлетворении заявления.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании истец Яданов А.К. и представитель администрации МО «Кош-Агачский район» представили заявление об утверждении соглашения о примирении, по условиям которого:
1. Ответчик обязуется:
1.1. Включить Яданова А.К. с первоначальной даты подачи заявления от 25.01.2001 в очередь для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по федеральной целевой программе «Жилище».
2. Истец обязуется:
2.1. Сформировать и сдать в жилищную комиссию администрации МО «Кош-Агачский район» необходимый перечень документов утвержденных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
3. Истец, в свою очередь, по настоящему Мировому соглашению отказывается от своих требований к Ответчику, составляющих предмет иска, в полном объеме.
4. Условия, предусмотренные настоящим Мировым соглашением, являются
окончательными, и в полном объеме определяют взаимные обязательства Сторон.
5. Настоящее мировое соглашение составлено на двух листах в 3 (трех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из Сторон и один экземпляр для утверждения судом и приобшения к материалам дела.
Мировое соглашение не нарушает права и законные интересы других лиц и не противоречит закону.
На основании ст.173 ГПК РФ стороны просят утвердить мировое соглашение.
Представитель третьего лица Министерства регионального развития Республики Алтай представил письменный отзыв на иск, из которого следует, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 №125-ФЗ представляет в орган местного самоуправления по месту жительства документы, указанные в п.9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальны выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879. Реализация Федерального закона осуществляется на основании Правил выпуска и реализации государственных и жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153. В соответствии с Правилами, граждане, состоящие на учете в органе местного самоуправления, должны подать заявление (рапорт) по форме приложения 1 к Правилам о включении их в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению, жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Участник Подпрограммы ежегодно в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, предоставляет заявление на планируемый год. В связи с тем, что участие в подпрограмме носит заявительный характер, участник Подпрограммы не может предъявлять претензии к органу местного самоуправления о том, что его не уведомляли о прохождении перерегистрации. Яданов А.К. не подавал заявление (рапорт) о включении его участником Подпрограммы, ежегодно не подавал заявление на планируемый год. Не представил в администрацию муниципального образования «Кош-Агачский район» необходимые документы в соответствии с п.19 Правил. Восстановление в очереди Яданова А.К. повлечет за собой нарушение прав всех очередников Республики Алтай, состоящих на учете с 25.01.2001 и добросовестно выполняющих все условия Подпрограммы, а именно ежегодно проходящих перерегистрацию, своевременно представивших документы, подтверждающих их право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностейили нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Как следует из материалов дела на основании заявления от 25.01.2001 заявитель Яданов А.К. поставлен в льготную очередь для получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Из письма администрации МО «Кош-Агачский район» от 31.08.2015 №1439, адресованному Яданову А.К., следует, что на основании Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 реализация Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002 №125-ФЗ осуществляется посредством реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, утвержденным федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». В соответствии с Правилами, граждане, состоящие на учете в органе местного самоуправления, должны подать заявление (рапорт) по форме приложения 1 к Правилам о включении их в состав участников Подпрограммы. По состоянию на 01.01.2007 в Республике Алтай на основании поступивших в органы местного самоуправления заявлений был сформирован список участников подпрограммы, который был направлен в Объединенную дирекцию по реализации федеральных инвестиционных программ. В данный список Яданов А.К. не включен, так как более десяти лет с момента постановки на учет в силу объективных обстоятельств не обратился в администрацию МО «Кош-Агачский район» по подаче заявления о включении в список на планируемые годы, а также заявление (рапорт) о включении в участников программы. Администрация МО «Кош-Агачский район» считает, что восстановление Яданова А.К. в очереди повлечет за собой нарушение прав всех очередников Кош-Агачского района, состоящих на учете с 2001 года добросовестно выполняющих все условия программы, а именно ежегодно проходящих перерегистрацию, своевременно представивших документы, подтверждающие их право на получение социальной выплаты в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. В связи с тем, что участие в программе носит заявительный характер, участник программы не может предъявлять претензий к органам власти, что его никто не уведомил. Право участника заключается в том, что за консультацией о том, как реализуется подпрограмма он может обратиться к любому компетентному лицу или в муниципальное образование, либо в Минрегионразвития РА или в юридическую консультацию, также ознакомиться с документами посредством Интернета.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность в 3-месячный срок привести списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствие с Положением о регистрации и учете.
Согласно п.20 Положения о регистрации и учете в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Пункт 21 Положения о регистрации и учете содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета имеющих право на получение жилищных субсидий.
Несоблюдение требования о перерегистрации как основание для снятия с учета в данный перечень не включено.
Снятие граждан с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья осуществляется органами, по решению которых граждане были поставлены на учет. Уведомления о снятии с учета направляются гражданам в письменном виде в течение 5 рабочих дней с даты принятия такого решения (п.22 Положения о регистрации и учете).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно, до 15 февраля, утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения. Утвержденные списки граждан являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья (п.п.24, 25 Положения о регистрации и учете).
Из содержания вышеназванных норм закона следует, что законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации функциями по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, одновременно возлагает на эти органы обязанность по соблюдению установленного порядка регистрации и учета указанной категории граждан.
Вместе с тем требование к самим гражданам о прохождении ими перерегистрации с целью последующего включения в списки лиц, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, Положение о регистрации и учете не содержит.
В п.9 Положения о регистрации и учете указан перечень необходимых для регистрации и постановки на учет документов, предоставляемых гражданами, имеющими право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления).
При этом данный пункт Положения не содержит информации об обязательном прохождении гражданами перерегистрации с предоставлением указанных документов в указанные органы исполнительной власти.
При рассмотрении дела судом установлено, что о необходимости прохождения перерегистрации, равно как о снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, истец уведомлен не был.
Изложенное свидетельствует о существенных нарушениях ответчиком порядка учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе, предусмотренного п.23 Положения права истца на обжалование в установленном законом порядке решения о снятии с учета граждан (исключения из списков), имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Таким образом, суд не принимает письменные возражения Министерства регионального развития Республики Алтай относительно заявленного иска.
Согласно ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Согласно п.2 ст.220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если стороны заключили мировое соглашение.
Условия мирового соглашения, подписанные сторонами, приобщены к материалам дела.
В судебном заседании сторонам разъяснены последствия утверждения мирового соглашения и прекращения производства по делу, предусмотренные ст. 221 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о том, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Учитывая, что мировое соглашение, заключенное сторонами, совершено в интересах обеих сторон, выполнение сторонами указанных выше условий мирового соглашения не нарушает интересы иных лиц, данные условия подписаны сторонами и приобщены к материалам дела, судом утверждается мировое соглашение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.39, 220, 221, 224, 225 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
Утвердить мировое соглашение, заключенное между истцом Ядановым А.К. и представителем ответчика администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» Сейсекеновым Б.Т. , действующим на основании доверенности №115 от 09.12.2015, по условиям которого:
- Яданова А.К. отказывается от исковых требований, предъявленных к администрации муниципального образования «Кош-Агачский район», составляющих предмет настоящего иска.
- Администрация муниципального образования «Кош-Агачский район» обязуется включить Яданова А.К. с первоначальной даты подачи заявления от 25.01.2001 в очередь для получения социальных выплат для приобретения жилья, в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по федеральной целевой программе «Жилище».
- Яданов А.К. обязуется сформировать и сдать в жилищную комиссию администрации муниципального образования «Кош-Агачский район» необходимый перечень документов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Производство по гражданскому делу по исковому заявлению Яданова А.К. к администрации МО «Кош-Агачский район» о признании действия администрации МО «Кош-Агачский район» незаконным, восстановлении в очереди для получения социальных выплат для приобретения жилья по программе «Переселенцы из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 2001 года, прекратить в связи с заключенным мировым соглашением.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Алтай в течение пятнадцати дней со дня его вынесения через Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.
Судья В.А. Алеховиков