№ 5-644/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
(резолютивная часть постановления оглашена в судебном заседании <ДАТА1>)
<ДАТА2> с. <АДРЕС>
Мировой судья судебного участка № 78 Надеждинского судебного района Приморского края Черняев А.В., с участием помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Мясниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании постановление и материалы дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП в отношении должностного лица - мастера по санитарии ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» Ламзина Дениса Анатольевича, <ДАТА3> г.р., уроженца г. <АДРЕС>, проживающего по адресу: <АДРЕС> край, г. <АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя прокурора <АДРЕС> района <АДРЕС> края от <ДАТА4> в отношении должностного лица - мастера по санитарии ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» <ФИО1> возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в связи с осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом с нарушением лицензионных требований, выявленных <ДАТА5> по результатам проведённой проверки.
В судебном заседании <ФИО1> согласился с постановлением заместителя прокурора, подтвердил изложенные в нём обстоятельства, предоставил фототаблицы и пояснил, что выявленные нарушения устранены в полном объёме, вода из подвала откачена.
В судебном заседании помощник прокурора Надеждинского района Приморского края Мясникова О.В. настаивала на привлечении лица к административной ответственности по основаниям, изложенным в постановлении. Считала возможным заменить должностному лицу административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Выслушав <ФИО1>, помощника прокурора, изучив постановление и материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <ДАТА6> <НОМЕР> «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от <ДАТА7> <НОМЕР> (далее - Положение о лицензировании), лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
Исходя из п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА8> <НОМЕР> утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила).
Как следует из подп. «а», «б», «в», «г» п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Из подп. «з» п. 11 Правил следует, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» пункта 2 Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 11.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Так, минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утверждён постановлением Правительства РФ от <ДАТА9> <НОМЕР> (далее по тексту - Минимальный перечень).
В соответствии с п. 11 Минимального перечня, работы, работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Постановлением Госстроя РФ от <ДАТА10> N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила).
В соответствии с п. 3.2.8 Правил, окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки.
Постановлением Госстроя РФ от <ДАТА10> N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила).
В соответствии с п. 3.2.8 Правил, окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки.
В соответствии с п. 3.4.1 Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА8> г. N 491, установлено, что для целей этих правил услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров.
В случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном данными правилами (пункт 6).
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание жилого помещения (пункт 15).
Судом установлено, что на основании решения прокурора <АДРЕС> района от <ДАТА12> <НОМЕР> в отношении юридического лица - ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» проведена проверка с целью контроля за исполнением требований жилищного законодательства организациями, осуществляющими управление жилищным фондом. Названное решение доведено до представителя проверяемой организации.
Проверкой установлено, что ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» является организацией, осуществляющей управление жилищным фондом, в частности, осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом <НОМЕР>, расположенным по улице <АДРЕС> в посёлке <АДРЕС> района <АДРЕС> края.
Вместе с тем, в нарушение вышеприведённых норм права при проверке содержания общего имущества собственников помещений в МКД <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в п. <АДРЕС> района <АДРЕС> края установлено, что в подвале вышеназванного дома скапливается вода, уровень воды достигает первой ступени лестницы в подвал, присутствует стойкий запах канализации, меры по устранению нарушения управляющей организацией не принимаются.
Таким образом, ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое», осуществляя управление вышеуказанными многоквартирными домами, ненадлежаще оказывает услуги, исполнение которых является обязательным для организации, осуществляющей управление жилищным фондом.
Кроме того, круг обязанностей управляющей организации, определенный в договоре, не освобождает ее от соблюдения общеобязательных требований, которые в соответствии с действующим законодательством направлены на надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения его сохранности.
Выявленные факты нарушений требований действующего законодательства отражены в соответствующих фототаблицах к акту проверки.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Приказом <НОМЕР> от <ДАТА13> на должность мастера по санитарии в ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» назначен <ФИО1> Денис Анатольевич.
В силу п. 2.1.2 должностной инструкции, утверждённой директором ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое», мастер по санитарии осуществляет планирование и организацию механизированных уборочных работ и работ, выполняемых вручную по содержанию придомовых территорий МКД, в том числе очистка придомовой территории от наледи.
В силу п. 4.1.2 должностной инструкции, мастер по санитарии за правонарушения, совершённые в период осуществления своей деятельности, - в соответствии с действующим административным законодательством РФ.
Вина должностного лица в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе судебного заседания материалами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <ДАТА4> (л.д. 1-8); решением о проведении проверки от <ДАТА12> <НОМЕР> (л.д. 25-26); копией приказа о приёме на работу <ФИО1> (л.д. 10); копией должностной инструкции (л.д. 11-12); копиями свидетельств о государственной регистрации юридического лица (л.д. 8-9); копией договора управления МКД (л.д. 14-24); актом проверки от <ДАТА5> (л.д. 27) и фототаблицами к нему (л.д. 28-31).
Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оснований подвергать сомнению изложенные в них обстоятельства у суда отсутствуют.
Сведений о том, что должностное лицо не имело реальной возможности своевременно исполнить возложенные на него обязанности, при этом предпринимал надлежащие и достаточные меры для их исполнения в соответствии с действующим законодательством, материалы дела не содержат.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств, по мнению суда, является достаточной для вывода о наличии в действиях должностного лица - мастера по санитарии ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» <ФИО1> состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, не истек.
При назначении должностному лицу административного наказания суд принимает во внимание личность правонарушителя, а также отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.
Вместе с тем, Федеральным законом от <ДАТА14> <НОМЕР> внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях согласно которых, при наличии определенных обстоятельств, штраф, налагаемый на некоммерческие организации и субъектов малого и среднего предпринимательства, может быть заменен на предупреждение.
Статья 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена частью 3 следующего содержания: в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от <ДАТА15> <НОМЕР>) предусмотрено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, замена административного штрафа предупреждением, возможна, в случае если предупреждение не является альтернативным видом наказания по применяемой статье Особенной части КоАП РФ или закона субъекта РФ и при соблюдении следующих условий:
- ответственность налагается на некоммерческие организации и субъекты малого и среднего предпринимательства, а также на их работников;
- административное правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- отсутствует имущественный ущерб.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от <ДАТА16> <НОМЕР> «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч.1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства частью 1.1 указанной выше нормы установлены условия, по которым юридические лица подлежат отнесению к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Также ч. 1, 9 ст. 4.1 Федерального закона от <ДАТА16> N 209-ФЗ установлено, что с <ДАТА17> сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие сведения подлежат размещению в открытом доступе на официальном сайте ФНС России.
Для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона от <ДАТА18> <НОМЕР> «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, размещённого на официальном сайте ФНС России, ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» отнесено к субъектам малого предпринимательства (микропредприятие).
Принимая во внимание выше изложенное, учитывая, что <ФИО1> является работником общества, отнесённого к субъекту малого предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), материалами проведенной проверки надзорным органом не установлено причинение либо угрозы вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не установлен имущественный ущерб, выявленные нарушения устранены в ходе рассмотрения дела судом, суд с учетом требований ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приходит к выводу о возможности применения к должностному лицу общества за совершённое административное правонарушение, предусмотренного ч.2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положений вышеназванной статьи, - заменить административный штраф на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 4.1.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Должностное лицо - мастера по санитарии ООО «СпецАвтоХозяйство «Новое» Ламзина Дениса Анатольевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края через мирового судью судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> края в течение 10 дней со дня вручения его мотивированной копии.
Мировой судья <ФИО3>