№ 3а-100/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 30 октября 2017 года
Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Гатченко О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Капицы К.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Капица К.А. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником ? доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере 25 770 951,01 рубль по состоянию на 01 января 2016 года. В соответствии с отчетом № 021/17 от 22 июня 2017 года рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года определена в размере 2 966 033 рубля.
Завышение кадастровой стоимости земельного участка приводит к нарушению права административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых обязательств.
Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 2 966 033 рубля.
Определением Оренбургского областного суда от 14 июля 2017 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Росреестра по Оренбургской области, в качестве заинтересованных лиц привлечены Смирнов С.С., Аболмасов В.А., Петров А.П.
Административный истец Капица К.А., представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», Управления Росреестра по Оренбургской области, представители заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г. Оренбурга, заинтересованные лица Смирнов С.С., Аболмасов В.А., Петров А.П. в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об оценочной деятельности») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в статье 24.18 предусматривает, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Постановлением администрации г.Оренбурга от 29 ноября 2016 года №3698-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель, входящих в состав МО г.Оренбург, по состоянию на 1 января 2016 года.
Из материалов дела следует, что Капица К.А. является собственником *** доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером (адрес), расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09 декабря 2009 года и от 02 августа 2013 года.
Другими участниками общей долевой собственности на указанный земельный участок являются заинтересованные лица Смирнов С.С., Аболмасов В.А., Петров А.П.
Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 февраля 2017 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 01 января 2016 года в размере 25 770 951,01 рубль.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В соответствии с абзацем 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей выкупа, расчёта арендной платы и налогообложения в соответствии с нормами земельного и гражданского законодательства.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет № 021/17 от 22 июня 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный экспертом-оценщиком Соловьевой О.В., являющейся членом Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Свободный Оценочный Департамент».
Указанным отчётом по состоянию на 01 января 2016 года определена рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 2 966 033 рубля.
Административный ответчик Управление Росреестра по Оренбургской области в своем отзыве на административное исковое заявление ссылалось на несоответствие указанного отчета об оценке требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Для устранения возникших сомнений в правильности отчёта, учитывая имеющиеся в деле замечания к отчету, определением Оренбургского областного суда от 29 августа 2017 года назначена судебная экспертиза, производство которой поручено эксперту ООО «Центр экономических и юридических экспертиз» М. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии с заключением эксперта №200/17 от 16 октября 2017 года отчет № 021/17 от 22 июня 2017 года, составленный ИП С.., соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности.
Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, содержит подробное описание проведенного исследования, приведены выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Оценив заключение эксперта от 17 октября 2017 года по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.
Выводы эксперта опровергают доводы Управления Росреестра по Оренбургской области о несоответствии отчета требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
Анализ рынка земельных участков города Оренбурга, использованные при этом аналоги, приведённые в представленном суду отчёте, не опровергнуты какими-либо другими доказательствами, суду не представлены иные отчёты или расчёты рыночной стоимости земельного участка, принадлежащего административному истцу.
При этом, каких-либо объективных данных, свидетельствующих о том, что избранная экспертом методология оценки и подбор объектов-аналогов привели к неправильному определению рыночной стоимости земельного участка, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что информация, использованная оценщиком в отчете № 021/17 от 22 июня 2017 года при определении рыночной стоимости объекта оценки обоснована, что позволяет делать вывод о ее достоверности, все расчеты выполнены верно, без методических и арифметических ошибок.
Существенное завышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение размера налоговых обязательств, что нарушает его права.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельного участка определена на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку Капица К.А. обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 14 июля 2017 года, датой подачи заявления следует считать 14 июля 2017 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Капицы К.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2016 года в размере 2 966 033 рубля на период с 01 января 2017 года и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в Единый государственный реестр недвижимости.
Датой подачи заявления считать 14 июля 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина