Дело № 5-47-303/2021 ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 16 июля 2021 года Р.п. Светлый Яр ул. Советская, 67 Волгоградская область 404171 Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 47 Волгоградской области мировой судья судебного участка № 48 Светлоярского судебного района Волгоградской области Поклонский Р.С., рассмотрев административный материал, поступивший в судебный участок 10 июня 2021 года в отношении администрации Светлоярскогомуниципального района Волгоградской области, <НОМЕР>, расположенной по адресу: <АДРЕС>, юридический адрес: <АДРЕС>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
09 июня 2021 года заместителем главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору <ФИО1> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, согласно которому юридическое лицо - администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области не выполнила в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, а именно: не выполнила пункты 2 и 3 Предписания <НОМЕР> от <ДАТА4>, срок исполнения по которому истек <ДАТА22>.
В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, если имеются данные о надлежащем извещении последнего о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела.
Законный представитель администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается росписью представителя в разносной книге. Ранее представлены в материалы дела копия постановления <НОМЕР> <ДАТА6>, копия постановления <НОМЕР> от <ДАТА7>, копия постановления <НОМЕР> от <ДАТА8>, копия договора подряда на оказание услуг по ремонту пожарных гидрантов, копия протокола заседания <НОМЕР>, копия концессионного соглашения <НОМЕР> от <ДАТА>.
При таких обстоятельствах, учитывая, что законный представитель юридического лица извещен надлежащим образом, мировой судья считает целесообразным рассмотреть материалы об административном правонарушении в его отсутствие.
Должностное лицо заместитель главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору <ФИО2>. в судебном заседании ояснил, что п. 2 и 3 Предписания в установленные сроки выполнены не были, предписание не обжаловалось и не отменено, наличие концессионного соглашения не исключает административную ответственность администрации Светлоярского муниципального района, так как в любом случае ответственность в силу норм закона лежит на собственнике помещения. Отметил, что, несмотря на изменения в законодательстве и утраты силы ряда нормативных правовых актов с <ДАТА10>, аналогичные требования, которые содержатся в предписании, имеются в вновь принятых нормативных правовых актах, следовательно, это не отменяет обязанность администрации исполнить в установленный срок предписание. Полагал, что правонарушение нельзя признать малозначительным, так как отсутствие противопожарного водоснабжения создает угрозу жизни и здоровью проживающих граждан. Отметил, что в случае пожара может выгореть большая часть жилых домов.
Выслушав должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, <ФИО2>., исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Частью 12 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Юридические лица обязаны неукоснительно исполнять возложенные на них законом обязанности, связанные со сферой их деятельности, выполнять адресованные им предписания органов государственного надзора и контроля.
Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ), должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право в том числе: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, налесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также о предотвращении угрозы возникновения пожара. В силу статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ, требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ). В соответствии со ст. 38 вышеуказанного Федерального закона, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», (далее Федеральный закон №123), (далее - Федеральный закон №123-ФЗ), который был принят в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты. (п.1 ч.2 ст.1 ФЗ №123). Согласно ст. 63 Федерального закона № 123-ФЗ первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципальногообразования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В силу ст.68 ФЗ № 123 на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом. В силу п. 55. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390; ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 8.6 СП (Свод правил) 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 25.03.2009 № 178в населенном пункте р.п. Светлый Яр необходимо обеспечить наличие у водоисточников, а также по направлению к ним, соответствующих указателей (объемных со светильником или плоских, с использованием светоотражающих покрытий, стойких к воздействию атмосферных осадков и солнечной радиации), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточников и направление. В соответствии с п. 2 ст.63, ст.62, ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390<НОМЕР> п. 8.6, 9.11 СП (Свод правил) 8.13130.2009 (ранее действовал СНиП 2.04.02-84 п.2.11,9.30) необходимо жилые дома, расположенные по адресам: <АДРЕС>, обеспечить наружным противопожарным водоснабжением для целей наружного пожаротушения - наружными водопроводными сетями с пожарными гидрантами в радиусе 200 метров.
Несмотря на изменения в законодательстве и утраты силы Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390 и (Свода правил) 8.13130.2009 с <ДАТА10> аналогичные требования содержатся в пунктах 48 и 75 Постановления Правительства РФ от <ДАТА18> <НОМЕР> (ред. от <ДАТА19>) «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», в пунктах 8.8 и 10.4 Свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение.Требования пожарной безопасности», утвержденных ПриказомМЧС России от <ДАТА20> N 225.
Согласно предписания <НОМЕР> от <ДАТА4>, полученного юридическим лицом <ДАТА21>, в результате проведения внеплановой выездной проверки администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности. В соответствии с данным предписанием юридическому лицу - администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области в срок до <ДАТА22> включительно необходимо было выполнить требования законодательства в области противопожарной безопасности.
Распоряжением заместителя главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору <ФИО1> <НОМЕР> от <ДАТА23> назначена внеплановая выездная проверка в отношении юридического лица - Администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области с целью контроля исполнения предписания <НОМЕР> от <ДАТА4> об устранении нарушений требований в области пожарной безопасности.
В соответствии с актом проверки <НОМЕР> от <ДАТА24>, выявлен факт невыполнения п. 2,3 предписания <НОМЕР> от <ДАТА4> органа осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Вина администрации Светлоярского муниципального района Волгоградской области в совершении указанного правонарушения доказана материалами дела, а именно:
- протоколом об административном правонарушении <НОМЕР>;
- предписанием об устранении нарушений требований пожарной безопасности <НОМЕР> от <ДАТА4>;
- распоряжением заместителя главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору <ФИО1> <НОМЕР> от <ДАТА23>;
- актом проверки <НОМЕР> от <ДАТА24>, а также иными материалами дела.
Представленные в материалы дела копии документов, а также договор концессии, заключенный с ООО «Осака-Лик» не свидетельствуют, что ответственность за нарушение требований противопожарной безопасности должна быть возложена на концессионера.
В соответствии с диспозиций ч. 12 ст. 19.54 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора. При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном законом порядке. Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному пожарному надзору, оно является обязательным для исполнения в установленный срок и за нарушение данного предписания наступает административная ответственность по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании установлено, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности <НОМЕР> от <ДАТА27> вынесено уполномоченным должностным лицом - заместителем главного государственного инспектора Котельниковского, Октябрьского и Светлоярского районов Волгоградской области по пожарному надзору <ФИО1> с соблюдением процедуры их вынесения, данное предписание не обжаловалось, в установленном законом порядке незаконным не признано, не отменено, атребования, указанные в предписании, в установленный срок Администрацией Светлоярского муниципального района Волгоградской области не выполнены. Законностьи обоснованность указанного предписания, а также неисполнение данного предписания в полном объеме не оспаривается.
Материалы дела не подтверждают, что администрация Светлоярского муниципального района, не соглашаясь с выданным предписанием, в письменной форме направляла свои возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений (в данном случае п. 2,3 Предписания). В установленном законом порядке предписание администрация не обжаловала.
Учитывая, что на момент рассмотрения дела предписание <НОМЕР> от <ДАТА4> не отменено, администрация Светлоярского муниципального района Волгоградской области, как лицо, которому выдано предписание об устранении нарушений обязательных требований, обязано было своевременно выполнить все пункты предписания.
Представленные в обоснование отсутствия вины администрации документы, свидетельствующие о том, что ответственность должна быть возложена на ООО «Осака-Лик», основаны на неверном толковании норм права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Проанализировав положения договора концессии, суд не усматривает, что из них следует, что в этот договор включены условия, обязывающие концессионера за свой счет производить работы в области противопожарной безопасности.
Законодательством в области противопожарной безопасности не предусмотрена возможность перекладывать исполнение требований возложенных предписанием должностного лица государственного органа, на иное юридическое лицо на основании гражданско-правового договора.
Доказательств устранения нарушений требований пожарной безопасности, указанных в п. 2, 3 предписания <НОМЕР> от <ДАТА4>, невозможности исполнения данного предписания в указанной части по уважительным причинам в срок до <ДАТА28>, принятия необходимых и достаточных мер, направленных на устранение нарушений требований пожарной безопасности, материалы дела об административном правонарушении не содержат, администрацией Светлоярского муниципального района не представлено.
Суд обращает внимание, что администрация привлекается к ответственности не за нарушение требований пожарной безопасности, ответственность за которое установлена ст. 20.4 КоАП РФ, а по ст. 19.5 КоАП РФ, то есть невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Устанавливая вину администрации Светлоярского муниципального района в неисполнении законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, суд учитывает, что неисполнение хотя бы одного из требований предписания, выданного в установленном законом порядке, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19. 5 КоАП РФ.
Таким образом, на основании исследованных судом материалов дела об административном правонарушении суд квалифицирует действия администрации Светлоярского муниципального района по ч. 12 ст. 19.5 КоАП.
Согласно п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив характер и степень общественной опасности допущенного администрацией Светлоярского муниципального района правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, оснований для признания малозначительным не усматривается. Невыполнение предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности представляет повышенную опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, создает реальную возможность возникновения пожарной ситуации, сопряженной с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушает охраняемые общественные отношения и не свидетельствует о малозначительности правонарушения.
При назначении наказания судья руководствуется общими правилами, предусмотренными ст. 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения и его последствия, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд считает возможным назначить наказание, в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 19.5 ч. 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 12 ░░. 19.5 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 70 000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, 04292000030), ░░░ 3445053806, ░░░ 346001001, 03100643000000012900 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░, ░░░/░░ 40102810445370000021, ░░░ 011806101, ░░░ 80311601193010005140, ░░░░░ 18649000, ░░░ 0355266600001100001581521. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ № 5-47-303/2021 ░░ 16.07.2021 ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 32.2 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 47 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░ 1 ░░.20.25 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 48 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░░░░░░░░