Дело <НОМЕР>
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<ДАТА1> г. <АДРЕС>
Мировой судья седьмого судебного участка <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> <ФИО1>, при секретаре <ФИО2>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску <ФИО3> к МП «<АДРЕС> о взыскании излишне уплаченных денежных средств, штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась к мировому судье с исковым заявлением к МП «<АДРЕС>, в котором указала, что является собственником квартиры, расположенной но адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д„ 30, кв.159. Многоквартирный жилой дом <НОМЕР> при строительстве был оборудован общедомовым прибором учета, а также индивидуальными (квартирными) приборами учета всех получаемых ресурсов, в том числе счетчиком отопления. Свидетельством о поверке <НОМЕР> подтверждается, что счетчик был поверен <ДАТА2> В отопительные периоды 2019-.2020гт,, 2020-2021гг. истицей ежемесячно осуществлялась оплата услуги по отоплению, что подтверждается счетами - извещениями и чеками об оплате. При этом, истицей в квитанции ежемесячно вносились сведения о показаниях счетчика отопления и она полагала, что стоимость начисляемой услуги рассчитывается исходя из показаний индивидуального прибора учета. <ДАТА3> истица обратилась к ответчику с заявлением-претензией с просьбой осуществить перерасчет оказанной услуги по отоплению за отопительный период 2019-2020 г.г„ с учетом индивидуального прибора учета и вернуть излишне начисленные и уплаченные денежные средства в размере 5540,34 руб.. Письмом от <ДАТА4> ответчик отказал в возврате денежных средств, указывая, что расчет платы за услуги осуществлялся с учетом показаний индивидуального прибора учета, что, по мнению истицы, не соответствует действительности. Дом <НОМЕР> по улице <АДРЕС> был введен в эксплуатацию с общедомовым и индивидуальными приборами учета тепловой энергии еще до вступления в силу части 7 статьи 13 Федерального закона от 23.11,2009 <НОМЕР> "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которой многоквартирные дома, вводимые в эксплуатацию с <ДАТА5> должны оснащаться дополнительно индивидуальными приборами учета тепловой энергии, при этом собственники таких приборов обязаны обеспечить их надлежащую эксплуатацию, сохранность и своевременную замену. Исполнение данной обязанности предполагает несение законными владельцами помещений в многоквартирном доме дополнительных расходов, которые должны быть оправданы достижением социально значимого результата - эффективного использования гражданами тепловой энергии и исключения ее нерационального расходования в многоквартирных домах, что невозможно без использования показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Положения Федерального закона дают рачительно расходующим тепловую энергию потребителям коммунальных услуг, несущим расходы на обеспечение сохранности индивидуальных приборов учета тепловой энергии, их надлежащую эксплуатацию и своевременную замену, основания для законных ожиданий соразмерного снижения платы за отопление, тем более в ситуации, когда многоквартирный дом при вводе в эксплуатацию был оснащен коллективным общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а жилые и нежилые помещения в атом доме были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10,07,2018 N 30-П Правила не соответствуют Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой содержащиеся в них взаимосвязанные нормативные положения не предусматривают возможность учета при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена. Истица полагает, что добросовестно исполнила обязанность по своевременной поверке индивидуального прибора тепловой энергии к началу отопительного периода 2016 года, которая не является бесплатной. Неисполнение аналогичной обязанности всеми собственниками дома и их игнорирование межнроверочных интервалов не должно являться основанием для начисления ей платы по общедомовому прибору учета. В этой связи полагает, что ей излишне были начислены денежные средства за отопительный период 2019- 2020гг. в размере 5540,34 руб. и, с учетом уточнения требований, за отопительный период 2020 - 2021гг, в размере 4977,21руб Указанные денежные средства истица просит взыскать с ответчика, а также взыскать штраф за отказа в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя в сумме 2770,17 рублей.
В судебном заседании истица и ее представитель <ФИО4> поддержали исковые требования в полном объеме с учетом их уточнения, дали пояснения, в целом, аналогичные изложенному в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности <ФИО5> исковые требования не признала, представила письменные возражения, в которых указала, что Исполнителем коммунальных услуг в МКД <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> является ООО «Эгида-Строй-Инвест». Расчет платы за услуги отопления и горячего водоснабжения производит ООО «РИВЦ «Симплекс» в соответствии с действующими «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» <НОМЕР> от <ДАТА6>
В силу подпункта «а» пункта 4 правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА7> <НОМЕР>, обязанность по приёму, хранению, передаче, восстановлению и актуализации технической и иной документации на многоквартирный дом возложена на управляющую организацию.
В МКД <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> установлен общедомовой прибор учета (ОДПУ) тепловой энергии, который учитывает общую тепловую энергию на нужды отопления и гвс.
Начисления за услугу отопление по МКД <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> за период октябрь 2019 года - апрель 2021 года производились по формуле 3(1) и 3 (7) Приложения <НОМЕР> к Правилам <НОМЕР> (с учетом показаний ИПУ тепловой энергии).
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в 1-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 3(1): ;
где:
Vi - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме и определенный в i-м помещении (жилом или нежилом), оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета, при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление, полученного на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) прибора учета за предыдущий год, а в i-м помещении (жилом или нежилом) в многоквартирном доме, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) приборами учета, - исходя из площади такого помещения по формуле 3(7);
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Vд - объем (количество) потребленной за расчетный период в многоквартирном доме тепловой энергии, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий год;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
TТ - тариф (цена) на тепловую энергию, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3(7) Приложения <НОМЕР> к Правилам <НОМЕР> - объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на не оборудованное индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета 1-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учёта тепловой энергии, определяется по формуле 3(7):
где:
Si - общая площадь не оборудованного индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
- сумма объемов (количества) тепловой энергии, определенных по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за расчетный период при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, а при оплате равномерно в течение календарного года - исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета за предыдущий год;
- сумма площадей i-х помещений (жилых или нежилых) в многоквартирном доме, оборудованных индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, с применением показаний которых осуществляется расчет платы.
Как видно из формулы расчет за услугу отопление производится не только исходя из объема индивидуального потребления (VI - показания ИПУ тепловой энергии), но и в том числе на долю тепловой энергии, приходящейся на отопление мест общего пользования. Данный объем тепловой энергии зависит от объема тепловой энергии, зафиксированной ОДПУ и объема тепловой энергии, зафиксированного ИПУ и предоставленного собственниками (пользователями) жилых помещений МКД <НОМЕР> по ул. <АДРЕС>.
Система центрального отопления многоквартирного дома относится к общему имуществу, оплате подлежит не только индивидуальное потребление по ИПУ отопления, но и доля общедомового потребления тепловой энергии, приходящаяся на помещение.
В соответствии со статьями 39, 153, 154 и 158 ЖК РФ собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества и обязаны нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей долевой собственности на это имущество.
Согласно данным ООО «РИВЦ «Симплекс» в жилом помещении <НОМЕР>, расположенном по адресу ул. <АДРЕС>, дом 30 установлен индивидуальный прибор учета тепловой энергии (ИПУ тепловой энергии), последняя поверка произведена <ДАТА8>, межповерочный интервал - 4 года. Расчет платы производится по указанным формулам с учетом показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии и показаний ОДПУ тепловой энергии.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, мировой судья приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истица является собственником жилого помещения 159 дома 30 по ул. <АДРЕС> в г. <АДРЕС>.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как отразил Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от <ДАТА9> N 30-П, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за них составляют предмет регулирования жилищного законодательства (пункты 10 и 11 части 1 статьи 4); к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг и внесением платы за них, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных данным Кодексом (статья 8). В частности, на отношения по использованию энергетических ресурсов, по их подаче, передаче и потреблению при помощи систем централизованного снабжения распространяются положения Федерального закона от <ДАТА10> N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статьи 1 и 5).
Многоквартирный дом, будучи объектом капитального строительства, представляет собой, как следует из пункта 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от <ДАТА11> N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части, включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые нужды, т.е. на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии, соответствующем нормативно установленным требованиям (пункты 10 и 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА12> N 491; раздел III Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от <ДАТА13> N 170; СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от <ДАТА14> N 64).
Соответственно, поскольку определение количества энергетического ресурса, потребленного собственником или пользователем отдельного помещения в многоквартирном доме и подлежащего обязательной оплате в составе платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в силу объективных причин не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуального прибора учета, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Гражданского кодекса Российской Федерации допускает использование при определении объема потребленных в отдельном помещении коммунальных услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе полученных расчетным способом, показателей, а также данных коллективного (общедомового) прибора учета, если расчет платы за коммунальную услугу производится совокупно - без разделения на плату за потребление услуги в отдельном помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Спецификой многоквартирного дома как целостной строительной системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях (подпункт "в" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", пункт 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов), и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Поскольку жилое помещение, принадлежащее истцу, входит в систему многоквартирного дома, то у него имеется возложенная на него законом обязанность производить оплату тепловой энергии, предоставляемой истцом, в том числе, и на общедомовые нужды.
Постановлением Конституционного Суда РФ от <ДАТА15> N 30-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца" признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения, содержащиеся в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ и абз. 3 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от <ДАТА16> N 354, в той мере, в какой эти положения - по смыслу, придаваемому им в системе действующего правового регулирования правоприменительной практикой, - не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена.
Этим же постановлением Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации предписано внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, которые оснащены коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний последних.
Впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, расчет платы за отопление в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен общедомовым прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена, надлежит производить по модели, установленной абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
Во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от <ДАТА15> N 30-П Правительством РФ было принято Постановление от <ДАТА17> N 1708 "О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме".
Согласно п. 4 данного Постановления Правительства РФ с <ДАТА18> абз. 4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов изложен в следующей редакции: в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Признавая недопустимость использования в расчете платы за отопление жильцу, чье жилое помещение оборудовано ИПУ тепловой энергии поверенным в установленном порядке, только показания ОДПУ тепловой энергии, Конституционный Суд не освобождал указанных лиц от несения расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома в части расходов на отопление.
Таким образом, довод истца о том, что начисление платы за услугу отопление должно производиться только на основании показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии не может быть признан судом состоятельным, поскольку указанный расчет не включает в себя объем тепловой энергии, потребленной на общедомовые нужды.
Поскольку дом обрадован общедомовым прибором учетом тепловой энергии, его показания также должны быть учтены при расчете платы за отопление.
При таком положении, поскольку ответчиком приведены расчеты, учитывающие показания ИПУ истца, оснований полагать, что у истца образовалась переплата за данный коммунальный ресурс, не имеется. Доводов и иных доказательств в опровержение сделанного ответчиком расчета платы за отопление, равно как и доказательств недостоверности использованных в расчете данный, истцом не приведено.
При таком положении, исковые требования <ФИО3> подлежат оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, мировой судья
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <ФИО3> к МП «<АДРЕС> о взыскании излишне уплаченных денежных средств, штрафа - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> через мирового судью седьмого судебного участка <АДРЕС> района г. <АДРЕС> в течение месяца.
Мотивированное решение суда по данному делу будет составлено в случае поступления от лиц, участвующих в деле, их представителей заявления о составлении мотивированного решения суда, которое может быть подано: в течение трех дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители присутствовали в судебном заседании; в течение пятнадцати дней со дня объявления резолютивной части решения суда, если лица, участвующие в деле, их представители не присутствовали в судебном заседании.
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА19>
Мировой судья <ФИО1>