Дело № 2 -349/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2015 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Ермолаевой Т.П., при секретаре судебного заседания Матвеевой А.А., с участием истца Иванова А.В., представителя истца – адвоката Ефимова В.О., представителя ответчика – Сапожниковой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова ФИО13 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании решения о снятии с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников,
установил:
Иванов А.В. обратился в суд с требованием к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании решения жилищной комиссии от дата о снятии его с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников в целях получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилья на основании норм Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", указав в нем, что он проходил службу в органах внутренних дел по Чувашской Республике в период с дата года. Стаж его службы составляет более ------ лет. Уволился со службы в связи с сокращением штата. Является ветераном боевых действий, имеет право на льготы, установленные п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». В очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в МВД по Чувашской Республике состоит с дата года. При распределении жилья в ведомственном доме по адрес жилищная комиссия оспариваемым решением исключила его из списка очередников по мотивам обеспеченности общей площадью жилого помещения выше учетной нормы. По утверждениям истца, данное решение основано на неправильном толковании норм действующего законодательства в силу чего подлежит признанию незаконным. В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что он проживает в адрес, принадлежащей ему на праве собственности на основании договора дарения от дата. Вместе с ним проживает его супруга и трое их детей. Его супруга зарегистрирована в адрес. Данная квартира используется на условиях договора социального найма. В ордере на указанную квартиру помимо нее значатся ее сестра и мать, в связи с чем, полагает истец, при расчете уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения необходимо было учитывать и их интересы. Однако ответчик этого не сделал, в результате чего принял решение, нарушающее его жилищные права. Других жилых помещений он и члены его семьи не имеют.
В судебном заседании истец и его представитель данный иск поддержали по изложенным в нем основаниям и вновь привели их суду, пояснив также, что семья истца состоит из ------ человек и проживает в ----- адрес. В адрес значится зарегистрированной только супруга истца, ее сестра проживает со своей семьей отдельно, а мать зарегистрирована в деревне, где у нее есть дом, но в зимнее время проживает в данной квартире. Отец супруги истца умер. Т.к. мать и сестра супруги истца включены в ордер, то подсчет жилплощади без учета их интересов нарушает жилищные права истца. Учитывая, что по линии МВД за весь период службы истец жилье не получал, снятие его с очереди является незаконным.
Сапожникова И.А, представляющая интересы ответчика, иск не признала, пояснив суду, что истец был исключен из списка нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что у него отпали основания нуждаемости в жилом помещении, исходя из обеспеченности общей площадью жилого помещения выше учетной нормы.
Третьи лица о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили.
Учитывая, что указанные лица своевременно и надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в суде и им была обеспечена реальная возможность явиться к месту судебного разбирательства вовремя, суд рассматривает их неявку волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав. Указанное обстоятельство, по мнению суда, не может служить препятствием для рассмотрения судом дела по существу (ст. 167 ГПК РФ).
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обслуживанием сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, и членов их семей, а также с предоставлением им иных социальных гарантий регулируются нормами Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно статье 4 названного Федерального закона сотрудник органов внутренних дел, имеющей стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел при наличии у данного сотрудника определенных условий. Условия, при которых у сотрудника возникает право на единовременную социальную выплату определены частью 2 ст. 4 данного закона, согласно которой единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
6) проживает в общежитии;
7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке (ч.2).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5).
Согласно части 6 названной правовой нормы право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года №1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации». Как следует из материалов дела, в очереди нуждающихся в жилом помещении по месту службы истец состоял с 04 мая 1995 года. На момент решения вопроса о постановке на учет его семья, согласно материалам учетного дела проживала в общежитии.
Оспариваемым решением жилищной комиссии истец был исключен из указанного списка очередников в связи обеспеченностью общей площадью жилого помещения выше установленной в г. Чебоксары учетной нормы и отсутствием других оснований нуждаемости.
Действительно, из положений п. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу смысла и содержанию приведенной правовой нормы, условием для снятия граждан, в том числе и поставленных в очередь на получение жилого помещения до 1 марта 2005 г., с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма. Таким образом, нуждаемость в жилом помещении является основным условием для постановки на учет и сохранения права состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма либо до реализации иных предусмотренных законом форм обеспечения жильем.
Согласно постановлению администрации г. Чебоксары ЧР от 14.12.2005 № 288 (в ред. от 14.10.2009) "Об утверждении Положения о порядке реализации жилищных прав гражданами - жителями г. Чебоксары", право состоять на учете нуждающихся сохраняется за гражданином до получения жилого помещения, за исключением следующих случаев:
1) улучшение жилищных условий, если общая жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 14,5 кв. метров (дополнительно для граждан, вставших на учет до 1 марта 2005 г., если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее 9 кв. метров), и отпали другие основания для предоставления жилого помещения;
2) получение бюджетных средств (федеральных, республиканских или бюджета города Чебоксары) на приобретение или строительство жилого помещения;
3) получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства;
4) выезд на постоянное место жительства в другое муниципальное образование;
5) выявление в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;
6) заявление очередника о снятии с учета, подаваемое по месту учета.
Проверяя доводы заявителя о наличии оснований для сохранения права состоять на учете нуждающихся в жилом помещении, суд установил, что на момент принятия оспариваемого решения и на момент разрешения данного спора семья истца состоит из ------ человек: он, его жена и трое детей. В пользовании указанной семьи имеется квартира адрес, общей площадью ------ кв. м. принадлежащая истцу на праве собственности на основании договора дарения от дата, и квартира адрес, общей площадью ------ кв.м., правом пользования которой на условиях договора социального найма обладает супруга истца. Доказательств, подтверждающих доводы истца о наличии права пользования данным жилым помещением на правах члена семьи нанимателя у других лиц, материалы дела не содержат.
Согласно ч.2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Таким образом, как правильно указал ответчик, обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи истца составила ------ кв. м., жилой - ------ кв. м., что превышает как установленные в г. Чебоксары нормы общей и жилой площади, так и норму, установленную п.2 ч.2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", позволяющими сохранить право о состоять в очереди нуждающихся в жилом помещении при новом правовом регулировании.
В соответствии с пунктом 19 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме на имя руководителя органа;
б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которого утрачиваются основания получения единовременной выплаты;
в) в случае реализации сотрудником права на получение единовременной выплаты;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет);
д) в случае увольнения сотрудника со службы (за исключением увольнения со службы по основаниям, дающим право на получение пенсии)
Пунктом 24 Правил предусмотрено, что если основания для получения сотрудником единовременной социальной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учета.
Вопреки утверждениям истца, Федеральный закон от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 г. N 1223, предусматривают, что выплата представляется лишь в том случае, если сотрудник имеет право на ее получение на момент принятия соответствующего решения об этом (п. п. 4, 23 - 24 Правил), а не на дату постановки на соответствующий учет. Таким образом, учет сотрудников, принятых для получения единовременной выплаты, носит заявительный характер и не зависит от даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 20 Правил).
Применительно к данному спору основания для получения истцом единовременной социальной выплаты в связи с изменением жилищных условий утрачены. О наличии других, перечисленных в ч.2 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оснований нуждаемости истцом не заявлено и судом не установлено.
Учитывая, что иного способа решения жилищной проблемы в спорной правовой ситуации не предусмотрено, жилищное обеспечение истца должно производиться с соблюдением установленного жилищным законодательством общего принципа нуждаемости в жилом помещении.
Проверка доводов истца о наличии у него права на получение мер государственной поддержки на основании п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» в предмет данного спора не входит. К тому же снятие с учета на предоставление единовременной выплаты как сотрудника органов внутренних дел, не препятствует истцу воспользоваться иными мерами государственной поддержки для улучшения жилищных условий, правом на которые он обладает в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Иванова ФИО14 к Министерству внутренних дел по Чувашской Республике о признании решения жилищной комиссии от дата года о снятии с очереди нуждающихся в жилом помещении незаконным и о возложении обязанности восстановить в списке очередников отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Т.П. Ермолаева
Мотивированное решение составлено 26 января 2015 года