Судья Петухова О.Н. дело № 33-10844/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного

суда в составе:

председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Шишкина И.В., Мертехина М.В.,

при секретаре Барабановой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 апреля 2016 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Железнодорожного городского суда Московской области от 14 сентября 2015 года по делу по иску Р. к Министерству социального развития Московской области о взыскании компенсационных выплат в порядке наследования, процентов за пользование чужими средствами, компенсации морального вреда, взыскании расходов на оплату услуг сиделки, судебных расходов,

заслушав доклад судьи Шишкина И.В.,

объяснения представителей ответчика, представителя третьего лица,

УСТАНОВИЛА:

Р. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области и, уточнив требования просила суд взыскать 1/2 долю от суммы компенсации расходов на приобретение технических средств реабилитации (ТСР) в размере 62671 руб. 50 коп., взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 08.07.2015 года по 14.09.2015 года в размере 1084 руб.03 коп., компенсацию морального вреда в размере 20000 руб., денежные средства в размере 8500 руб. на оплату услуг сиделки, расходы на оплату госпошлины в размере 2635 руб., расходы на оформление доверенности представителю в размере 1100 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб.

Требования мотивированы тем, что истица является дочерью инвалида 2-ой группы Ж. Ю.П., нуждавшегося в технических средствах реабилитации (далее – TCP). Данные технические средства реабилитации приобретались ей за свой счет, она осуществляла за ним уход. Ж. Ю.П. предоставил ответчику документы, подтверждающие понесенные расходы на приобретение TCP. Ответчик обязан был выплатить Ж. Ю.П. компенсацию понесенных расходов в размере 125343 руб. Указанные выплаты Ж. Ю.П. не получил, поскольку он умер 14.11.2014 года, завещания Ж. Ю.П. не оставил. Наследниками по закону являются его дочери Р. и П. Истец ссылается на запроса нотариуса, из которого следует, что принадлежащие Ж. Ю.П. денежные средства в размере 125343 руб. находятся в настоящее время в Железнодорожном Управлении социальной защиты населения. Истец поясняет, что она имеет ребенка, нуждающегося в уходе по онкологическому заболеванию, поэтому не имела возможности оставить ребенка одного в дни поездок в различные органы и организации – 07.06.2015, 08.06.2015, 19.06.2015, 23.06.2015, 14.07.2015, 28.07.2015, 29.07.2015, истец была вынуждена оставлять ребенка с квалифицированной сиделкой.

Истица и ее представитель в судебное заседание явились исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Решением Железнодорожного городского суда Московской области от 14.09.2015г. исковые требования удовлетворены частично. С Министерства социального развития Московской области взыскана в пользу Р. компенсация расходов за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в 2014 году Ж. Ю.П., умершим, 14.11.2014 года, в порядке наследования, в размере 62671 руб. 50 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 08.07.2015 года по 14.09.2015 года в размере 1249 руб. 80 коп., судебные расходы в размере 7704 руб. 60 коп.

Не согласившись с решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное и необоснованное.

На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся лиц, признав их извещение о времени и месте рассмотрения дела надлежащим.

В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Ж. Ю.П. при жизни являлся инвалидом 2 группы бессрочно. Согласно решений, принятых в августе, сентябре, октябре Железнодорожным УСЗН о предоставлении мер социальной поддержки Ж. Ю.П. на основании его заявлений от 04.08.2014 года и 18.09.2014 года, последнему подлежали возмещению денежные средства за ТСР, приобретенные за его счет на общую сумму 125343 руб.

14.11.2014г. Ж. Ю.П. умер. В соответствии со справкой б/н от 26.01.2015 года из Железнодорожного УСЗН Короткову Ю.П., Управлением начислены денежные средства за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации в общей сумме 125343 руб.

Наследником к 1/2 доле имущества умершего Ж. Ю.П., является Р., что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 06.07.2015 года.

06.07.2015г. Р. выдано свидетельство о праве на наследство по закону. 07.07.2015г истица обратилась в Железнодорожное управление социальной защиты населения с заявлением о выплате компенсационных выплат в размере 125343 руб. как наследнику Ж. Ю.П. по закону 50 АА 7150177.

В соответствии с разъяснением, данным в п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 960).

К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.

Согласно ответу Железнодорожного управления социальной защиты населения от 08.07.2015г. № 29.05-Р-96 Управление не может произвести выплату указанных денежных средств, поскольку Распоряжением Правительства Московской области от 24.12.2014г. № 2676-р с 01.01.2015г. Правительство Московской области прекратило исполнение полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидов и отдельных категорий граждан в части обеспечения техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями. Данные полномочия с 01.01.2015г. переданы Филиалу № 9 Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации.

Территориальные структурные подразделения Министерства социальной защиты населения Московской области, в том числе и Железнодорожный отдел, во исполнение Соглашения о передаче сведений, необходимых для осуществления ГУ – Московским областным региональным отделением Фонда социального страхования РФ от 14 октября 2014 года должен был передать Государственному учреждению - Московскому областному региональному отделению Фонда социального страхования РФ оформленные акты приема-передачи сведений на бумажном носителе и реестры граждан (по обеспечению и по выплате компенсации).

13.01.2015 года Железнодорожный отдел Министерства социальной защиты населения Московской области передал в филиал №9 ГУ- Московское региональное отделение Фонд социального страхования РФ согласно акта приема-передачи заявлений о возмещении расходов по приобретению ТСР и протезно-ортопедических изделий за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также программ реабилитации (заключений) инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не получивших компенсацию по состоянию на 31.12.2014 года и акта приема-передачи заявлений на обеспечение ТСР протезами, а также индивидуальных программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, необеспеченных Министерством по состоянию на 31.12.2014 года

09.06.2015г. истица обратилась в Филиал № 9 Государственного учреждения – Московского областного регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации с целью получения компенсационной выплаты, однако ей в этом было отказано, ввиду отсутствия оснований для произведения данной выплаты.

Разрешая спор и постановляя по делу решение о взыскании с Министерства социального развития в пользу истца денежные средства за самостоятельно приобретенные наследодателем – отцом истицы технические средства реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что решения о выплате Ж. Ю.П. компенсации за приобретенные ею технические средства реабилитации были приняты Министерством социального развития Московской области, в связи с чем, реализация данных решений является обязанностью указанного ответчика, при этом, право на получение указанной компенсации у истицы возникло в силу ст.ст. 1112, 1183 ГК РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Статьей 10 Федерального закона 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 4 ст. 11.1 данного федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (ч. 14 чт. 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.

В соответствии с п. 2 Порядка компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном ст. 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

В п.п. 21-01 – 21-04 раздела «Технические средства реабилитации» Классификации технических средств реабилитации перечислены «Однокомпонентные калоприемники дренируемые».

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией.

В соответствии со ст. 26.8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, передавшие путем заключения соглашений осуществление части своих полномочий соответствующим исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации, контролируют соблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее осуществление части переданных полномочий.

В соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения.

Соглашения заключаются и вступают в силу в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено указанным порядком, соглашение вступает в силу после его утверждения Правительством Российской Федерации.

В период с 01.01.2011 года по 31.12.2014 года обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации возлагалось на органы социальной защиты населения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями».

14.10.2014 года между Государственным учреждением – Московское областное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Министерством социальной защиты населения было заключено Соглашение №51 о передаче указанных полномочий с 01.01.2015 года Фонду социального страхования.

Согласно п. 2.3 Соглашения Министерство в срок до 26.12.2014 года осуществляет передачу Отделению заявлений о возмещении расходов по приобретению средств реабилитации, протезов за счет собственных средств и документов, подтверждающих эти расходы, а также оригиналы программ реабилитации (заключений) инвалидов и ветеранов, не получивших компенсационные выплаты от Министерства до 26.12.2014 года.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 01.12.2014 N 386-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» на Фонд в 2015 году возложены полномочия по осуществлению расходов по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации и услуг, обеспечению отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, включая расходы на осуществление указанных полномочий, за исключением расходов по данному направлению, осуществляемых субъектами Российской Федерации по соглашениям между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче им указанных полномочий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Правила предоставления Фонду межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как усматривается из материалов дела, решения о компенсациях Ж. Ю.П. действительно были приняты территориальным органом социальной защиты за период с августа по октябрь 2014 года.

Между тем, по мнению судебной коллегии, реализация Министерством социального развития Московской области вынесенных им ранее в отношении Ж. Ю.П. решений о выплате компенсаций противоречит требованиям выше приведенных нормативно правовых актов и заключенному Соглашению, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о возложении обязанности по выплате указанной компенсации на Министерство социального развития Московской области, нельзя признать правильным.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (часть первая статьи 4 ГПК Российской Федерации), к кому предъявлять иск (пункт 3 части второй статьи 131 ГПК Российской Федерации) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть третья статьи 196 ГПК Российской Федерации). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе. В то же время истец при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции вправе ходатайствовать перед судом о замене ответчика, если посчитает его ненадлежащим (часть первая статьи 41 ГПК Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, истец ходатайств о замене ответчика не заявлял.

В соответствии с ч. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Поскольку юридически значимые обстоятельства для разрешения спора по существу установлены, судебная коллегия полагает возможным решение отменить, постановить по делу новое решение об отказе в иске.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10844/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Романычева Н.Ю.
Ответчики
Управление с.з.
Другие
Фонд социального страхования №9
Суд
Московский областной суд
Судья
Шишкин И.В.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
20.04.2016Судебное заседание
17.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2016Передано в экспедицию
20.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее