№ 5-460/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 июня 2020 года РК, пгт. Троицко-Печорск, ул. Портовая, 29
Мировой судья Троицко-Печорского судебного участка Республики Коми Демина Е.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Петроченковой Тамары Ефимовны, <ДАТА2> рождения, уроженки <ОБЕЗЛИЧЕНО>, гражданки России, владеющей русским языком, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС> достигшей пенсионного возраста, не состоящей в браке, не имеющей на иждивении малолетних детей, инвалидности не имеющей, ранее привлекавшейся к административной ответственности за однородные правонарушения, паспорт гражданина <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении ТП <НОМЕР> от 26 февраля 2020 года Петроченкова Т.Е. проживающая по адресу: <АДРЕС> 27 января 2020 года осуществила розничную продажу алкогольной продукции по месту проживания без соответствующей лицензии, а именно реализовала спиртосодержащую жидкость на натуральном сырье (самогон) объемом 0,5 литра по цене 300 рублей за 1 бутылку, т.е. совершила административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.17.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Петроченковой Т.Е. о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещена надлежащим образом, на рассмотрение дела не явилась, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала. С учетом изложенного, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Петроченковой Т.Е.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено следующее.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ под спиртосодержащей продукцией понимается пищевая или непищевая продукция, спиртосодержащие лекарственные препараты, спиртосодержащие медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Спиртосодержащая пищевая продукция это пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции (часть 4 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Спиртосодержащая непищевая продукция это непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции (часть 5 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
К алкогольной продукции относится пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха (часть 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
К спиртным напиткам относится алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам (часть 9 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
Согласно рапорту оперативного дежурного ОМВД России по Троицко-Печорскому району 27 января 2020 года поступило сообщение о том, что в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия «Проверочная закупка» Петроченкова Т.Е. по месту её жительства реализовала бутылку со спиртосодержащей жидкостью емкостью 0,5 литра по цене 300 рублей.
Согласно заключению эксперта <НОМЕР> от 10 февраля 2020 года спиртосодержащая жидкость в бутылке с надписью «Водка сыктывкарская», проданная Петроченковой Т.Е., содержит в своем составе этиловый спирт, является крепким спиртным напитком - самогоном, крепость её составляет 47,7 % оборота. Указанная жидкость не соответствует требованиям ГОСТ 12712-2013 «Водки и водки особые. Общие технические условия» по органолептическим и физико-химическим показателям. Содержание токсичных микропримесей (альдегидов, сивушных масел, сложных эфиров) превышает нормы, указанные в ГОСТ 5962-2013 «Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия» для спиртов «высшей очистки», «Экстра», «Люкс», «Альфа», которые могут быть использованы для производства ликероводочной продукции. Вопрос является ли представленная спиртосодержащая жидкость пищевой перед экспертом не ставился.
Согласно заключению территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. <АДРЕС> от 06 мая 2020 года, исходя из таблицы 1 заключения эксперта Экспертно-криминалистического центра МВД по Республике Коми <НОМЕР> от 10 февраля 2020 года, исследованная спиртосодержащая жидкость по органолептическим показателям не соответствует требованиям государственных стандартов ГОСТ 12712-2013 «Водки и водки особые. Общие технические условия», ГОСТ Р 56368-2015 «Напитки русские традиционные на натуральном сырье. Технические условия» (с наличием посторонних включений в виде волокон и частиц); исходя из таблицы 2 указанного заключения эксперта, исследованная спиртосодержащая жидкость по физико-химическим показателям не соответствует требованиям государственных стандартов (спиртосодержащая жидкость не соответствует требованиям по крепости, содержанию сивушных масел, альдегидов, сложных эфиров). По представленным результатам исследований, представленная спиртосодержащая жидкость не соответствует требованиям государственных стандартов (с наличием посторонних включений в виде волокон и частиц), (по крепости, содержанию сивушных масел, альдегидов, сложных эфиров). Исходя из указанного заключения, спиртосодержащая жидкость, реализованная Петроченковой Т.Е., не является пищевой.
Доказательств того, что реализованная Петроченковой Т.Е. спиртосодержащая жидкость является алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукцией должностным лицом не представлено.
Таким образом, мировым судьёй установлено, что Петроченкова Т.Е. незаконно осуществила розничную продажу спиртосодержащей продукции, свободная реализация которой запрещена, а именно: реализовала 0,5 литра спиртосодержащей жидкости в бутылке с этикеткой «Сыктывкарская» по цене 300 рублей, которая не является пищевой.
Действия Петроченковой Т.Е. должностным лицом органа, составившего протокол об административном правонарушении, были квалифицированы по части 1 статьи 14.17.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Однако административная ответственность по части 1 статьи 14.17.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ розничная продажа спиртосодержащей непищевой продукции осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями. Правительство Российской Федерации устанавливает ограничения условий и мест розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, отдельных видов такой продукции.
В силу требований части 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются: производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий, а также передача лицензии другому лицу и оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, другому лицу, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации; оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья в соответствии с пунктом 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 мая 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью. Переквалификация действий лиц, в отношении которых ведется производство дела об административном правонарушении, допускается при наличии условий: 1) новая статья предусматривает состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства; 2) это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело; 3) это не изменяет подведомственности рассмотрения дела.
Статья 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства со статьей 14.17.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, переквалификация действий Петроченковой Т.Е. не ухудшает её положения, подведомственность рассмотрения дела не изменяется.
В связи с изложенным, действия Петроченковой Т.Е. следует квалифицировать по статье 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как незаконная продажа товаров, свободная реализация которых запрещена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса.
Вина Петроченковой Т.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу, исследованных и оцененных при рассмотрении дела относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые непротиворечивы, последовательны и согласуются между собой: протоколом по делу об административном правонарушении, рапортами, письменными объяснениями Петроченковой Т.Е., <ФИО1> С.С., актами осмотров, актом добровольной выдачи, копиями денежных купюр, заявлением Петроченковой Т.Е., актом изъятия, заключением эксперта <НОМЕР> от 10 февраля 2020, фототаблицей, заключением территориального отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. <АДРЕС> от 06.05.2020, сведениями о привлечении к административной ответственности.
Мировой судья квалифицирует действия Петроченковой Т.Е. по статье 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как незаконную продажу товаров, свободная реализация которых запрещена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, поскольку Петроченкова Т.Е. осуществила розничную продажу спиртосодержащей продукции, свободная реализация которой запрещена, а именно: реализовала 0,5 литра спиртосодержащей жидкости в бутылке с этикеткой «Сыктывкарская» по цене 300 рублей, которая не является пищевой.
При определении меры наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, его общественную опасность, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его семейное и имущественное положение.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, мировой судья учитывает признание вины в совершенном административном правонарушении. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, мировой судья относит повторное совершение однородного административного правонарушения.
Согласно пункту 3 статьи 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, личности виновной, её семейного и имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в целях предупреждения совершения новых правонарушений, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначить Петроченковой Т.Е. административное наказание, предусмотренное санкцией статьи 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа без конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» изъятые или конфискованные этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, указанные в подпунктах 1 - 3, 8 пункта 1 настоящей статьи, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, используемые для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные) для маркировки алкогольной продукции, указанные в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи, подлежат уничтожению по решению суда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного изъятая из оборота, представляющая угрозу для жизни и здоровья человека спиртосодержащая жидкость объемом 0,5 литра в бутылке с этикеткой «Сыктывкарская», изъятая у Петроченковой Т.Е., подлежит дальнейшему уничтожению в установленном законом порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Петроченкову Тамару Ефимовну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей без конфискации предмета административного правонарушения - спиртосодержащей жидкости объемом 0,5 литра в бутылке с этикеткой «Сыктывкарская».
Изъятую из оборота спиртосодержащая жидкость объемом 0,5 литра в бутылке с этикеткой «Сыктывкарская» уничтожить.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Реквизиты для перечисления штрафа: УФК по РК (ГКУ РК «Центр ОДМЮ», л/с 04072D00371), ИНН 1101093814, КПП 110101001, Отделение НБ РК г. Сыктывкар р/счет № 40101810000000010004, БИК 048702001, КБК 89011601143010016140, ОКТМО 87636000, УИН 0411870902006000000060899.
Неуплата административного штрафа в соответствии с частью 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Е.Н. Демина