Дело № 5-654/2022 29 сентября 2022 года
29MS0040-01-2020-004371-25
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
Мировой судья судебного участка № 3 Октябрьского судебного района города Архангельска Теркулова Т.Р., находящийся по адресу: г. Архангельск, ул. Суворова, д. 11, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске материал об административном правонарушении, поступивший из прокуратуры г. Архангельска(г. Архангельск, ул. Садовая, д. 11) в отношении генерального директора ООО «Гражданско-правовая защита» Филипповой Марии Викторовны<АДРЕС>,
у с т а н о в и л:
генеральный директор ООО «Гражданско-правовая защита» Филиппова М.В. совершила привлечение к трудовой деятельности на условиях трудового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст. 19.29 КоАП РФ. Помощник прокурора г. Архангельска Давыдов И.Л. постановление о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал. Защитник Рукша А.В. не оспаривал обстоятельства вмененного правонарушения, просил о назначении минимального наказания. Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, мировой судья приходит к следующему. В силу ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Из материалов дела следует, на основании приказа о приеме на работу от <НОМЕР> <НОМЕР> бывший государственный гражданский служащий <ФИО1>, ранее проходившая государственную гражданскую службу в Октябрьском районном суде г. Архангельска на должности секретаря суда отдела обеспечения судопроизводства, государственной службы и кадров, привлечена к трудовой деятельности в ООО «Гражданско-правовая защита». В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными "правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. Неисполнение работодателем обязанности, установленной частью 4 статьи 12 указанного Федерального закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
<ФИО1> Е.С. в период с 02.11.2020 по 22.12.2020 г.. замещала должность секретаря суда отдела обеспечения судопроизводства, государственной службы и кадров в Октябрьском районном суде г. <АДРЕС>.
Согласно ст. 38 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» организационное обеспечение деятельности федерального суда общей юрисдикции по осуществлению правосудия осуществляет аппарат этого суда. Работники аппарата федерального суда общей юрисдикции являются федеральными государственными гражданскими служащими и замещают должности федеральной государственной гражданской службы. Права и обязанности работников аппарата федерального суда общей юрисдикции, являющихся федеральными государственными гражданскими служащими, и порядок прохождения ими федеральной государственной гражданской службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий предоставляет сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Кроме того, приказом начальника управления Судебного департамента в Архангельской области и НАО от 09.12.2019 № 155-ос утвержден Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в районных судах Архангельской области и НАО, гарнизонных военный судах, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Должность секретаря суда отдела обеспечения судопроизводства, государственной службы и кадров также включена данный Перечень. Указанный Перечень опубликован на официальном сайте Октябрьского районного суда г. Архангельска по адресу http://oktsud.arh.sudrf.m/modules.php?name=anticorruption&rid=l.В связи с тем, что ранее замещаемая <ФИО3> должность относилась к должностям федеральной государственной гражданской службы, а также включена в вышеуказанный Перечень, новый работодатель обязан сообщить представителю нанимателя служащего по последнему месту службы о заключении трудового договора в письменной форме.
Правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 <НОМЕР>.
В соответствии с данным Правилами работодатель при заключении трудового договора с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - гражданин), в течение 2 лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. Письмо оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем либо уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя. Подпись работодателя заверяется печатью организации (печатью кадровой службы). Письмо направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с гражданином.
В силу ст. 64.1 Трудового кодекса РФ, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 № 29 «Об утверждении Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации», работодатель при заключении трудового договора или гражданско-правового договора в течение 2 лет после увольнения гражданина с государственной или муниципальной службы сообщает представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении такого договора в письменной форме. Сообщение направляется представителю нанимателя (работодателю) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора или гражданско-правового договора. Неисполнение работодателем обязанности, установленной ч. 4 ст. 12 указанного Закона, является правонарушением и влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения о прохождении федеральной государственной гражданской службы с указанием конкретной должностиотражены в трудовой книжке <ФИО3>
В нарушение требований ч. 4 ст. 12 Федерального закона <НОМЕР>-ФЗ, ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации сообщение в письменной форме в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> о заключении трудового договора с бывшим федеральным государственным гражданским служащим направлено только 27.07.2022г.
По смыслу приведенных положений законодательства указанная обязанность возлагается на работодателей, заключивших трудовой договор с бывшим государственным или муниципальным служащим, занимавшим соответствующую должность муниципальной службы, в течение двух лет после его увольнения с муниципальной службы, независимо от того, требуется ли такому работнику получение на заключение трудового договора согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному доведению и урегулированию конфликта интересов. Из этого же исходит и Верховный Суд Российской Федерации (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013, вопрос 7).
Таким образом, должностным лицом - генеральным директором ООО «Гражданско-правовая защита» нарушены требования части 4 статьи 12 Закона <НОМЕР>-ФЗ, статьи 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 21.01.2015 <НОМЕР>, установленная законодательством о противодействии коррупции обязанность уведомлять представителя нанимателя (работодателя) гражданина по последнему месту его службы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора не исполнена, что является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции и привело к неполучению государственным органом по последнему месту службы работника необходимой для целей Закона <НОМЕР>-ФЗ информации.
По смыслу приведенных положений законодательства указанная обязанность возлагается на работодателей, заключивших трудовой договор с бывшим государственным служащим, занимавшим соответствующую должность государственной службы, в течение двух лет после его увольнения с государственной службы, независимо от того, требуется ли такому работнику получение на заключение трудового договора согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Из этого же исходит и Верховный Суд Российской Федерации (обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 г., утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013, вопрос 7).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление данной обязанности направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования мер для борьбы с этим явлением.
Вина генерального директора ООО «Гражданко-правовая защита» Филипповой Марии Викторовны в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 11 августа 2022 года, другими письменными материалами дела. При назначении наказания за совершение административного правонарушения мировой судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность (признание вины), отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа. В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания. В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности должностным лицом в материалах дела отсутствуют). Следует учесть и разъяснения пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2017 N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" том, что в случае, когда административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.29 КоАП РФ, не является существенным нарушением охраняемых общественных отношений в сфере противодействия коррупции (например, выразилось в нарушении требований к форме и содержанию сообщения, направляемого по последнему месту службы государственного (муниципального) служащего, которое не привело к неполучению необходимой для целей Федерального закона "О противодействии коррупции" информации), данное административное правонарушение может быть признано малозначительным. Однако, в данном случае основанием для привлечения к административной ответственности явились бездействие должностного лица в виде не направления уведомления в установленный законом срок. С учетом изложенного, мировой судья не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, а также для замены штрафа на предупреждение. На основании ст.ст. 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья, п о с т а н о в и л: генерального директора ООО «Гражданско-правовая защита» Филиппову Марию Викторовну признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть её административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей. Штраф следует перечислить на счёт 40102810045370000016, КБК 43511601193010029140, получатель УФК по Архангельской области (Агентство по организационному обеспечению деятельности мировых судей Архангельской области), счет получателя 03100643000000012400, Отделение Архангельск, БИК 011117401, л/с 04242021270, ИНН 2901110845, КПП 290101001, ОКТМО 11701000 УИН 0210237100000000025685285. Постановление может быть обжаловано в Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение десяти суток со дня получения копии постановления. Мировой судья Т.Р.Теркулова