Судья Панкова М.А. адм. дело № 33а–11266/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара 1 сентября 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Вачковой И.Г.,
судей Сивохина Д.А. и Шилова А.Е.,
при секретаре Моревой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области на решение Самарского областного суда от 20 июня 2017 года, которым постановлено:
«Административные исковые требования Портнова Виталия Федоровича к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области удовлетворить.
Признать не соответствующим нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 23.01.2017 года № 17/2с-41 об отклонении заявления Портнова В.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № расположенных по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости.
Обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления Портнова В.Ф. от 29 декабря 2016 года № 62-1114.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Управления Росреестра по Самарской области Ряховой Л.В. в поддержание доводов апелляционной жалобы, представителя Хоружего И.Г. – Захаревского А.Д., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Портнов В.Ф. обратился в административным исковым заявлением к Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области, просил признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 23.01.2017 года № 17/2с-41, обязать Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области устранить в полном объеме допущенное нарушение путем повторного рассмотрения ранее поданного им заявления и принятии решения об определении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № в размере их рыночной стоимости на основании отчета об оценке от 12.12.2016 года № 72/16.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда в части удовлетворения требований административного истца отменить как незаконное, постановить в этой части новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Хоружего И.Г. отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, и органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость, в комиссию могут обратиться юридические лица, физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, предусмотренных порядком создания и работы комиссии.
Решения комиссии могут быть оспорены в суде.
Согласно Приказу Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 263 «Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. № 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости», комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости создается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, при его территориальном органе в соответствующем субъекте Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
На основании приказа Росреестра от 06.02.2012 № П/48 создана Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области в составе 4 человек. Приказом Росреестра от 07.08.2014 № П/371 в состав Комиссии внесены изменения, численный состав остался прежним – 4 человека.
Согласно пунктам 10-11 Порядка работы Комиссии заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины ее членов.
В соответствии с пунктом 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263, Комиссия рассматривает споры о результатах определения кадастровой стоимости различных категорий земель и иных объектов недвижимости на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана, и (или) территории муниципального образования, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, на основании поступившего в комиссию заявления о пересмотре кадастровой стоимости, содержащего сведения о правообладателе объекта недвижимости, в отношении которого подается заявление о пересмотре кадастровой стоимости (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является физическое лицо), наименование юридического лица, почтовый адрес и место нахождения (в случае, если правообладателем объекта недвижимости является юридическое лицо), с приложением определенного перечня документов.
Пунктом 20 Порядка определено, что в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям статьи 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Из материалов дела следует, что Портнов В.Ф. является собственником земельных участков:
1) кадастровый №, общей площадью 56 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
2) кадастровый №, общей площадью 55 999 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
3) кадастровый №, общей площадью 56 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
4) кадастровый №, общей площадью 111 988 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
5) кадастровый №, общей площадью 56 002 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
6) кадастровый №, общей площадью 13 998 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
7) кадастровый №, общей площадью 55 999 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
8) кадастровый №, общей площадью 56 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
9) кадастровый №, общей площадью 56 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
10) кадастровый №, общей площадью 55 999 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
11) кадастровый №, общей площадью 34 681 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
12) кадастровый №, общей площадью 55 999 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
13) кадастровый №, общей площадью 56 000 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для комплексного освоения в целях жилищного строительства, адрес (местонахождение) объекта: <адрес> на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 27.11.2014 года.
Кадастровая стоимость всех земельных участков определена 01.01.2013 года и составляет: Земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 880 рублей, Земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 624,52 рублей, Земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 880 рублей.
Земельный участок с кадастровым номером № – 28 610 694,24 рублей, № – 14 307 390,96 рублей, омером № – 3 576 209,04 рублей, Земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 624,52 рубля, земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 880 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 880 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 624,52 рубля, земельный участок с кадастровым номером № – 8 860 301,88 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 624,52 рубля, земельный участок с кадастровым номером № – 14 306 880 рублей.
29.12.2016 года Портнов В.Ф. обратился в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости – вышеуказанных земельных участков.
К данному заявлению административный истец представил отчет об оценке от 12.12.2016 года № 72/16, выполненный ООО АНОЭ «АВАНТИ», согласно которому рыночная стоимость спорных земельных участков определена по состоянию на 01.01.2013 года и составляет: земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 200 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 079,80 рублей,
земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 200 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 14 134 005,48 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 7 068 012,42 рублей, земельный участок с кадастровым номером № –1 522 282,50 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 6 089 891,25 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 680 рублей, Земельный участок с кадастровым номером № –5 769 680 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 576,97 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 3 573 183,43 рубля, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 576,97 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 680 рублей.
Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области от 23.01.2017 года № 17/26-41, заявление Портнова В.Ф. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков отклонено.
С заявленным требованием административный истец обратился с соблюдением законом трехмесячного срока.
Решение Комиссии по основанию нарушения процедуры ее созыва, принятия решения в части порядка голосования, не оспаривается.
Из текста решения Комиссии от 23.01.2017 года № 17/26-41 следует, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 ФЗ РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, что выражается в следующем:
- вывод по средней коммерческой привлекательности объектов оценки основываются на том, что часть объектов оценки имеют отрицательное значение одного фактора – меньшей транспортной доступности, чем у прочих объектов оценки. Отчет вводит в заблуждение, вывод сделан на основании одного факта, имеющего место у части объектов оценки, по всем объектам оценки, в том числе по тем, которые имеют лучшую транспортную доступность. Нарушен п.5, 13 ФСО № 3
- не указано на НЭИ объекта оценки – «комплексное освоение…», при этом разрешенное использование объектов-аналогов – под коттеджное строительство, что влечет ничем не подтвержденный вывод об отнесении объектов оценки к рынку земельных участков под индивидуальное (коттеджное) строительство, нарушен п.13 ФСО № 3
- мнение оценщика о расположении аналогов в городской или пригородной зоне не соответствует действительности, соответственно и вывод из этого мнения о том, что подведение коммуникации не сопряжено с какими-либо трудностями, является ложным, нарушен п.13 ФСО № 3, п.22 ФСО № 7
- фактор стоимости «наличие улучшений на земельном участке» противоречит указанному на странице 118 отчета критерию применения метода сравнения продаж – аналогичности объектов-аналогов объекту оценки (объекты оценки условно-свободные земельные участки), нарушен п.22 ФСО № 7
- информация по объектам-аналогам не соответствует действительности в части указания особенностей ближайшего окружения. У части аналогов в ближайшем окружении есть застроенные территории, нарушен п.5 ФСО № 3
- значения фактора стоимости «транспортная доступность», указанная оценщиком в соответствии с допущением 13 п.5.2 отчета (нормальная) заранее вводит понижающую корректировку для любых объектов аналогов, расположенных внутри сельского населенного пункта. Данное допущение не соответствует анализу рынка, сделанному оценщиком
- анализ рынка не соответствует сегменту рынка объекта оценки - аналоги выбраны по с.Ягодное, в то время как сегмент рынка определен как Ставропольский район. Анализ фактических сделок по сегменту рынка недостаточен, нарушены п.5 и 11 ФСО № 7
- диапазон значений фактора «транспортная доступность» указан для Самарской области, в то время как сегмент – Ставропольский район, а анализ сделок по с.Ягодное. Диапазон значений фактора стоимости не соответствует сегменту рынка, нарушен п.5 ФСО № 3.
В соответствии с п.1.2 Требований к отчету об определении кадастровой стоимости, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 29.07.2011 года № 383, отчет должен соответствовать принципам составления отчетов об оценке, требованиям к описанию в отчете об оценке методологии оценки, расчетов, установленным Федеральным стандартам оценки и настоящим требованиям.
Согласно п.5 ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 299, при составлении отчета об оценке, оценщик должен придерживаться следующих принципов: в отчете должна быть изложена информация, существенная с точки зрения оценщика для определения стоимости объекта оценки; информация, приведенная в отчете об оценке, существенным образом влияющая на стоимость объекта оценки, должна быть подтверждена; содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), а также не должно допускать неоднозначного толкования полученных результатов.
На основании п.11 ФСО № 3, в тексте отчета об оценке должны присутствовать ссылки на источники информации либо копии материалов и распечаток, используемых в отчете, позволяющие делать выводы об источнике получения соответствующей информации и дате ее подготовки.
Из отчета об оценке рыночной стоимости земельных участков следует, что отчет выполнен по состоянию на 01.01.2013 года – на дату определения кадастровой стоимости объекта оценки.
Исследование величины рыночной стоимости объекта оценки произведено методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода.
В соответствии с п.12-17 ФСО № 1, сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.
Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений.
В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки.
Для расчета оцениваемых земельных участков оценщиком выбраны аналоги, наиболее близкие к оцениваемому объекту оценки по основным экономическим и физическим характеристикам.
Описание объектов-аналогов приведено в таблицах 12.1, 12.2 на страницах 120-122 отчета.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 22 ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611, при применении метода корректировок, каждый объект-аналог сравнивается с объектом оценки по ценообразующим факторам (элементам сравнения), выявляются различия объектов по этим факторам и цена объекта-аналога или ее удельный показатель корректируется по выявленным различиям с целью дальнейшего определения стоимости объекта оценки. При этом корректировка по каждому элементу сравнения основывается на принципе вклада этого элемента в стоимость объекта.
Обоснование вводимых корректировок на торг, на транспортную доступность, на ближайшее окружение к части земельных участков, на площадь и отказ от иных видов корректировок приведены на страницах 123-152 отчета. Стоимость земельных участков в рамках сравнительного подхода составила: земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 200 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 079,80 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 200 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 14 134 005,48 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 7 068 012,42 рублей, земельный участок с кадастровым номером № –1 522 282,50 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 6 089 891,25 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 680 рублей, земельный участок с кадастровым номером № –5 769 680 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 576,97 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 3 573 183,43 рубля, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 576,97 рублей, земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 680 рублей.
Согласовав полученные результаты, оценщик пришел к выводу, что величина рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2013 года составляет:
Земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 200 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 079,80 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 6 731 200 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 14 134 005,48 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 7 068 012,42 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № –1 522 282,50 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 6 089 891,25 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 680 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № –5 769 680 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 576,97 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 3 573 183,43 рубля,
Земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 576,97 рублей,
Земельный участок с кадастровым номером № – 5 769 680 рублей.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля оценщик Бабич А.В. поддержала выводы отчета об оценке.
Оснований не доверять показаниям свидетеля Бабич А.В. у суда не имелось, поскольку они последовательны, аргументированы, свидетель обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупреждена об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний, заинтересованность в исходе дела не установлена.
Оценив отчет об оценке от 12.12.2016 года № 72/16, выполненный оценщиком ООО АНОЭ «АВАНТИ» Бабич А.В., суд указал, что данный отчет содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения, в частности, описание объекта оценки с указанием перечня документов, используемых оценщиком и устанавливающим количественные и качественные характеристики объекта оценки, анализ рынка объектов оценки, анализ наиболее эффективного использования, описание процесса оценки в части применения подходов к оценке, приведен расчет рыночной стоимости объекта недвижимости.
Согласно положительному экспертному заключению НП СРО «Деловой Союз Оценщиков» от 27.04.2017 года № 8112 на отчет № 72/16 об оценке рыночной стоимости вышеуказанных земельных участков, расчет стоимости объекта оценки, проведенной экспертом на основании данных, имеющихся в отчете об оценке, примененных оценщиком подходов и методов, подтвердил величину стоимости объекта оценки, определенную оценщиком в отчете об оценке. Отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности и стандартам и правилам оценочной деятельности Некоммерческого партнерства саморегулируемой организации «Деловой Союз Оценщиков».
В силу части 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определенных статьей 64 данного Кодекса.
Часть 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Аналогичные обязанности установлены положениями ч. 11 ст. 226 КАС РФ, согласно которым обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о рыночной стоимости в ином размере, не представлено, ходатайство о назначении судебной экспертизы представителем административного ответчика не заявлено.
Принимая во внимание, что в отношении отчёта об оценке имеется положительное экспертное заключение и, учитывая, что доказательств недостоверности отчёта об оценке Управлением Росреестра по Самарской области не представлено, отчет соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федеральных стандартов оценки, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области и правомерно обязал Комиссию повторно рассмотреть заявление Портнова В.Ф.
В части заявленных административным истцом требований о возложении на комиссию обязанности принять решение о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка на основании отчета об оценке № 72/16 от 12.12.2016 г., подготовленного оценщиком ООО Агентство Независимой Оценки и Экспертизы «АВАНТИ», суд обоснованно указал, что данные требования не подлежат рассмотрению, поскольку иное означало бы вмешательство суда в компетенцию комиссии и предрешало результат повторного рассмотрения заявления.
Доводы апелляционной жалобы Управления Росреестра по Самарской области не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции, направлены на переоценку доказательств по делу, полно и всесторонне исследованных судом в судебном заседании и оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поэтому не могут служить основанием к отмене судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе Управления Росреестра по Самарской области, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Самарского областного суда от 20 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Росреестра по Самарской области без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи