Дело № 2-3660/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2018 года с. Березовка Пермского края
Кунгурский городской суд Пермского края (ПСП в с.Березовка) в составе судьи Зориной О.В.,
при секретаре Рязановой Л.Н.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Берёзовского района Морозовой К.И.,
представителя ответчика – администрации Березовского муниципального района Пермского края – Полушкиной Н.В.,
представителей третьих лиц:
Федерального государственного казенного учреждения «13 отряд ФПС по Пермскому краю» - Теплоухова А.В.,
Администрации Березовского сельского поселения – Бурылова Н.В.,
Администрации Заборьинского сельского поселения – Цветовой О.М.,
Администрации Сосновского сельского поселения – Козловой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Берёзовского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Березовского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по созданию в течение шести месяцев со дня принятия решения на территориях Асовского, Березовского, Дубовского, Заборьинского, Кляповского, Переборского и Сосновского сельских поселений Березовского муниципального района Пермского края аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с основным видом аварийно - спасательных работ «аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров» в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Берёзовского района Пермского края, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Березовского муниципального района Пермского края о возложении обязанности по созданию в течение шести месяцев со дня принятия решения на территориях Асовского, Березовского, Дубовского, Заборьинского, Кляповского, Переборского и Сосновского сельских поселений Березовского муниципального района Пермского края аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с основным видом аварийно - спасательных работ «аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров», в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований указано о том, что прокуратурой Березовского района проведена проверка соблюдения требований законодательства об аварийно-спасательных службах в части создания таких служб на территории Березовского муниципального района, по результатам которой в деятельности администрации Березовского муниципального района выявлены нарушения названного законодательства.
Ссылаясь на пп.24 п.1 во взаимосвязи с положениями п.3 и п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.21 ч.1 ст. 15 указанного Закона, положения Федерального закона от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», положения Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также на Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года №1340, истец полагает, что администрация района обязана в случае необходимости решить вопрос местного значения о создании на территории входящих в состав района сельских поселений аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с обеспечением содержания и организации их деятельности. При этом созданные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования должны обладать готовностью к функционированию для решения поставленных перед ними задач. Наличие у сельских поселений в силу Федерального закона «О пожарной безопасности» обязательств по принятию первичных мер пожарной безопасности в границах конкретного поселения не исключает необходимость решения администрацией района вопроса о создании аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательного формирования в интересах жителей района, на необходимость создания которых указывают: отдаленность населенных пунктов от места дислокации государственной аварийно-спасательной части ПЧ-96, находящейся в с. Березовка, что препятствует прибытию сотрудников противопожарной службы на место происшествия в течение отведенного нормативными требованиями времени – 20 минут (ч.1 ст. 76 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), вступившие в законную силу и неисполненные решения Кунгурского городского суда (ПСП в с. Березовка) от ДД.ММ.ГГГГ, которыми на администрации Дубовского, Заборьинского, Переборского и Сосновского сельских поселений возложены обязанности по принятию мер к обеспечению первичных мер пожарной безопасности. Таким образом, в результате бездействия администрации района территория сельских поселений района и их население остается без должной защиты от пожаров, иных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Морозова К.И. исковые требования поддержала. Дополнительно привела доводы о том, что необходимость создания на территории сельских поселений аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований вызвана количеством пожаров, в том числе со смертельным исходом; отсутствием профессиональных навыков и необходимой подготовки у лиц, привлекаемых для этих целей, а также необходимых средств для тушения пожара и оказания первой помощи.
Представитель администрации Березовского муниципального района Пермского края – Полушкина Н.В. представила отзыв на исковое заявление, из содержания которого следует, что администрация Березовского муниципального района с исковыми требованиями не согласна, поскольку нормы права не устанавливают безусловную обязанность органа местного самоуправления по созданию профессиональной аварийно-спасательной службы и (или) формирования, при этом при создании и деятельности аварийно-спасательных служб и (или) формирований учитывается ряд других положений федерального законодательства. Органы местного самоуправления на своей территории должны обеспечить защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, но самостоятельно должны решить, как именно и за счет каких средств осуществить данную функцию. В связи с отсутствием у органа местного самоуправления подобной обязанности аварийно-спасательные работы могут проводиться, к примеру, с привлечением иных служб, созданных в муниципальном образовании, а также сторонних организаций. В администрации Березовского муниципального района действует постановление главы администрации Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории Березовского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера муниципального и локального характера». Состав сил и средств утвержден постановлением главы администрации Березовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности», в котором конкретно определены силы постоянной готовности муниципального уровня. Проверка указанных формирований проводится регулярно в соответствии с планом работы КЧС. Указанным постановлением утвержден состав по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Березовского муниципального района: глава Березовского муниципального района, на которого возлагается обеспечение готовности органов управления, профессиональных аварийно-спасательных формирований, привлекаемых для ликвидации ЧС, порядка обеспечения постоянной готовности сил и средств по обеспечению безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения уровня и потерь в случае их возникновения, также в режиме повышенной готовности осуществляет в пределах своей компетенции постановку задач противопожарным, медицинским, природоохранным, коммунально- техническим службам, аварийно-спасательным формированиям и другим подведомственным службам; также в состав входят: заместитель главы; начальник ПЧ-96, начальник отдела по безопасности ГО, ЧС, руководители- электрических сетей МРСК Урала, ЛТУС, отделения полиции, главный врач, ОГПН, Уралгазсервис, Теплосервис и руководитель управления финансов. Таким образом, на территории Березовского муниципального района имеются нештатные аварийно-спасательные формирования, в связи с чем возложение обязанностей по их созданию является незаконным.
Представитель третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения «13 отряд ФПС по Пермскому краю» - Теплоухов А.В. исковые требования прокурора поддержал. Привел доводы о том, что необходимость создания аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территориях указанных в иске сельских поселений обусловлена количеством пожаров в 2017 и 2018 годах, в том числе и со смертельным исходом; отдаленностью населенных пунктов, входящих в состав сельских поселений, от дислокации пожарных частей, отсутствием профессионально подготовленных к работе в условиях чрезвычайной ситуации (пожара) людей, обеспечением дежурства на территориях сельских поселений на дому и на добровольной основе, а также отсутствием техники и специальных средств для ликвидации пожара, оказания первой помощи пострадавшим.
Представитель третьего лица – глава Администрации Березовского сельского поселения – Бурылов Н.В. с исковыми требованиями прокурора в части создания на территории Березовского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования не согласился, привел доводы об отсутствии необходимости в создании указанной службы и (или) формирования, поскольку на территории Березовского сельского поселения дислоцируется 96-ПСЧ 13-ОФПС по адресу: <адрес>, кроме того, постановлением администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень первичных средств тушения пожаров и противопожарного инвентаря, которые должны находиться в помещениях и строениях, находящихся в собственности (пользовании) граждан; постановлением администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о создании и организации деятельности добровольной пожарной дружины, ее состава на территории Березовского сельского поселения; постановлением администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о первичных мерах пожарной безопасности на территории Березовского сельского поселения; постановлением администрации Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены формы участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Березовского сельского поселения; на основании договора ответственного имущества, находящегося в муниципальной собственности Березовского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № на хранение ФИО1 передана мотопомпа. В состав Березовского сельского поселения входят девять населенных пунктов: с. Березовка, д. Бартым, д. Копчиково, д. Пентюрино, д. Шишкино, д. Карнаухово, д. Ванино, д. Ябурово, д. Мачино – время прибытия на место происшествия в данные населенные пункты не превышает 20 минут.
Представитель третьего лица – глава Администрации Заборьинского сельского поселения – Цветова О.М. исковые требования прокурора в части создания на территории Заборьинского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования поддержала. В обоснование необходимости создания указанной службы или формирования привела доводы о том, что в 2011 году приказом Агентства по управлению имуществом Пермского края на баланс Заборьинского сельского поселения передан АРС-14 (Зил-131). В этом же году создано подразделение добровольной пожарной охраны, дежурство осуществлялось на пожарном автомобиле, принадлежащем СПК «Урал». С ДД.ММ.ГГГГ года пожарная автоцистерна на базе ЗИЛ-130, принадлежащая СПК «Урал», списана и сдана в металлолом. В регистрации АРС-14 в органах Госавтоинспекции поселению отказано, подразделение добровольной пожарной охраны на тушение пожаров не выезжает; финансовых средств для приобретения нового автомобиля в бюджете поселения нет, так как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Заборьинское сельское поселение Березовского муниципального района входит в число высоко дотационных поселений. С ДД.ММ.ГГГГ администрацией Заборьинского сельского поселения заключен муниципальный контракт № на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности (подвоз воды и локализация очагов возгорания до прибытия подразделений ФПС) на территории Заборьинского сельского поселения с СПК «Урал» на сумму <данные изъяты> руб. Данная услуга предоставляется на переоборудованном автомобиле ГАЗ-66 под водовозку. В муниципальной программе «Обеспечение защиты населения и территории Заборьинского сельского поселения от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности на 2018-2020 годы» на 2019 год предусмотрены финансовые средства в размере <данные изъяты> рублей. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения осуществляется на основании ст. 14 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности». В состав Заборьинского сельского поселения входит десять населенных пунктов.
Представитель третьего лица – глава Администрации Сосновского сельского поселения – Козлова Е.В., исковые требования прокурора в части создания на территории Сосновского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования поддержала. Необходимость создания на территории Сосновского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования обосновала отдаленностью и количеством населенных пунктов, входящих в Сосновское сельское поселение. Дополнительно пояснила, что, несмотря на то, что в с. Сосновка расположен отдельный пост пожарно-спасательной части №61 с. Асово, учитывая отдаленность некоторых населенных пунктов, в частности д. Мартелы, д. Потаницы, д. Тараныш, с. Сая, д. Верхние Исады, д. Нижние Исады, д. Березовая Гора, и количество находящихся на дежурстве человек – 1 водитель, население Сосновского сельского поселения остается без должной защиты от пожаров, при том, что в с. Сая находится помещение, где на протяжении более 15 лет располагалась муниципальная пожарная служба (охрана), имеется место для стоянки спецавтомобиля, а также комната для осуществления круглосуточного дежурства, помещение оборудовано электрическим отоплением, имеются в наличии пожарные рукава, одежда, мотопомпа.
Представитель третьего лица – глава Администрации Асовского сельского поселения – Мясников Ю.И. в судебное заседание не явился, при подготовке дела к рассмотрению вопрос относительно создания на территории Асовского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования оставил на усмотрение суда, пояснив, что на территории Асовского сельского поселения находится ПЧ №61 «22 ОППС Пермского края», нормативное время прибытия к месту происшествия соблюдается.
Представитель третьего лица – глава Администрации Переборского сельского поселения – Ефимова Е.Г. в судебное заседание не явилась, при подготовке дела к рассмотрению вопрос относительно создания на территории Переборского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – глава Администрации Дубовского сельского поселения – Худеньких Н.А. в судебное заседание не явилась, при подготовке дела к рассмотрению вопрос относительно создания на территории Дубовского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица – глава Администрации Кляповского сельского поселения – Петров А.Л. в судебное заседание не явился, при подготовке дела к рассмотрению вопрос относительно создания на территории Кляповского сельского поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования оставил на усмотрение суда.
Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные документы, суд приходит к следующему.
Согласно положениям подпункта 24 пункта 1 во взаимосвязи с положениями пунктов 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения являются вопросами местного значения муниципальных районов, которые решаются органами местного самоуправления таких районов.
Также к вопросам местного значения муниципального района относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.п.21 п.1 ст. 15 настоящего Федерального закона).
Общие организационно-правовые, экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».
Пунктами 1, 2 и 4 статьи 1; статьей 2; пунктом 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что под аварийно-спасательной службой понимается
совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.
Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другие законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативно правовые акты субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей.
В соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться: на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования; на нештатной основе – нештатные аварийно-спасательные формирования; на общественных началах – общественные аварийно-спасательные формирования.
Одной из основных задач аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований является ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе возникших пожаров, на территориях местных поселений, должны создаваться в целях дальнейшего использования резервы финансовых и материальных ресурсов.
Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 года №1340 утвержден Порядок создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – Порядок).
Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется, в том числе за счет средств местных бюджетов, собственных средств предприятий, учреждений и организаций.
С учетом приведенных выше норм действующего законодательства администрация муниципального района обязана в случае необходимости решить вопрос местного значения о создании на территории подведомственных ей сельских поселений аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с обеспечением содержания и организации их деятельности. Данные действия должны соответствовать требованиям закона и иных нормативно-правовых актов. При этом созданные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования должны обладать готовностью к функционированию для решения поставленных перед ними задач.
Вместе с тем в судебном заседании установлено, что данная обязанность в отношении Заборьинского, Кляповского, Переборского и Сосновского сельских поселений Березовского муниципального района Пермского края администрацией Березовского муниципального района исполнена ненадлежащим образом.
Так, при рассмотрении дела на основании информации, предоставленной ФГКУ «13 отряд ФПС по Пермскому краю», установлено, что на территории Березовского муниципального района имеются следующие подразделения, предназначенные для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров:
на территории Асовского сельского поселения (в с. Асово) расположена Пожарная часть-61 ФКУ «22 отряд противопожарной службы Пермского края», на дежурстве находится 4 человека личного состава;
на территории Березовского сельского поселения (с. Березовка) расположена Пожарно-спасательная часть -96 ФГКУ «13 отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», на дежурстве находится 9 человека личного состава;
на территории Сосновского сельского поселения (с. Сосновка) расположен ОП ПЧ-61 ФКУ «22 отряд противопожарной службы Пермского края», на дежурстве находится 1 человек личного состава.
на территории Дубовского сельского поселения для целей пожаротушения создана добровольная пожарная дружина, которая дислоцируется в д. Дубовое, имеется приспособленный для целей пожаротушения автомобиль.
Дежурство в Дубовском, Заборьинском, Кляповском, Переборском сельских поселениях осуществляется на дому на добровольной основе жителями поселений, при этом в Заборьинском, Кляповском, Переборском сельских поселениях имеющиеся силы и средства для целей тушения пожаров не относятся ни к одному из видов пожарной охраны, так как не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Согласно статистическим данным на территории сельских поселений Березовского муниципального района за период 2017-2018 гг. зарегистрировано 49 пожаров, при этом количество погибших на пожарах составило 8 человек.
Согласно информации главы Заборьинского сельского поселения, переданный в 2011 году Агентством по управлению имуществом Пермского края на баланс Заборьинского сельского поселения автомобиль АРС-14 (Зил-131), не соответствует предъявленным требованиям, в связи с чем не может быть поставлен на учет в органах Госавтоинспекции и использоваться по назначению. С 2015 года подразделение добровольной пожарной охраны на тушение пожаров не выезжает; финансовых средств для приобретения нового автомобиля в бюджете поселения нет. С ДД.ММ.ГГГГ администрацией Заборьинского сельского поселения заключен муниципальный контракт № на выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности (подвоз воды и локализация очагов возгорания до прибытия подразделений ФПС) на территории Заборьинского сельского поселения с СПК «Урал» на сумму <данные изъяты> руб., услуга предоставляется на переоборудованном автомобиле ГАЗ-66 под водовозку. В состав Заборьинского сельского поселения входит десять населенных пунктов.
Согласно информации главы Кляповского сельского поселения, на территории Кляповского сельского поселения (в селе Зернино) имеется добровольная пожарная команда, состоящая из 3 человек, включая водителя, и автомобиль ЗИЛ-130. В состав Кляповского сельского поселения входит 16 населенных пунктов, часть из которых включена в зону обслуживания ПЧС-96, расположенной в с. Березовка.
Согласно информации главы Переборского сельского поселения, на территории сельского поселения пожарно-спасательные формирования и службы отсутствуют, для целей пожаротушения в сельском поселении используются: автомобиль АРС-14, 2 мотопомпы, пожарные гидранты – 65 шт., пожарные пирсы – 5 шт. Администрацией Переборского сельского поселения с ПСК КХ «Первое Мая» ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о выполнении работ и оказании услуг по пожарно-профилактическому обслуживанию и тушению пожаров на территории Переборского сельского поселения на возмездной основе. В состав сельского поселения входит 11 населенных пунктов, при этом большая часть из них находится на значительном расстоянии от мест дислокации пожарно-спасательных формирований с. Березовка, в частности д. Перебор (19 км); с. Покровка (26 км); д. Ванькино (25 км), д. Батерики (29 км); д. Поздянка (31 км), д. Березник (20 км), д. Ермолино (22 км), д. Пальник – (31 км).
Согласно информации главы Сосновского сельского поселения, в с. Сосновка расположен отдельный пост пожарно-спасательной части №61 с. Асово, на дежурстве находится 1 человек - водитель, в с. Сая находится помещение, где на протяжении более 15 лет располагалась муниципальная пожарная служба (охрана), имеется место для стоянки спецавтомобиля, а также комната для осуществления круглосуточного дежурства, помещение оборудовано электрическим отоплением, имеются в наличии пожарные рукава, одежда, мотопомпа. В состав сельского поселения входит 14 населенных пунктов, из них д. Мартелы, д. Потаницы, д. Тараныш, с. Сая, д. Верхние Исады, д. Нижние Исады, д. Березовая Гора находятся на значительном расстоянии от с. Сосновка и с. Березовка, где дислоцируются пожарные части.
Таким образом, представленные в материалы дела письменные документы, наряду с пояснениями лиц, участвующих в рассмотрении дела, свидетельствуют о необходимости создания на территориях Заборьинского, Кляповского, Переборского и Сосновского сельских поселений Березовского муниципального района Пермского края аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с основным видом аварийно - спасательных работ «аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров», с целью предупреждения и своевременного тушения пожаров, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, исходя из количества входящих в состав поселений населенных пунктов, а также их отдаленности от места дислокации пожарной части и ее отделения, а также с учетом того, что на территории Заборьинского, Кляповского, Переборского сельских поселений специально подготовленные для работы в чрезвычайных условиях люди отсутствуют, дежурство осуществляется на добровольной основе на дому жителями поселений, при этом имеющиеся силы и средства для целей тушения пожаров не относятся ни к одному из видов пожарной охраны, так как не зарегистрированы в установленном законом порядке.
Необходимость создания аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования с основным видом аварийно - спасательных работ «аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров», на территории Сосновского сельского поселения, несмотря на расположение отдельного поста пожарно-спасательной части №61 с. Асово в с. Сосновка, обусловлена как количеством населенных пунктов на территории поселения (14), так и их отдаленностью от с. Сосновка и с. Березовка, при этом на дежурстве находится всего один человек личного состава. Кроме того, суд учитывает, что в с. Сая находится помещение, где на протяжении более 15 лет располагалась муниципальная пожарная служба (охрана), имеется место для стоянки спецавтомобиля, а также комната для осуществления круглосуточного дежурства.
Так же суд принимает во внимание, что решения Кунгурского городского суда Пермского края (ПСП в с. Березовка) от ДД.ММ.ГГГГ, которыми были удовлетворены исковые требования прокурора Березовского района о возложении обязанности на администрацию Заборьинского сельского поселения Березовского муниципального района, на администрацию Переборского сельского поселения Березовского муниципального района, на администрацию Сосновского сельского поселения Березовского муниципального района принять меры к обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в том числе по соблюдению нормативного времени прибытия подразделений пожарной охраны к месту вызова, до сих пор не исполнены (л.д.л.д.10-11;12-13; 14-15).
При этом доводы представителя администрации Березовского муниципального района относительно того, что на территории Березовского муниципального района имеются нештатные аварийно-спасательные формирования, создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории района, должностные лица ГО и РСЧС Березовского муниципального района Пермского края, включая глав сельских поселений, проходят обучение по гражданской обороне, в 2010 года создана комиссия по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности,
в связи с чем возложение обязанности по созданию аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с основным видом аварийно - спасательных работ «аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров», на территории поселений является незаконным, судом отклоняются, поскольку на территориях указанных сельских поселений данные формирования отсутствуют; меры, принятые администрацией Березовского муниципального района, проблему обеспечения безопасности и защиты населения, проживающего в деревнях и селах Заборьинского, Кляповского, Переборского и Сосновского сельских поселений Березовского муниципального района Пермского края, не решают.
С учетом изложенного, требование прокурора в части создания на территориях Заборьинского, Кляповского, Переборского и Сосновского сельских поселений Березовского муниципального района Пермского края аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с основным видом аварийно - спасательных работ «аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров», в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, с учетом представленной информации и пояснений главы администрации Березовского сельского поселения о том, что на территории Березовского сельского поселения дислоцируется 96-ПСЧ 13-ОФПС по адресу: <адрес>, а в состав Березовского сельского поселения входит всего девять населенных пунктов, время прибытия до которых не превышает 20 минут, суд не усматривает необходимости в создании на территории данного поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования, как и на территории Асовского сельского поселения, поскольку в с. Асово также расположена Пожарная часть №61.
Принимая во внимание, что в состав Дубовского сельского поселения Березовского муниципального района входит всего 7 населенных пунктов, включая д. Дубовое, расстояние от д. Дубовое до населенных пунктов составляет от 1,8 км до 6,9 км, при этом от с. Березовки, где дислоцируется пожарная часть, до д. Дубовое расстояние составляет 10-11 км, то есть нормативное время прибытия к месту пожара соблюдается; учитывая, что в д. Дубовое дислоцируется добровольная пожарная дружина, имеется приспособленный для целей пожаротушения автомобиль АРС-14 в боевом расчете, суд не усматривает необходимости создания на территории данного поселения аварийно-спасательной службы и (или) аварийно-спасательного формирования.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в случае принятия решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера заявленных требований, суд считает разумным срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, равный шести месяцам.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию Березовского муниципального района Пермского края обязанность по созданию в течение шести месяцев со дня принятия настоящего решения на территориях Заборьинского, Кляповского, Переборского и Сосновского сельских поселений Березовского муниципального района Пермского края аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований с основным видом аварийно - спасательных работ «аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров», в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд (ПСП в с. Березовка) в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ О.В. Зорина
Копия верна. Судья.
Решение в окончательной форме изготовлено 29.12.2018.
Подлинное решение подшито в материалах гражданского дела №2-3660/2018, гражданское дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края (ПСП в с. Березовка).