Дело № 5-932/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Республика Коми, город Сыктывкар 15 декабря 2021 года
Мировой судья Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми Малышева Ю.А. (Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Кирова, д. 45),
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении исполняющего обязанности генерального директора ГУП РК «ГАРК» Меньшовой Ольги Александровны<АДРЕС>, привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении, исполняющим обязанности генерального директора ГУП РК «ГАРК» Меньшовой О.А. не своевременно представлена ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М по типу «дополняющая» в территориальный орган ПФР за март 2021 года по сроку представления - 15 апреля 2021 года.
Меньшова О.А., надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Лобанова Е.В. при рассмотрении дела вину в совершении вменяемого Меньшовой О.А. правонарушения не признала, пояснила, что Предприятием 09.04.2021, в установленный законом срок, представлены в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М за март 2021 года в отношении 394 застрахованных лиц, 16.07.2021 направлены сведения по форме СЗВ-М по типу «дополняющая» на 1 застрахованного лица, 12.05.2021 представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года в отношении 367 застрахованных лиц, 19.07.2021 направлены сведения по форме СЗВ-М по типу «дополняющая» на 366 застрахованных лиц, поскольку один работник заявлен в «дополняющей» за март 2021 года. Ошибки в части не указания в представленных сведениях одного застрахованного лица выявлены, исправлены и дополняющая форма представлена страхователем самостоятельно. Исходные формы СЗВ-М за март, апрель 2021 года направлены страхователем с соблюдением срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно устранены страхователем. Кроме того, за непредставление страхователем сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, УПФР 14.09.2021 вынесено решение о привлечении ГУП РК «ГАРК» к ответственности, при этом решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2021 решение УПФР от 14.09.2021 признано недействительным.
Выслушав объяснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, оценив все имеющиеся доказательства, мировой судья приходит к следующему.
Часть 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. К должностным лицам относятся, в том числе, руководители организаций.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, исполняющим обязанности генерального директора ГУП РК «ГАРК» является Меньшова О.А.
Ежемесячная отчетность по форме СЗВ-М в отношении одного застрахованного лица по типу «дополняющая» за март 2021 года, которая ранее не представлялась, представлена в УПФР 16.07.2021.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ГУП РК «ГАРК» является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения (ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 167- ФЗ).
Под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системе обязательного пенсионного страхования, сведений о трудовой деятельности для обеспечения возможности использования данных сведений при его трудоустройстве, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице (ст. 1 Федерального закона № 27-ФЗ).
В ст. 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах, в том числе информацию о страховом номере индивидуального лицевого счета, по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом. При этом законодательством не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Представление корректирующих сведений предусмотрено п. п. 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно п. 37 Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).
При этом абз. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ и Инструкция № 766п нормативно закрепляют, что представление страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений освобождает страхователя от применения финансовых санкций.
В пункте 39 Инструкции № 766н также предусмотрено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Ни ст. 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
По смыслу указанных положений законодатель устанавливает режим сотрудничества между страхователем и пенсионным фондом, допуская привлечение к ответственности только после предложения пенсионным фондом исправить ошибки.
Из материалов дела следует, что ГУП РК «ГАРК» 09.04.2021 в УПФР в г. Сыктывкаре представлены сведения по форме СЗВ-М за март 2021 года в отношении 394 застрахованных лиц, 16.07.2021 в УПФР направлены сведения по форме СЗВ-М по типу «дополняющая» в отношении одного застрахованного лица, 12.05.2021, направлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2021 года в отношении 367 застрахованных лиц, 19.07.2021 направлены сведения по форме СЗВ-М по типу «дополняющая» на 366 застрахованных лиц, поскольку один работник заявлен в форме «дополняющей» за март 2021. Недостатки в части не указания в представленных сведениях одного застрахованного лица выявлены и исправлены, форма по типу «дополняющая» представлена страхователем самостоятельно. Исходные формы СЗВ-М за март, апрель 2021 года направлены страхователем с соблюдением срока, установленного п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, при этом допущенные ошибки самостоятельно устранены ГУП РК «ГАРК». Кроме того, за непредставление страхователем сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ, УПФР 14.09.2021 вынесено решение о привлечении ГУП РК «ГАРК» к ответственности, при этом решением Арбитражного суда Республики Коми от 03.12.2021 решение УПФР от 14.09.2021 признано недействительным.
Частью 1 ст. 1 Закона о страховых взносах предусмотрено, что данный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Системный анализ приведенных норм права позволяет сделать вывод о том, что отношения по индивидуальному (персонифицированному) учету, отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, и отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, взаимосвязаны между собой.
Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
В соответствии со ст. 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, сведения об условиях труда на основании внутренних документов учета и т.д.
Информации о том, что страхователь представил сведения, не соответствующие его документам, в материалах дела не имеется.
В то же время обязанности страхователя по представлению сведений, отличных от имеющихся у него данных, Закон № 27-ФЗ не предусматривает.
Также отсутствуют основания для вывода о нарушении срока представления сведений, поскольку, первоначально отчетность по форме СЗВ-М (тип «исходная») за март 2021 года в отношении 394 застрахованных лицах Предприятие представило в пенсионный фонд в установленный срок - 09.04.2021. Доказательства выявления в представленной 09.04.2021 отчетности ошибок либо непринятия ее ответчиком в полном объеме суду не представлены. 16.07.2021 страхователем с целью дополнения ранее поданных сведений направлены по телекоммуникационным каналам связи и получены Учреждением индивидуальные сведения по форме СЗВ-М с типом формы «дополняющая» за март 2021 года в отношении 1 застрахованного лица, который не был отражен в первоначальных сведениях за указанный период.Поступившая дополняющая форма СЗВ-М проверена, сведения приняты без замечаний (доказательства обратного отсутствуют).
Таким образом, установлено, что, самостоятельно выявив ошибку (в отношении 1 застрахованного лица) в ранее представленных сведениях и до момента обнаружения органом пенсионного фонда нарушения, заявитель реализовал предусмотренное ст. 15 Закона № 27-ФЗ и п. 39 Инструкции № 766н право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем представления в Управление дополняющих сведений за этот период, что исключает применение к страхователю финансовых санкций по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Оценивая полученные по делу доказательства и нормы действующего законодательства, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Меньшовой О.А. состава вменяемого административного правонарушения.
В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п. 1 ст. 29.9 КоАП РФ).
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ, мировой судья
п о с т а н о в и л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в отношении Меньшовой Ольги Александровны в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня получения его копии в Сыктывкарский городской суд Республики Коми через мирового судью Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми.
Мировой судья Ю.А. Малышева