Решение по делу № 33а-1212/2018 от 23.04.2018

Председательствующий Наумова Ж.Я.

Дело № 33а-1212/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Абакан 24 мая 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.,

судей Паксимади Л.М., Вениченко О.В.,

при секретаре Шумиловой У.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Конгарова Виталия Владимировича о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия

по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Абаканского городского суда от 31 января 2018 г., которым заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., объяснения представителя административного ответчика Николиной О.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, административного истца Конгарова В.В., выразившего согласие с решением суда, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Конгаров В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее – Управление Росреестра по РХ). Требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок сельскохозяйственного назначения, площадью 58 019 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый . Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 марта 2014 г. №121 «О консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» названный участок законсервирован с изъятием из оборота. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия данным постановлением предписано осуществить в течение трех месяцев с момента принятия постановления разработку проекта землеустройства с указанием сроков консервации, мероприятий по восстановлению стоимости и предложений по использованию земельных участков после восстановления, однако данные мероприятия не выполнены. Конгаров В.В. самостоятельно осуществил мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий. Согласно протоколам ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» по результатам лабораторных исследований почвы земельного участка административного истца содержание водорастворимых солей фтора и нитратного азота предельно допустимой концентрации не превышает; содержание мышьяка в почве превышает предельно допустимую концентрацию. Из заключения по протоколу лабораторных испытаний ФБГУ Государственная станция агрохимической службы «Хакасская» следует, что относительно ОДК почва не загрязнена мышьяком. Конгаров В.В. обратился в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области с заявлением о внесении предложения в Правительство Республики Хакасия по включению земельного участка в сельскохозяйственный оборот. Указанное заявление перенаправлено в Управление Росреестра по РХ. По результатам рассмотрения заявления административному истцу Управлением Россреестра по РХ отказано в обращении в Правительство Республики Хакасия с предложением о расконсервации земельного участка, поскольку Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия не провело мониторинг и землеустройство законсервированных земельных участков. Конгаров В.В. полагал отказ необоснованным, так как лишает его возможности владеть, распоряжаться и пользоваться своей собственностью. Просил признать незаконным отказ Управления Росреестра по Республике Хакасия от 05 октября 2017 г. ; обязать Управление Росреестра по РХ внести предложение в Правительство Республики Хакасия о дальнейшем использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 58 019 кв.м по адресу: <адрес> кадастровый , с включением его в сельскохозяйственный оборот.

Определением судьи от 29 ноября 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Республики Хакасия, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (л.д.43).

Определением суда от 28 декабря 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (л.д.105-107).

В судебном заседании административный истец Конгаров В.В. административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, в дополнениях к нему, в пояснениях на возражения (л.д.123-126, 162-164).

Представитель административного ответчика Ощепкова Н.Э. в судебном заседании административные исковые требования не признала, поддержала возражения на административное исковое заявление и дополнениях к ним (л.д.87, 128-131).

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Представитель заинтересованного лица Правительства Республики Хакасия Кравченко Ю.А. до рассмотрения дела по существу представила возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что рассмотрение судом настоящего административного иска не повлечет негативных последствий для интересов Правительства (л.д.96-97).

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области Васильев Н.А. также представил возражения на административное исковое заявление, в которых вопрос об удовлетворении административных исковых требований оставил на усмотрение суда (л.д.59).

Представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Конных А.В. в письменных пояснениях на административное исковое заявление, направленных в суд до судебного разбирательства, полагал, что земельный участок подлежит расконсервации (л.д.132-133).

Суд постановил решение, которым административное исковое заявление удовлетворил (л.д.199-208). Суд признал незаконным отказ Управления Росреестра по РХ, выраженный в письме от 05 октября 2017 г. , внести предложение в Правительство Республики Хакасия о дальнейшем использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 58 019 кв.м, по адресу: <адрес>, кадастровый , с включением его в сельскохозяйственный оборот; обязал Управление Росреестра по РХ принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав Конгарова В.В.

С решением суда выражает несогласие представитель административного ответчика Николина О.Г., которая в апелляционной жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить (л.д.217-220). Цитируя нормы Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве», Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 г. № 830, указывает, что Конгарову В.В. на его письменное обращение был дан ответ разъяснительного характера с изложением обстоятельств, препятствующих направлению предложений о расконсервации земель в Правительство Республики Хакасия. Заявителю разъяснено, какие действия и какими органами и организациями должны предшествовать направлению таких предложений. Указывает, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия не выполнены мероприятия, указанные в п. 3 Постановления Правительства Республики Хакасии от 26 марта 2014 г. №121. Отмечает, что для подготовки предложений в Правительство Республики Хакасия о дальнейшем использовании земельного участка Конгарова В.В. с включением его в сельскохозяйственный оборот необходимо представление территориальными органами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Управление Росреестра по РХ данных, полученных по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий. Обращает внимание, что оспариваемый ответ носил разъяснительный характер, не содержал отказа во внесении предложений в Правительство Республики Хакасия.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы административный истец Конгаров В.В., представитель заинтересованного лица Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Зыкова А.Н. просят решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений ч. 9 ст. 226, ч. 2 ст. 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

По смыслу приведенных норм права суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Как установлено судом первой инстанции, Конгарову В.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, общая площадь 58 019 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.14).

Протоколами испытаний от 11 сентября 2013 г. , от 18 сентября 2013 г. а, заключением ФГБУ «Красноярский референтный центр федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» от 25 сентября 2013 г. установлено загрязнение земельного участка (л.д.21, 22, 16-20). В связи с данным обстоятельством Постановлением Правительства Республики Хакасия от 26 марта 2014 г. «О консервации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения» произведена консервация с изъятием из оборота названного земельного участка (л.д.15).

В сентябре 2017 года Конгаров В.В. обратился к руководителю Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области с заявлением о расконсервации земельного участка (л.д.60-63), в котором просил внести предложение в Правительство Республики Хакасия о дальнейшем использовании спорного земельного участка с включением его в сельскохозяйственный оборот.

В обоснование заявления Конгаров В.В. представил акт ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» отбора образцов (проб) почвы от 15 июня 2017 г. (л.д.73), протоколы ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» испытаний от 23 июня 2017 г. и (л.д.74,75), письмо ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» от 12 сентября 2017г. (л.д.76), акт ФГБУ Государственная станция агрохимической службы «Хакасская» отбора проб почв, грунтов от 07 сентября 2017 г. (л.д.77), протокол ФГБУ Государственная станция агрохимической службы «Хакасская» лабораторных испытаний от 12 сентября 2017 г. (л.д.78), заключение ФГБУ Государственная станция агрохимической службы «Хакасская» по протоколу лабораторных испытаний от 12 сентября 2017 г. (л.д.79-80).

Данное заявление Конгарова В.В. Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области передано по подведомственности в Управление Росреестра по РХ (л.д.81).

05 октября 2017 г. Управлением Росреестра по РХ на заявление Конгарова В.В. дан ответ за (л.д.83-86), в котором указано, что применительно к ситуации с расконсервацией земель сельскохозяйственного назначения, ранее занятых тепличными комплексами, государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения не относится к компетенции Управления. Материалы и данные проведенного мониторинга земель, содержащие информацию, необходимую для подготовки предложений о расконсервации земель, должны предоставить территориальные органы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Решения о консервации земель, находящихся в частной собственности, принимаются в отношении земель сельскохозяйственного назначения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. На основании принятого решения о консервации разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территории, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий. Для подготовки предложений в Правительство Республики Хакасия о дальнейшем использовании Конгаровым В.В. земельного участка, отнесенного к категории земель сельскохозяйственного назначения площадью 58 019 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с включением его в сельскохозяйственный оборот, необходимо представить в Управление в государственный фонд данных, полученных в результате поведения землеустройства, землеустроительную документацию, в которой определены срок консервации земель, мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, очередность их проведения и стоимость, а также предложения по использованию земель после завершения указанных мероприятий.

Не согласившись с указанным ответом Управления Росреестра по РХ, и считая его фактическим отказом во внесении предложения в Правительство Республики Хакасия о дальнейшем использовании земельного участка с включением его в сельскохозяйственный оборот, административный истец Конгаров В.В. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку данный отказ нарушает его права на объективное рассмотрение заявления и как собственника земельного участка.

Удовлетворяя административные исковые требования, указав, что оспариваемый ответ Управления Росреестра по РХ является отказом во внесении предложения в Правительство Республики Хакасия о расконсервации земельного участка Конгарову В.В., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вынося данный отказ, административный ответчик не принял мер к полному всестороннему рассмотрению заявления Конгарова В.В., не истребовал необходимые документы, не обеспечил взаимодействие с органами, с которыми должен взаимодействовать при решении вопроса о направлении предложений о расконсервации земель, чем нарушил права административного истца на объективное рассмотрение его обращения и как следствие прав административного истца как собственника земельного участка.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к сложившимся отношениям сторон, и соответствующих установленным судом обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы о том, что на обращение Конгарова В.В. ему был дан ответ разъяснительного характера с изложением обстоятельств, препятствующих направлению в Правительство Республики Хакасия предложений о расконсервации земель, данный ответ не содержал отказа, судебная коллегия находит несостоятельным в силу следующего.

В соответствии с пунктом 10 Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 г. № 830, после завершения мероприятий по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий Федеральная служба земельного кадастра России (или ее территориальные органы) во взаимодействии с Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации (или их территориальными органами) и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании специальных обследований подготавливает предложения о дальнейшем использовании восстановленных земель и направляет их федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, принявшим решение о консервации земель.

Представитель административного ответчика в пояснениях суду апелляционной инстанции указала, что в Управлении Росреестра по РХ имеется выполненный ФГУП «Ростехинвентаризации – Федеральное БТИ» по Республике Хакасия проект рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 177-189).

Конгаров В.В., самостоятельно осуществив мероприятия по предотвращению деградации земель, восстановлению плодородия почв и загрязненных территорий, направил обращение в Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области, перенаправленное в порядке подведомственности в Управление Росреестра по РХ, о расконсервации земельного участка с приложением материалов о проведенных почвенных обследованиях и лабораторных испытаниях, а также с заключением по оценке качества земель.

Поскольку Положением о порядке консервации земель с изъятием их из оборота, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2002 г. № 830, не предусмотрена возможность дачи ответа разъяснительного характера на обращение о расконсервации земельного участка, суд первой инстанции обоснованно посчитал данный ответ фактическим отказом, нарушающим права и законные интересы административного истца Конгарова В.В., в связи с чем правморено признал данный отказ незаконным.

Иные доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Вместе с тем судебная коллегия считает, что судом неверно определен способ устранения нарушенных прав административного истца.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимостьустранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Надлежащим способом устранения нарушения прав административного истца в данном случае будет возложение обязанности на административного ответчика Управление Росреестра по РХ повторно рассмотреть обращение Конгарова В.В. о расконсервации земельного участка.

В этой части решение суда подлежит отмене с принятием нового решения.

Руководствуясь ст.309 – 311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Абаканского городского суда от 31 января 2018 г. по настоящему делу отменить в части обязания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия принять меры к устранению в полном объеме прав Конгарова Виталия Владимировича.

Принять в данной части новое решение.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия повторно рассмотреть обращение Конгарова Виталия Владимировича от 19 сентября 2017 г. о расконсервации земельного участка сельскохозяйственного назначения, площадью 58 019 кв.м, по адресу: <адрес>.

В остальной части решение Абаканского городского суда от 31 января 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия - без удовлетворения.

Председательствующий                    О.А. Страхова

Судьи                                 Л.М. Паксимади

                                    О.В. Вениченко

33а-1212/2018

Категория:
Административные
Статус:
решение (не осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения
Истцы
Конгаров Виталий Владимирович
Ответчики
Управление Росреестра по РХ
Другие
Министерство Сельского хозяйства РФ
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по РХ и РТ и Кемеровской области
Министерство природных ресурсов РФ
Правительство РХ
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РХ
Министерство здравоохранения РФ
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Паксимади Лариса Михайловна
24.05.2018[Адм.] Судебное заседание
09.06.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2018[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее