Судья Р.Р. Минзарипов Дело № 33-14128/2013
Учет № 52
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 ноября 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.А. Саитгараевой,
судей Э.С. Каминского и Д.М. Насретдиновой,
при секретаре судебного заседания Л.М. Назмутдиновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Военного комиссариата Республики Татарстан на решение Советского районного суда г.Казани от 23 августа 2013 года, которым постановлено:
иск удовлетворить.
Признать решение Военного комиссариата Республики Татарстан о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации незаконным.
Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан возобновить выплату ежемесячной денежной компенсации, начиная с 01.02.2013.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Бурякова В.И. в поддержку жалобы, объяснения представителя истца Камалова И.З., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Разаков О.А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации.
В обоснование своих требований истец указал, что является инвалидом второй группы, причина инвалидности – военная травма. В соответствии с Федеральным законом № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ему была назначена и выплачивалась ежемесячная денежная компенсация в счет возмещения вреда здоровью в размере 7000 рублей. Однако письмом Военного комиссариата Республики Татарстан № от 20 декабря 2012 года он был уведомлен о приостановлении компенсационной выплаты до предоставления справки медико-социальной экспертизы, полученной в Российской Федерации. По мнению истца, данное решение является неправомерным, так как место проведения медико-социальной экспертизы не может влиять на право получения компенсационной выплаты. В связи с этим истец просил суд признать решение о приостановлении выплаты ежемесячной денежной компенсации незаконным, возложив на ответчика обязанность возобновить выплаты с даты приостановления – с 1 февраля 2013 года.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил и вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчик просит принятое судом решение отменить как незаконное и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, указывается на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований Разакова О.А. в связи с необходимостью предоставления последним справки федерального учреждения – медико-социальной экспертизы об установлении ему группы инвалидности, необходимой для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
Представитель истца с доводами апелляционной жалобы ответчика не согласился, считая, что решение суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона, в связи с чем просил оставить его без изменения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального пра-ва.
1 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», который определил порядок производства отдельных выплат, связанных с установлением военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы.
В соответствии с частью 13 статьи 3 указанного выше Федерального закона при установлении военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) инвалидности вследствие военной травмы ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в размере:
1) 14 000 рублей – инвалиду I группы;
2) 7 000 рублей – инвалиду II группы;
3) 2 800 рублей – инвалиду III группы.
Из материалов дела следует, что в январе 2010 года органами Государственной службы медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан Разакову О.А. установлена ... группа инвалидности. При этом в качестве причины инвалидности указана военная травма, которая ответчиком при рассмотрении настоящего спора не оспаривается.
На основании положений Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» Военным комиссариатом Республики Татарстан истцу была назначена и выплачивалась денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 7000 рублей как инвалиду второй группы.
Письмом ответчика № от 20 декабря 2012 года истец уведомлен о приостановлении ему данной выплаты с 1 февраля 2013 года до предоставления справки учреждения медико-социальной экспертизы об установлении группы инвалидности, выданной на территории Российской Федерации.
Разрешая возникший между сторонами спор и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд, сославшись на Соглашение о гарантиях независимых государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения и на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, закрепляющую, что документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, рассматриваются как официальные и пользуются на территории других государств-участников договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого-либо удостоверения, пришел к выводу о том, что истец имеет право на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного его здоровью вследствие военной травмы на основании справки об установлении группы инвалидности, выданной ему органами Государственной службы медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Частью 17 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» закреплено, что порядок финансирования и осуществления выплат, установленных частями 9, 10 и 13 данной статьи, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 142 от 22 февраля 2012 года утверждены Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – Правила).
Согласно подпункту «а» пункта 2 Правил, ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы.
Пунктом 4 данных Правил предусмотрено, что для назначения ежемесячной денежной компенсации заявитель подает в уполномоченный орган по месту жительства заявление с указанием места жительства либо реквизитов счета, открытого в организации (филиале, структурном подразделении) Сберегательного банка Российской Федерации, а также, в числе прочих документов, копию справки федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.
В соответствии с положениями, закрепленными в статье 12 Федерального закона от 15 декабря 2012 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 95 от 20 февраля 2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно пункту 1 которых, признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главного бюро.
Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, используемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 2).
Таким образом, одним из правоподтверждающих документов, необходимых для определения размера и выплаты денежной компенсации, установленной частью 13 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона, является справка федерального учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности и ее причину на условиях и в порядке, предусмотренных действующим в Российской Федерации правовым регулированием, однако истцом в Военный комиссариат Республики Татарстан такая справка представлена не была.
Имеющаяся в деле справка об инвалидности, выданная истцу в 2010 году органами Государственной службы медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Таджикистан, не может расцениваться в качестве документа, имеющего доказательную силу применительно к данным правоотношениям, поскольку Российская Федерация не имеет международных соглашений о взаимном признании Порядка и условий установления лицу инвалидности.
С учетом вышеприведенных мотивов решение суда первой инстанции по данному делу подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении иска Разакова О.А.
При этом необходимо отметить, что истец не лишен права на проведение медико-социальной экспертизы для установления группы инвалидности в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, о чем ему также разъяснено в письме Военного комиссариата Республики Татарстан № от 20 декабря 2012 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Советского районного суда г.Казани от 23 августа 2013 года по данному делу отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Разакова О.А. к Военному комиссариату Республики Татарстан о возобновлении выплаты ежемесячной денежной компенсации отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи