Дело № 5-163/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Рыбинск 14 июля 2021 г.
Мировой судья судебного участка N 4 Рыбинского судебного района Ярославской области Тюличев С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ в отношении
Георгиевского Владимира Викторовича, <ДАТА> г.р., урож. <ОБЕЗЛИЧЕНО>, прож. <АДРЕС>, работающего генеральным директором ООО «РИА-ТВ»,
У С Т А Н О В И Л:
<ДАТА> г. по окончанию проведения проверки, проводившейся в период с <ДАТА>. в отношении ООО « РИА-ТВ», расположенного по адресу: Ярославская область, г. Рыбинск, ул. Моторостроителей, 21, было установлено, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (вещатель) в соответствии с выданной ему лицензией от <НОМЕР> Серия <ОБЕЗЛИЧЕНО> должно осуществлять деятельность по телевизионному вещанию телеканалов «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» (свидетельство о регистрации от <ДАТА> <НОМЕР>) и <ОБЕЗЛИЧЕНО> (свидетельство о регистрации от <ДАТА> <НОМЕР>) с соблюдением в т.ч. следующего лицензионного требования: согласно п. 2.1 приложения № 1 к лицензии <НОМЕР> процентное соотношение программной направленности СМИ телеканала «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» составляет: информационное (регулярные сообщения о текущих событиях) 60 в процентом соотношении с сообщениями об интересных событиях в городе, области, стране и мире, и культурно- просветительское 40 в процентом соотношении с циклом программ, выстроенных на основе рассказа и показа научных и духовных ценностях. По результатам анализа записи эфира в период с <ДАТА> г. установлено, что процентное соотношения по тематическим направлениям вещания телеканала «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» составляет: информационное (регулярные сообщения о текущих событиях) - 63,53 %, культурно- просветительское- 36,43 %. Таким образом, фактически процентные соотношения по тематическим направлениям вещания не соответствовало процентам, предусмотренным лицензией, что свидетельствует о том, что ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований лицензии на осуществление телевизионного вещания <НОМЕР> в части несоблюдения процентного соотношения программной направленности, а следовательно, ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» допустило нарушение требований ст. 31 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации и пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025. Нарушение лицензионных требований стало возможным в связи с неисполнением своих обязанностей должностным лицом генеральным директором ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Георгиевским В.В. по исполнению обязательных требований законодательства в сфере массовых коммуникаций.
В связи с этим в отношении генерального директора ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>» Георгиевского В.В. был составлен протоколом об административном правонарушении ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ
В судебное заседание Георгиевский В.В. не явился, о дне и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом
В судебном заседании представитель Георгиевского В.В. Румянцев Д.В. ходатайствовал о прекращении дела, в связи с нарушением процедуры проверки.
Частью 3 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии со ст. 31 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее Закон РФ "О СМИ") телевизионное вещание, радиовещание (далее так же - вещание) осуществление вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральной органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положения законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами.
В соответствии с требованием пп. «а» п. 4 Положения о лицензировании телевизионного вещания и радиовещания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания» лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату, является соблюдение лицензиатом следующих параметров вещания, указанных в лицензии:
- вещание указанного в лицензии телеканала или радиоканала;
- вещание в пределах территории распространения телеканала или радиоканала, указанной в лицензии;
- соблюдение объемов вещания;
- соблюдение даты начала вещания;
- вещание телеканала или радиоканала в определенной лицензией среде вещания - для вещателей, не являющихся редакцией телеканала или радиоканала;
- вещание на выделенных конкретных радиочастотах - в случае наземного эфирного, спутникового вещания;
- вещание телеканала или радиоканала на указанной в лицензии конкретной позиции в мультиплексе - в случае наземного эфирного цифрового вещания;
- соблюдение параметров спутникового вещания - для спутникового вещания;
- соблюдение программной направленности телеканала или радиоканала, а для вещателей, осуществляющих вещание с использованием ограниченного радиочастотного ресурса, право на использование которого получено по результатам торгов, соблюдение программной концепции вещания.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее Закон о СМИ) под телеканалом понимается сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность телепрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные Законом о СМИ и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы применяются в отношении телеканала.
В соответствии со ст. 2 Закона о СМИ под вещателем понимается российское юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание.
В силу статей 26.1, 26.2 КоАП РФ обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Протокол об административном правонарушении в отношении Георгиевского В.В. составлен на основании проведенного Управлением Роскомнадзора по Ярославской области внепланового систематического наблюдения в отношении ООО «<ОБЕЗЛИЧЕНО>», что непосредственно следует из Задания <НОМЕР> от <ДАТА> г.
При этом, порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сфере телевизионного вещания, а также порядок оформления результатов такого контроля установлены Административным регламентом, утвержденным Приказом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 18.12.2018 г. №197 (зарег. в Минюсте России 04.04.2019 г. за №54288).
Согласно п.25 указанного Регламента, мероприятия по контролю могут осуществляться как в форме плановых и внеплановых проверок (во взаимодействии с вещателем), так и в форме плановых и внеплановых систематических наблюдений (без взаимодействия с вещателем).
Плановые систематические наблюдения проводятся территориальными органами в соответствии с планом мероприятий по контролю на очередной год, который является составной частью плана деятельности территориального органа на очередной календарный год, утвержденного руководителем территориального органа (п.36 Административного регламента).
В соответствии с п.38 Регламента, внеплановые систематические наблюденияпроводятся территориальными органами исключительно по основаниям, указанным в п.68 Административного регламента.
В свою очередь, п.68 Регламента гласит, что «Внеплановые мероприятия по контролю проводятся на основании задания, утвержденного руководителем территориального органа или его заместителем... на основании:
п.68.1 Докладной записки федерального государственного гражданского служащего территориального органа, на которого возложены функции контроля (надзора), на имя руководителя этого территориального органа или его заместителя, составленной в соответствии с полученной информацией о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований;
п.68.2 Поручения надзорного органа, подготовленного в соответствии с полученной информации о готовящихся нарушениях или признаках нарушения обязательных требований.».
Приведенный перечень оснований для оформления Задания на проведение внепланового систематического наблюдения является исчерпывающим.
В отсутствие перечисленных документов, проведение внеплановой проверки нельзя признать законным и обоснованным, а само безосновательное инициирование проверочных мероприятий является нарушением прав организации на защиту от неправомерных действий контролирующих органов.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется документов, предусмотренных п.п.68.1, 68.2 Административного регламента.
Кроме того, в соответствии с подпунктом «Ж» п.5 «Порядка оформления и содержание заданий на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами...», утвержденного Приказом Минкомсвязи РФ от 12.01.2018 г. №4, Задание на проведение мероприятия по контролю должно содержать конкретный перечень обязательных требований, которые подлежат проверке, не ограничиваясь лишь ссылкой на реквизиты нормативных правовых актов, которыми установлены данные обязательные требования.
В задании <НОМЕР> от <ДАТА> г. перечень требований, подлежащих проверке, отсутствует.
В отсутствие данной информации соотнести между собой то, что подлежало проверке, с тем, что фактически было проверено, не представляется возможным, как и невозможно установить, не вышел ли исполнитель за пределы представленных ему полномочий.
Указанные обстоятельства свидетельствуют как о незаконности вынесения Задания на проведение наблюдения, так и о незаконности самого контрольного мероприятия, а также, как следствие, о недопустимости доказательств, полученных в ходе его проведения.
В связи с вышеизложенным, результаты внепланового систематического наблюдения, проведенного Управлением Роскомнадзора по Ярославской области в нарушение действующего законодательства, не могут быть положены в основу решения суда по настоящему делу.
Других доказательств о виновности Георгиевского В.В. в совершении данного административного правонарушения суду не представлено.
С учетом изложенного производство по делу подлежит прекращению за отсутствием в действиях Георгиевского В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст.29.10, 24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░.3 ░░. 14.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.