№ 5-152/2019
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 ноября 2019 года город Кола Мурманской области
Судья Кольского районного суда Мурманской области Власова Л.И., рассмотрев протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Цветкова А.В.,
установил:
*** в Кольский районный суд Мурманской области из Пограничного управления по западному арктическому управлению ФСБ России (далее также Пограничное управление) поступили протокол об административном правонарушении от *** № по ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении Цветкова А.В. и приложенные к нему материалы.
Из указанного протокола следует, что в период времени с *** по *** Цветков А.В., действуя совместно с ФИО1, в нарушение Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от *** № (далее – Правила рыболовства), в адрес*** с использованием моторной лодки без номера и автомобиля *** осуществил транспортировку, хранение, перегрузку ***, выработанной из незаконного добытого ***, а также *** При этом водные биоресурсы были добыты запрещенными орудиями лова и имеют повреждения от них.
Изучив представленные суду материалы, считаю протокол об административном правонарушении и материалы подлежащими возвращению в орган, составивший протокол, по следующим основаниям.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судьей решается, в том числе, вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Частями 1 и 2 ст. 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (ст. 26.1 КоАП РФ).
Согласно протоколу об административном правонарушении от *** № в связи с нарушением ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве), п. 14.5.5, 68.10 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414 (далее также Правила рыболовства), выразившемся в осуществлении рыболовства ценных видов водных биоресурсов в части транспортировки, хранения и перегрузки в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых запрещена, а также наличии в местах добычи водных биоресурсов, добыча (вылов) которых в данном районе и данный период времени запрещена, Цветковым А.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
Частью 2 ст. 8.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Состав указанного правонарушения является формальным, то есть наличие правонарушения определяется независимо от наступления вредных последствий.
Предметом правонарушения, являются водные биологические ресурсы.
Добыча (вылов) водных биологических ресурсов - комплексный процесс, включающий поиск и вылов (добычу) водных биологических ресурсов, приемку, обработку, транспортирование, хранение продукции, ее перегрузку, а также снабжение промысловых судов и установок топливом, водой, продовольствием, тарой и другими материалами.
Общие условия добычи – это в том числе и осуществление вылова только в отношении указанных в перечне промысловых видов живых ресурсов, включая анадромные, катадромные, трансграничные, трансзональные, далеко мигрирующие виды рыб, живые организмы «сидячих видов» и виды морских млекопитающих, по отдельным морям и океанам, который устанавливается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по рыболовству по согласованию со специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по охране окружающей среды.
Объективную сторону данного правонарушения составляет, в частности, действия, состоящие в нарушении правил рыболовства.
Субъектом правонарушения является, в том числе, и физическое лицо.
Субъективную сторону правонарушения характеризует умышленная форма вины.
Статьями 1, 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Правила рыболовства, которые являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В правилах рыболовства устанавливаются: виды разрешенного рыболовства; нормативы, включая нормы выхода продуктов переработки водных биоресурсов, в том числе икры, а также параметры и сроки разрешенного рыболовства; ограничения рыболовства и иной деятельности, связанной с использованием водных биоресурсов; требования к сохранению водных биоресурсов; суточная норма добычи (вылова) водных биоресурсов (количество, вес) определенного вида, разрешенная гражданину для добычи (вылова) при осуществлении любительского рыболовства.
Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.
Согласно ст. 15 Закона о рыболовстве рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
Правила рыболовства Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации в указанных районах.
Указанные Правила регламентируют добычу (вылов) водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) в целях осуществления промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства, рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, рыболовства в учебных и культурно-просветительских целях, рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства), любительского и спортивного рыболовства, рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее - традиционное рыболовство).
Пунктом 14.5.5 Правил рыболовства гражданам запрещено иметь на борту судна и плавучих средств, на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.
Пунктом 16.1 Правил рыболовства установлен запрет в течение года добычи (вылов) краба камчатского в территориальном море Российской Федерации и внутренних морских водах Российской Федерации, а также на участке континентального шельфа Российской Федерации, ограниченного с севера широтой 68°40" с.ш., с юга, запада и востока - внешней границей территориального моря Российской Федерации.
Добыча (вылов) краба камчатского запрещены в период размножения и линьки с 1 января по 15 августа и с 16 декабря до 31 декабря, а также без путевок (п. «б» п.п. 18, п. 76 Правил рыболовства). При случайной поимке указанные виды водных биоресурсов подлежат выпуску в естественную среду обитания с наименьшими повреждениям.
Административный орган в рассматриваемом протоколе делает вывод о виновности Цветкова А.В. со ссылкой на ст. 1 Закона о рыболовстве и приведенные положения Правил о рыболовстве, поскольку рыболовство – это деятельность, которая не ограничивается рамками добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а представляет собой приемку, обработку, хранение водных биоресурсов, как специализированных видов рыболовства.
Вместе с тем, Пограничным управлением не принято во внимание, что установленные п. 16.1 Правил рыболовства запреты применяются в отношении Правил добычи (вылова) водных биоресурсов при осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства в Баренцевом море и районах Северного Ледовитого океана зоны Баренцево море района Северо-Восточной Атлантики.
Как следует из ст. 1 Закона о рыболовстве промышленное и прибрежное рыболовство определены, прежде всего, как предпринимательская деятельность, которая ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации определена как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Также в соответствии со ст. 2 ГК РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
При этом, материалы дела об административном правонарушении сведения о том, что Цветковым А.В. осуществлялась предпринимательская деятельность не содержат.
Также п. «в» ч. 1 ст. 156 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), если это деяние совершено в местах нереста или на миграционных путях к ним.
Согласно п. 10.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранении водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ), действия лиц, непосредственно не участвовавших в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов, но содействовавших совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и (или) орудий добычи (вылова), транспортных средств (в том числе транспортных плавающих средств), а также приобретавших, перерабатывавших, транспортировавших, хранивших или сбывавших водные биологические ресурсы, полученные в результате незаконной добычи (вылова), либо продукцию из них по заранее данному обещанию, надлежит квалифицировать по части 5 статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 256 УК РФ при условии, что им было достоверно известно о незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Согласно материалам дела об административном правонарушении Цветкову А.В. вменяется, что он осуществил перегрузку, хранение и транспортировку водных биоресурсов, в адрес*** (внутренние морские воды РФ), добыча которых в данном районе в данный период времени запрещена, а также имел указанные биоресурсы в местах добычи.
Указанные обстоятельства явились основанием для составления *** в отношении Цветкова А.В. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, согласно которому размер причиненного ущерба составил 959 373 руб. 00 коп.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении уголовного преследования в отношении Цветкова А.В., а также содержащие оценку его действиям на предмет наличия либо отсутствия в них признаков состава преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ.
Изложенное свидетельствует о том, что при ведении производства по данному делу административным органом требования ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Допущенные по рассматриваемому материалу нарушения требований, предусмотренных КоАП РФ, являются существенными, могут повлиять на всесторонность и полноту рассмотрения дела, особенно в случае неявки Цветкова А.В. на рассмотрение дела об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении Цветкова А.В., и приложенные к нему материалы подлежат возвращению в Пограничное управление для устранения указанных недостатков либо, при наличии достаточных оснований, решения вопроса о возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.17 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░ - ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.