5-58-349/17 15 мая 2017 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> области Н.А. Жарова, рассмотрев 15 мая 2017 года, в помещении судебного участка, расположенном по адресу: 403534, <АДРЕС>, 1 город <АДРЕС> области, административный материал, поступивший в судебный участок <ДАТА2>, в отношении
юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег», <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
<ДАТА4> главным государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в <АДРЕС> области <ФИО1> в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Согласно протокола, <ДАТА5> на основании распоряжения руководителя Государственной инспекции труда <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА5> «О проведении плановой выездной проверки», в адрес общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» направлен запрос о предоставлении документов и информации, а также распоряжение о проведении проверки. Согласно указанному запросу обществу с ограниченной ответственностью «Ковчег» надлежало направить в Государственную инспекцию труда в <АДРЕС> области документы в отношении <ФИО2>, а именно: трудовой договор и все дополнительные соглашения с данным работником; книгу учета движения трудовых книжек; журнал вводного инструктажа; локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда работников; правила внутреннего трудового распорядка, действующий коллективный договор (при наличии); справку о наличии (отсутствии) задолженности по заработной плате перед работниками; приказ о приеме на работу работника; табели учета рабочего времени за период с <НОМЕР>, с <НОМЕР>, с <НОМЕР>; расчетные листки, платежные ведомости, платежные поручения, реестры перечисления заработной платы и иных выплат за период с <НОМЕР>, с <НОМЕР>, с <НОМЕР>; сведения об обращении <ФИО2> по вопросам нарушения трудовых прав в судебные органы, с приложением копий решений по данным вопросам. Уведомление о необходимости предоставления документов направлено по юридическому адресу общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» - 403532, <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>. Направленное почтовое отправление было возвращено в адрес Государственной инспекции труда в <АДРЕС> области. В установленный Федеральным законом <НОМЕР>-ФЗ от <ДАТА6> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок, а также вплоть до окончания проверки - до <ДАТА7> общество с ограниченной ответственностью «Ковчег» не представило запрашиваемую информацию, тем самым общество с ограниченной ответственностью «Ковчег» воспрепятствовало законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) служебных обязанностей, что повлекло невозможность проведения проверки.
Представитель юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег», надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не явился для рассмотрения дела, сведения об уважительности неявки в судебное заседание не представил. В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 12 ст. 9 Федерального закона РФ <НОМЕР>-ФЗ от <ДАТА6> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трёх рабочих дней до начала её проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
На основании п. 5 ст. 12 названного Федерального закона РФ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
Согласно п. 3 и п. 5 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона в процессе проведения документарной проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, в том числе уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, представленные в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах, осуществленных в отношении этих юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Согласно п. 5 ст. 25 вышеуказанного Федерального закона юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Диспозицией ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Согласно ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях влечёт административную ответственность.
При рассмотрении административного материала установлено, что распоряжением руководителя государственной инспекции труда в <АДРЕС> области <НОМЕР> от <ДАТА5> (л.д. 10-11) в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» назначено проведение внеплановой документарной проверки. Срок проведения проверки установлен с <ДАТА8> по <ДАТА7>.
<ДАТА5> в адрес общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» направлен запрос <НОМЕР>-16-ЗП от <ДАТА5> о предоставлении документов и информации, а также распоряжение о проведении проверки (л.д. 8-9), согласно которого обществу с ограниченной ответственностью «Ковчег» надлежало направить в Государственную инспекцию труда в <АДРЕС> области документы в отношении <ФИО2>, а именно: трудовой договор и все дополнительные соглашения с данным работником; книгу учета движения трудовых книжек; журнал вводного инструктажа; локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда работников; правила внутреннего трудового распорядка, действующий коллективный договор (при наличии); справку о наличии (отсутствии) задолженности по заработной плате перед работниками; приказ о приеме на работу работника; табели учета рабочего времени за период с <НОМЕР>, с <НОМЕР>, с <НОМЕР>; расчетные листки, платежные ведомости, платежные поручения, реестры перечисления заработной платы и иных выплат за период с <НОМЕР>, с <НОМЕР>, с <НОМЕР>; сведения об обращении <ФИО2> по вопросам нарушения трудовых прав в судебные органы, с приложением копий решений по данным вопросам.
Уведомление о необходимости предоставления документов направлено по юридическому адресу общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» - 403532, <АДРЕС> область, г. <АДРЕС> (л.д. 12), которое возвращено в адрес Государственной инспекции труда в <АДРЕС> области с отметкой «Истёк срок хранения».
В установленный Федеральным законом <НОМЕР>-ФЗ от <ДАТА6> «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок, а также вплоть до окончания проверки - до <ДАТА7> общество с ограниченной ответственностью «Ковчег» не представило запрашиваемую информацию.
Вместе с тем, согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 13-15) по состоянию на <ДАТА10> в Едином государственном реестре юридических лиц имелись сведения о состоянии юридического лица - общества с ограниченной ответственности «Ковчег» - находится в стадии ликвидации. Кроме того, имелась также внесённая в Единый государственный реестр юридических лиц запись о решении судебного органа о недостоверности адреса юридического лица от <ДАТА11>
Решением Арбитражного Суда <АДРЕС> области от <ДАТА12> по делу <НОМЕР> (л.д. 32-33) общество с ограниченной ответственностью «Ковчег» ликвидировано. Обязанность по ликвидации общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» возложена на его учредителя Азнаурова Геннадия Клименьтьевича, зарегистрированного по месту жительства - Республика <АДРЕС>, станица <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, д. 136.
Кроме того, вышеуказанным решением Арбитражного Суда <АДРЕС> области, установлено, что регистрирующим органом <ДАТА13> был проведён осмотр по адресу регистрации общества: <АДРЕС> область, г. <АДРЕС>. В ходе осмотра установлено, что по указанному адресу исполнительные органы Общества отсутствуют. Налоговым органом в адрес общества с ограниченной ответственностью «Ковчег», учредителя и руководителя Общества - Азнаурова Геннадия Клименьтьевича были направлены уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе общества. Уведомления налогового органа оставлены без исполнения, изменения в ЕГРЮЛ не внесены, что послужило основанием для ликвидации юридического лица.
Согласно материалам дела, запрос сведений (информации), необходимых для проведения проверки был направлен Государственной инспекцией труда в <АДРЕС> области по адресу регистрации юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» - по <АДРЕС> города <АДРЕС> области, который решением Арбитражного суда <АДРЕС> области от <ДАТА12> был признан недостоверным.
В адрес ликвидатора общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» Азнаурова Г.К. каких-либо запросов не направлялось.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку при рассмотрении административного материала установлено, что запрос Государственной инспекции труда в <АДРЕС> области <НОМЕР>-16-ЗП от <ДАТА5> о предоставлении документов и информации, а также распоряжение о проведении проверки не были получены обществом с ограниченной ответственностью «Ковчег», суд приходит к выводу о том, что у последнего не имелась возможность для исполнения указанного запроса в установленный законом срок.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях выражается в различных действиях (бездействии), направленных на воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок.
Субъективная сторона выражается в форме умысла на совершение данного правонарушения.
Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс РФ об административных правонарушениях формы вины не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, доказательства наличия административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» отсутствуют.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Оценив в совокупности представленные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку мировым судьей установлено, что запрос Государственной инспекции труда в <АДРЕС> области <НОМЕР>-16-ЗП от <ДАТА5> о предоставлении документов и информации, а также распоряжение о проведении проверки не были получены обществом с ограниченной ответственностью «Ковчег», в связи с чем у последнего не имелась возможность для исполнения указанного запроса в установленный законом срок.
С учётом изложенных обстоятельств, в соответствии со статьей 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в действиях юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» отсутствует состав административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, мировой судья приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег», привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, мировой судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Ковчег» - прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления во <АДРЕС> городской суд <АДРЕС> области.
Мировой судья: Н.А. Жарова