Дело № 5-244/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 марта 2021 года г. Находка
Мировой судья судебного участка № 49 судебного района г. Находки Приморского края Дворянова Е.П., в помещении судебного участка по адресу: г. Находка, ул. Малиновского, д. 1М, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ,
в отношении Шукурова <ОБЕЗЛИЧЕНО>, <ОБЕЗЛИЧЕНО>,
УСТАНОВИЛ:
Должностным лицом Межрайонной ИФНС № 16 по Приморскому краю составлен протокол об административном правонарушении в отношении Шукурова Ш.А., который, как следует из протокола, не предоставил декларацию в инспекцию до 29.12.2020г. по уведомлению № 15605674 от 11.12.2020г., направленного по почте в адрес налогоплательщика, в результате чего нарушены пп.4 п.1 ст. 31, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Действия Шукурова Ш.А. квалифицированы по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе следующие вопросы: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу и другие.
Диспозиция ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный не повинуется законным распоряжениям или требованиям должностных лиц, тем самым воспрепятствует должностным лицам в осуществлении последними служебных обязанностей.
Согласно п. 2.3 письма ФНС России от 17.07.2013 г. № АС-4-25/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» налоговым органам необходимо учитывать, что указанная административная ответственность применяется за неявку в налоговый орган, а не за не предоставление налоговой декларации.
Исходя из положений ч.1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении № 25082106000179900001 от 01.03.2021 г. и уведомления № 15605674 от 11.12.2020, Шукуров Ш.А. нарушил требования налогового законодательства, поскольку в срок до 30.07.2020 не представил в ИФНС России по г. Находка Приморского края налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, в связи с чем, налоговым органом было направлено в его адрес уведомление № 15605674 от 11.12.2020г., согласно которому предлагалось предоставить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019 г. или в срок до 29.12.2020г. предоставить пояснения об отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации (с приложением подтверждающих документов).
Шукуров Ш.А. до 29.12.2020 г. не предоставил декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2019г. и не предоставил пояснения об отсутствии обязанности по предоставлению налоговой декларации в инспекцию, в связи с чем, должностное лицо налогового органа усматривает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ
С данными выводами должностного лица мировой судья согласится не может по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Порядок уплаты налога и действия налоговых органов в связи с их взысканием регулируется Налоговым кодексом РФ. Исходя из положений ст. ст. 45, 46 НК РФ, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.
При этом мировой судья учитывает, что согласно п. 8 ч. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии с п. 5 ст. 23 НК РФ, налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей. Из смысла вышеприведенных норм следует, что должностное лицо налогового органа в пределах своих полномочий вправе требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.
В соответствии со ст. 229 НК РФ, по итогам налогового периода налогоплательщики представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства лица, обязанного представить такую декларацию. При этом налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность по уплате налогов является конституционной обязанностью, исполнение которой возлагается на граждан и юридических лиц, Конституцией РФ, а не распоряжением или требованием должностного лица Федеральной налоговой службы в рамках его полномочий.
В связи с чем, неисполнение обязанностей по уплате налогов, по мнению мирового судьи, не может быть приравнено к неисполнению распоряжения или требования должностного лица.
Статья 19.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль.
Объектом правонарушения по ст. 19.4 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере установленного порядка осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.
При этом положения ст. 19.4 КоАП РФ, не предусматривают ответственности физического лица за нарушение сроков представления или не представления налоговой декларации, поскольку ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета предусматривается ст. 15.5 КоАП РФ.
Таким образом, неисполнение Просвировым А.Е. требования о представлении в ИФНС России по г. Находка Приморского края в срок до 29.12.2020 года налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за 2019 года, не влечет привлечение налогоплательщика к ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях Шукурова Ш.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4, КоАП РФ мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу в отношении Шукурова <ОБЕЗЛИЧЕНО> по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Находкинский городской суд в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Мировой судья Е.П. Дворянова