Решение по делу № 5-199/2022 от 30.05.2022

Дело № 5-199/2022                                                                           (мотивированное постановление  

                                                                                                                     составлено 1 июня 2022 года)   

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

г. Шенкурск                                                                                                            30 мая 2022 года

           

         Мировой судья судебного участка №2 Виноградовского судебного района Архангельской области Мальцева Н.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ и частью 4 статьи  15.15.6 КоАП РФ, в отношении  директора  Муниципального бюджетного учреждения культуры «Шенкурский районный краеведческий музей» Кузнецова С.Н.1, <ОБЕЗЛИЧЕНО>ранее не привлекавшейся к административной ответственности по главе 15 КоАП РФ,

установил:

Кузнецова С.Н.1, являясь директором  Муниципального бюджетного учреждения культуры «Шенкурский районный краеведческий музей» (далее - МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей», Учреждение), допустила нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в расходовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания из бюджета МО «Шенкурский муниципальный район» и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих целям, определенным Соглашением № 02-05/1 от 29.01.2021 года между Администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» и МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей» о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.14 КоАП РФ.

Она же, являясь директором  МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей», допустила грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно, включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами, а также отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

По данным фактам 21 апреля 2022 года в отношении Кузнецова С.Н.1 составлено два протокола, один по ст. 15.14 КоАП РФ, второй по ч. 6 ст. 15.15.6 КоАП РФ, данные административные протоколы в соответствии с положениями ст. 4.4 КоАП, следует объединить и рассмотреть их в одном производстве.

При рассмотрении материалов дела, Кузнецова С.Н.1 с составленными протоколами согласилась, вину признала, раскаялась в содеянном, пояснила, что указанный в акте ревизионной комиссией нарушения практически полностью устранены, так имущественный ущерб возмещен полностью - денежные средства  в размере 47358 руб. 12 коп., 5000 руб. и 2657 руб. 85 коп. внесены в кассу Учреждения и восстановлены на лицевом счете, в подтверждении представлены копии приходных кассовых ордеров от 20.04.2022 на указанную сумму, то есть  в срок, указанный в представлении контрольно-ревизионного органа. Кроме этого, издан приказ № 015.1 «О» «Об изменении размера суточных» от 25.03.2022, оплата суточных установлена из расчета 100 руб. в сутки, 29 сентября 2021 г. заключен договор поставки на контрольно-кассовый аппарат, что подтверждается копиями соответствующих документов. В настоящее время внесены изменения в учетную политику Учреждения. Пояснила, Положение об оплате труда не менялось в Учреждении с 2014 года, необходимые изменения в него не вносились, что привело к необоснованным выплатам. В настоящее время новое положение находится в стадии разработки. Главе администрации МО «Шенкурский муниципальный район» были направлены, в том числе, заявки на приобретение контрольно-кассовой техники, однако деньги на приобретение контрольно-кассовой техники не были выделены, и на собственные накопленные средства Учреждением в сентябре 2021 года был приобретен контрольно-кассовый аппарат.

          Исследовав материалы дела, заслушав Кузнецова С.Н.1,  прихожу к следующим выводам.

Согласно статье 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.306.4 Бюджетного кодекса РФ  нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

В соответствии с частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

  Согласно п.4 примечания к данной норме,  под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается, в том числе, включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами (п.4); и  отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов (п.7).

  Бухгалтерский учет в силу статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон о бухгалтерском учете)  представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обращения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

  В силу пункта 1 статьи 6 Закон о бухгалтерском учете экономический субъект  обязан вести бухгалтерский учет, отражающий деятельность юридического лица.

Согласно ст.9, 11 этого же закона каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в период со 2 по 25 февраля 2022 года в МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей» ревизионной комиссией муниципального образования «Шенкурский муниципальный район»  проводилась внешняя проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности  за 2021 год. 

По результатам проверки составлен акт о результатах контрольного мероприятия от 5 марта 2022 г., согласно которого были выявлены нарушения  в  том числе: нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в установлении надбавки главному бухгалтеру за наставничество, при этом в Учреждении наставничество нормативными актами не предусмотрено, дополнительное соглашение с работником о наставничестве не заключалось, размер доплаты должен определится по соглашению с работником с учетом содержания и (или) объема такой дополнительной работы (ч. 1,2 ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ). Таким образом, нарушены нормы ТК РФ о наставничестве - ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 22 ТК РФ, что привело к нецелевому использованию средств субсидии на муниципальное задание в сумме 32873,77 руб. Кроме этого          в нарушение Положения об оплате труда (утв. постановлением от 30.04.2015 №317-па), не приведен в соответствие оклад главного бухгалтера, что привело к повышению допустимого ограничения - 10% разницы между окладами директора и гл. бухгалтера, что привело не целевому расходованию в сумме 14484,36 руб. В     нарушение статьи 168 ТК РФ, постановления администрации МО «Шенкурский муниципальный район» от 11.06.2013 № 382-па: оплата суточных при направлении в командировку превысила установленный норматив, что привело к нецелевому расходованию в сумме 5000,00 руб. Также установлено отсутствие договоров на изготовление и поставку сувенирной продукции с мастерами, что привело к нецелевом расходованию средств  в сумме 2657,85 руб..

Таким образом, выявлено расходование бюджетных средств не в соответствии с целями их предоставления в сумме 55015 руб. 98 коп., вследствие их расходования на цели законодательно не установленные нормативно-правовыми документами соответствии с порядком расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, что  образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ. 

Результатами проверки также выявлено, что в нарушение пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» допущено отсутствие первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета в течение установленных сроков хранения таких документов, а именно, за период с  января по октябрь 2021года реализовано услуг (проведено по кассовым операциям) на сумму              129 195,00 руб.  без применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности (входные билеты); в нарушение требований пункт 6 Приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»  учетная политика Учреждения составлена с нарушением требований по оформлению учетной политики - пункт 6 Приказа Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 14.09.2020) «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» и не соответствует установленным законодательством нормам.

Таким образом, выявлено нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выразившееся во включении в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами, а также отсутствие первичных документов, подтверждающих отражение показателей (пп. 4,7 части 4), что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ. 

Факт совершения директором МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей» Кузнецова С.Н.1 административных правонарушений, предусмотренных ст.15.14, ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ подтверждается: протоколами об административных правонарушениях от 21.04.2022; актом о результатах контрольного мероприятия от 5.03.2022; копией представления, выданного по результатам проведения контрольного мероприятия в МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей»; копией соглашения между администрацией МО «Шенкурский муниципальный район» Архангельской области и МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей» о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) № 02-05/1 от 29.01.2021; копией постановления № 651па от 25.12.2020 «Об утверждении муниципального задания» на оказание муниципальных услуг и работ МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей» на 2021 год; копией распоряжения № 238лс от 27.11.2019 о назначении Кузнецова С.Н.1 на должность директора МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей»; копией решения Собрания депутатов шестого созыва Шенкурского муниципального района Архангельской области <НОМЕР> от 10.12.2021 «О ревизионной комиссии Шенкурского муниципального района Архангельской области»; Положением о Ревизионной комиссии Шенкурского муниципального района Архангельской области, утвержденного 10.12.2021; копией Устава  МБУК «Шенкурский районный краеведческий музей», утвержденного постановлением Главы МО «Шенкурский муниципальный район» от 15.11.2011 <НОМЕР>, другими доказательствами по делу.

Объективную сторону рассматриваемых административных правонарушений составляют ненадлежащее исполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Из материалов дела следует, что  согласно распоряжения № 238 л/с от 27.11.2019 Кузнецова С.Н.1 назначена на должность директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Шенкурский районный краеведческий музей».

Согласно пункту 6.2 Устава МБУК «Шенкурский краеведческий музей», руководство деятельностью Учреждения осуществляется на основе единоличия директором, который назначается на должность и освобождается от должности Учредителем.

Пунктом 6.3 Устава установлено, что директор организует и несет полную ответственность за результаты работы Учреждения; руководит организационной, методической и административно-хозяйственной деятельностью Учреждения; распоряжается средствами, полученными от осуществления Учреждением деятельности, приносящей доходы; определяет порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в соответствии с требованиями, установленными министерством финансов Российской федерации; осуществляет контроль за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6.5 Устава директор Учреждения обязан отвечать за нарушение договорных, кредитных, расчетных обязательств, правил хозяйствования, установленных действующим законодательством.

В силу части 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о бухгалтерском учете руководитель экономического субъекта это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. При этом не допускается принимать к бухгалтерскому учету документы, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок. Запрещается регистрация мнимых и притворных объектов в регистрах бухгалтерского учета (статьи 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете).

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете, бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

Таким образом, Кузнецова С.Н.1 являясь директором Учреждения, произвела нецелевое расходование средств субсидии, а, также не приняла надлежащих мер по обеспечению соблюдения требований бюджетного законодательства подчиненными лицами, в связи с чем она является субъектом вмененных  ей правонарушений, предусмотренных ст. 15.14 и ч. 4 ст.15.15.6 КоАП РФ.

Вместе с тем, Федеральным законом от 26 марта 2022 года <НОМЕР> «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее - Федеральный закон <НОМЕР>), вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

При этом в силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа (подпункт 2 части 3 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Между тем должностное лицо, совершив административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ, частью 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, выявление которых произошло в рамках одной проверки и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах санкции статьи 15.14 КоАП РФ.

Смягчающими административную ответственность обстоятельствами являются: признание вины и раскаяние в содеянном, устранение допущенных нарушений,  отягчающих обстоятельств не установлено.           

При назначении наказания мировой судья учитывает все обстоятельства дела, личность правонарушителя, наличие смягчающих и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность и считает необходимым наложить на Кузнецова С.Н.1 минимальный штраф в соответствии с санкцией ст. 15.14 КоАП РФ.

Вместе с тем, в силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба устанавливается предупреждение. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 3.4. КоАП РФ в редакции Федерального закона 70-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ

В силу положений ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона <НОМЕР>), ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, а также учитывая, что Кузнецова С.Н.1 является директором некоммерческого предприятия, правонарушения совершены ею  впервые, выявления правонарушения в рамках муниципального финансового контроля, денежные средства в размере 55015,98 рублей в виде нецелевого использования бюджетных средств возвращены в бюджет, принятие иных мер к устранению последствий правонарушения, мировой судья находит основания, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, о замене административного наказания Кузнецова С.Н.1 в виде административного штрафа на предупреждение.

Исследовав доказательства по правилам статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья признает их допустимыми, достоверными и достаточными для принятия решения по делу.

На основании ст. ст. 4.4, 29.9-29.11 КоАП РФ,

постановил:

Признать должностное лицо - директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Шенкурский районный краеведческий музей» Кузнецова С.Н.1, виновной в совершении правонарушений предусмотренных ст. 15.14, ч. 4 ст. 15.15.6 и на основании ст. 4.4 КоАП РФ, назначить ей наказание в виде штрафа в размере  20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенное Кузнецова С.Н.1 административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.

Постановление может быть обжаловано в Виноградовском районном  суде Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. 

             Мировой судья                                                                                          Н.С. Мальцева

5-199/2022

Категория:
Административные
Статус:
Постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Кузнецова Светлана Николаевна
Суд
Судебный участок № 2 Виноградовского судебного района Архангельской области
Судья
Савелова Ольга Владимировна
Статьи

ст. 15.14

Дело на странице суда
shr.arh.msudrf.ru
27.04.2022Подготовка к рассмотрению
30.05.2022Рассмотрение дела
30.05.2022Административное наказание
15.06.2022Обращение к исполнению
15.06.2022Окончание производства
15.06.2022Сдача в архив
30.05.2022
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее