Решение по делу № 2-892/2021 от 18.10.2021

Дело № 2-892/2021

УИД 22 MS 0096-01-2021-001277-96

                                                                                                                  

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

            18 октября 2021 года                                                                село Петропавловское<АДРЕС>

Мировой судья судебного участка Петропавловского района Алтайского края О.юВ. Попова, при секретаре Е.В. Дешевых, с участием процессуального истца - помощника  прокурора Петропавловского района Алтайского края Ю.С. Коноваловой, истца О.В. Поляковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края в интересах Поляковой Ольги Валерьевны к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края» о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации,

установил:

Прокурор Петропавловского района Алтайского края обратился к мировому судье в интересах Поляковой О.В. с иском к ответчику КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края» о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации.

В обосновании исковых требований указано, что в прокуратуру района поступило обращение Поляковой О.В. о нарушении ответчиком ее социальных прав при предоставлении мер социальной поддержки, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельском населенном пункте с 01.04.2017 по настоящее время. Изначально Полякова О.В. получала компенсацию по адресу проживания и регистрации по <АДРЕС>. С 10.07.2020 по настоящее время Полякова О.В. проживает и зарегистрирована в жилом помещении по <АДРЕС>

Согласно протоколу № 5 от 01.12.2020 комиссией по контролю, списанию и предупреж дению переплат социальных выплат при управлении социальной защиты населения по Петропавловскому району принято решение об удержании с Поляковой О.В. из текущей выплаты излишне выплаченной суммы 6 240 рублей, за период с 01.08.2020 по 31.10.2020, в связи с нарушением ею пункта 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от <ДАТА7> <НОМЕР>, выразившимся в несообщении о смене места регистрации.

В результате незаконных удержаний, Полякова О.В. за период с 01.08.2020 по 31.10.2020 не получилакомпенсацию на сумму 6 240 рублей.

Исходя из положений ст.47 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «Об образова нии в Российской Федерации», ст.8 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА9> <НОМЕР> «О статусе педагогического работника в <АДРЕС> крае», Закона <АДРЕС> края от <ДАТА10> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Постановления Правитель ства <АДРЕС> края от <ДАТА7> <НОМЕР>, предоставление компенсации прекращается в связи с изменением места жительства тогда, когда изменение места жительства влечет утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления.  Оснований для взыскания с Поляковой О.В. 6 240 рублей у Управления социальной защиты не имелось.

В связи с чем,  прокурор <АДРЕС> района <АДРЕС> края, в порядке ст.45 ГПК РФ, обратился в суд в интересах <ФИО1> и просит взыскать с Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району в ее пользу за счет средств краевого бюджета незаконно удержанные денежные средства за период с <ДАТА5> по <ДАТА6> в размере 6 240 рублей.

В судебном заседании процессуальный истец на удовлетворении исковых требований настаивал  по указанным выше основаниям.

Материальный истец <ФИО1> поддержала заявленные в её интересах исковые требования, просила их удовлетворить.

Представители ответчика, третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерства финансов <АДРЕС> края, Министерства соци альной защиты <АДРЕС> края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, о причинах неявки не известили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. Из поступившего в материалы дела письменного отзыва на исковое заявление следует, что представители Управления социальной защиты населения по <АДРЕС> району ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.   

Согласно письменному отзыву на исковое заявление КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края» ответчик с  требованиями истца не согласен, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ввиду следующего.

Меры социальной поддержки сельским педагогам в <АДРЕС> крае предоставляются органами социальной защиты населения в соответствии с законом <АДРЕС> края от <ДАТА10> <НОМЕР> «О размере, условиях и по­рядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной под­держки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживаю­щим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работаю­щим в краевых и муниципальных организа циях, осуществляющих образова­тельную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, ра­бочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края (далее - ком­пенсация), утвержденными постановлением Правительства <АДРЕС> края от <ДАТА7> <НОМЕР> (далее - Правила предоставления компенсации расходов).        

В соответствии с действующим законодательством компенсация сель­ским педагогичес ким работникам предоставляется в отношении одного жи­лого помещения либо по месту житель ства, либо по месту пребывания ра­ботника на период пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства (пункт 3 Правил предоставления компенсации расходов).

Изменение места жительства (пребывания) сельского педагогического работника является основанием для прекращения предоставления ему ком­пенсации с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором насту­пили соответствующие обстоятельства (пункт 29 Правил предоставления компенсации расходов).

При смене места жительства в пределах <АДРЕС> края педагогиче­ский работник имеет право обратиться за назначением компенсации в управ­ление социальной защиты населения по новому месту жительства (пункт 30 Правил предоставления компенсации расходов).

Пункт 25 Правил предоставления компенсации расходов предусматривает обязанность педагогических работ­ников своевременно извещать органы социальной защиты населения о на­ступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации, в том числе об изменении места жительства. Срок, в течение которого полу­чатель компенсации обязан сооб щить о данных обстоятельствах с представ­лением соответствующих документов, составляет 14 дней с момента их на­ступления. Об обязанности сообщать в управление о вышеуказанных изме­нениях ответчику было разъяснено при обращении за назначением компен­сации.

Таким образом, само по себе наличие льготного статуса истца в безусловном порядке не дает права на предоставление компенсации. Для ее получения должны вы­полняться требования законодательства, предусматривающие условия полу­чения компенсации, и обязанности, возложенные на получателя компенса­ции. А именно, своевременное сообщение об изменении места жительства и обращение с заявлением и необходимыми документами для назначения компенсации по новому месту жительства.

Суммы компенсации, излишне выплаченные педагогическому работ­нику по его вине (невыполнение требования, предусмотренного пунктом 25 Правил предоставления компен сации расходов), засчитываются в счет будущей компенсации, а при отсутствии пра­ва на получение компенсации в последующие месяцы эти средства добро­вольно возвращаются педагогическим работником в бюджет. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску управления соци­альной защиты населения взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 31 Правил предос тавления компенсации расходов).

<ФИО1> нарушен установленный законодательством порядок предос­тавления компенсации, а именно <ДАТА3> она снята с регистрационного учета по месту жительства, где ей предоставлялась компенсация (с.Антоньевка, <АДРЕС>, в управление о данном факте истец своевременно не сообщила.

Учитывая, что компенсация сельским педагогам предоставляется в от­ношении места жительства в конкретном жилом помещении, изменение места жительства является основанием для прекращения предоставления ком­пенсации, а право сельского педагога на компенсацию по новому месту жи­тельства рассматривается вновь с представлением полного пакета докумен­тов.

Таким образом, с <ДАТА5> истец утратила право на компенсацию по предыдущему адресу регистрации. Следовательно, в период с <ДАТА5> по <ДАТА6> правовые основания для предоставления ей компенсации от­сутствовали. С заявлением и пакетом необходимых документов для назначе­ния компенсации по новому месту жительства (с.Антоньевка, <АДРЕС> истец обратилась <ДАТА11>, компенсация назначена ей в соответствии с действующим законодательством с <ДАТА12>

Необоснованно полученная истцом компенсация в размере 6 240 руб­лей удержана в соответствии с пунктом 31 Правил предоставления компенсации расходов из назначенной ей компенсации по новому адресу.

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) мировой судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав письменные материалы дела и материалы личного дела <ФИО1>, мировой судья находит исковые требования подлежащими удовлетворению,  по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в части 2 статьи 7 закрепляет, что Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку указанным в законе гражданам, устанавливая гарантии социальной защиты.

Провозглашая Российскую Федерацию социальным государством и возлагая на нее обязанность по обеспечению гарантий социальной защиты граждан Российской Федерации законодатель относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, финан совое регулирование, федеральный бюджет к ведению Российской Федерации (статья 71, пункты "в", "ж", "з"), а защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты "б", "ж" части 1)

В силу ч.1 ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч.8 ст.47 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предостав ление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социаль ной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образова тельных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечи ваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно ст.8 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА9> <НОМЕР> «О статусе педагогического работника в <АДРЕС> крае» педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, работающие и проживающие по месту жительства или по месту пребывания (за исключением педагогических работников, имеющих документально подтверж денное место жительства в других субъектах Российской Федерации) в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края имеют право на компен сацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательством <АДРЕС> края. Перечень катего рий педагогических работников, имеющих право на компенсацию, перечень документов, необходимых для назначения компенсации, правила назначения и выплаты компенсации устанавливаются Правительством <АДРЕС> края.

В силу ст.1 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА10> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (далее - Закон <АДРЕС> края <НОМЕР>) педагогические работники имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация).

В соответствии со статьей 2 Закона <АДРЕС> края <НОМЕР> размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом <АДРЕС> края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Для назначения компенсации педагогический работник или его представитель с письмен ным заявлением и документами, необходимыми для назначения компенсации, обращаются по выбору: в уполномоченный орган в сфере социальной защиты населения; в многофункциональ ный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на компенсацию, перечень документов, необходимых для назначения компенсации, правила назначения и выплаты компенсации устанавливаются Правительством <АДРЕС> края.

Постановлением Правительства <АДРЕС> края от <ДАТА7> <НОМЕР> должность воспитателя в дошкольном образовательном учреждении (организации) включена в Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.

В соответствии с п.2 Правил предоставления компенсации расходов, компенсация расхо дов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края.

Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помеще ния, отопления или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно абзацу первому пункта 5 Правил предоставления компенсации расходов  компен сация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом <АДРЕС> края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления компенсации расходов  компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты <АДРЕС> края.

Пунктом 25 Правил предоставления компенсации расходов установлено, что при наступ лении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.

В силу абз.2 п.29 Правил предоставления компенсации расходов предоставление компен сации прекращается в связи с увольнением с работы, переводом на должность, не дающую право на получение компенсации, изменением места жительства (пребывания), а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

При смене места жительства в пределах <АДРЕС> края педагогический работник имеет право обратиться за назначением компенсации в управление социальной защиты населения по новому месту жительства (пребывания) в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (п.30 Правил предоставления компенсации расходов).

При рассмотрении дела установлено, что материальный истец является педагогическим работником (учителем в школе), проживает в сельском населенном пункте и  является получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам сельской местности.

Согласно решению Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края от 01.04.2017, Поляковой О.В., проживавшей по адресу: <АДРЕС> 01.04.2017 на основании ее письменного заявления была назначена ежемесячная компенсация на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1800 рублей.

10.07.2020 в связи с переездом на новое место жительства Полякова О.В. была снята с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и зарегистрирована по адресу<АДРЕС>, где проживает в настоящее время. Вместе с тем, о данном факте ответчику Полякова О.В. в течение четырнадцатидневного срока не сообщила, при этом продолжая работать учителем в школе.

Об изменении адреса места жительства Полякова О.В. сообщила в Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району 23.11.2020.

Решением  Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края <НОМЕР> от <ДАТА14>, Поляковой О.В., проживающей по адресу<АДРЕС> с 01.11.2020 назначена ежемесячная компенсация на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 2080 рублей. При этом, в соответствии с распоряжением <НОМЕР> от <ДАТА14>,  протоколом <НОМЕР> от <ДАТА4> комиссии по контролю, списанию, и предупреждению переплат социальных выплат при Управлении социальной защиты населения по Петропавловскому району, ответчиком принято решение об удержании с Поляковой О.В. из текущей выплаты излишне выплаченной суммы 6 240 рублей, за период с 01.08.2020 по 31.10.2020, в связи с нарушением ею пункта 25 Правил предоставления компенсации, выразившимся в несообщении о смене места регистрации.

Факт удержания с Поляковой О.В. компенсации на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 6240 рублей за период с 01.08.2020 по 31.10.2020, подтверждается ведомостью аналитического учета излишне выплаченных сумм социальных выплат получате лям, состоящим на учете в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району». 

Вместе с тем, по мнению мирового судьи, из вышеуказанных норм социального законода тельства Российской Федерации, законодательных норм субъекта Российской Федерации - <АДРЕС> края, Правил предоставления компенсации расходов, в их системном единстве и взаимосвязи следует, что несвоевременное информирование гражданином органа социальной защиты населения о перемене места жительства не может являться основанием для прекраще ния предоставления гражданину мер социальной поддержки.

Указанные нормы соответствуют требованиям ст.3 Закона Российской Федерации от <ДАТА16> <НОМЕР> «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Следовательно, в случае несвоевременного информирования гражданином органа социаль ной защиты населения о перемене места жительства и образования по этой причине переплаты ежемесячной денежной выплаты по прежнему месту жительства, речь может идти лишь о взыскании излишне выплаченных гражданину сумм компенсации расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

В ходе рассмотрения исковых требований судом не установлен факт излишних выплат педагогическому работнику Поляковой О.В. компенсационных средств. Органом социальной защиты не установлено задолженности Поляковой О.В. при оплате коммунальных услуг, не установлен факт ее злоупотребления правом на получение компенсации при наличии у совместно проживающих с ней лиц самостоятельного льготного основания, дающего право на получение мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг. В силу положений законодательства Алтайского края, в рассматриваемый судом период времени размер компенсации не зависел от суммы оплаты за жилье и коммунальные услуги, а так же от общей площади квартиры и количества лиц в ней проживающих. Ответчиком установленные выше обстоятельства не опровергнуты.

Полякова О.В., как педагогический работник, проживающая и работающая в сельской местности, изменившая место жительство в пределах одного населенного пункта муниципаль ного образования Петропавловский район Алтайского края, имела право на получение мер социальной поддержки, в том числе за период с 01.08.2020 по 31.10.2020, а поэтому полученные ею в спорный период суммы денежной компенсации по оплате за жилищные и коммунальные услуги излишне выплаченными не являются и следовательно взысканию не подлежат.

Факт неисполнения Поляковой О.В. обязанности по уведомлению в установленный срок Управления социальной защиты населения о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства и постановке на регистрационный учет по новому месту жительства, в данном случае не является основанием для удержания с нее денежных средств за вышеуказан ный период времени, так как формальное невыполнение педагогическим работником обязан ности сообщить в орган социальной защиты об изменении места жительства (пребывания) в течение установленного Правилами предоставления компенсации расходов срока, в рассмат риваемом случае не могло повлечь за собой утрату права на получение компенсации, так как существенные условия для отказа в её предоставлении фактически не наступили.

При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с Поляковой О.В. 6 240 рублей у Управления социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края не имелось.

В соответствии со ст.1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

С учетом изложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Поскольку финансирование на вышеуказанные цели является целевым и поступает из бюджета Алтайского края, исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств, выделяемых из краевого бюджета на финансирование расходов по предоставлению мер социальной поддержки педагогическим работникам.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых прокурор освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет.

Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края, в силу пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государст венной пошлины освобождено, в связи с чем, мировой судья приходит к выводу, что судебные издержки взысканию не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Петропавловского района Алтайского края в интересах Поляковой Ольги Валерьевны удовлетворить.

Взыскать с краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Петропавловскому району Алтайского края» за счет средств краевого бюджета в пользу Поляковой Ольги Валерьевны незаконно удержанные денежные средства, за период с 01.08.2020 по 31.10.2020 в размере 6 240,00 рублей.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Петропавловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 23 октября 2021 года.

Мировой судья                                                                                 О.В. Попова

2-892/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен
Истцы
Полякова Ольга Валерьевна
Прокуратура Петропавловского района
Ответчики
КГКУ "Управление социальной защиты населения"
Другие
Минсоцзащита АК
Министерство финансов РФ
Суд
Судебный участок Петропавловского района Алтайского края
Судья
Попова Ольга Викторовна
Дело на сайте суда
ppav1.alt.msudrf.ru
29.09.2021Ознакомление с материалами
25.09.2021Подготовка к судебному разбирательству
18.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Решение по существу
01.12.2021Обращение к исполнению
20.10.2021Окончание производства
10.12.2021Сдача в архив
18.10.2021
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее