Дело № 5-316/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 мая 2021 года г. Артем
Резолютивная часть оглашена 18.05.2021 года г. Артем
Мировой судья судебного участка № 34 судебного района г.Артема Приморского края, расположенного по адресу: Приморский край, г.Артем, ул.Урицкого, д.7 «а», М.В. Заруцкая, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - начальника специального отдела Дирекции по защите активов, безопасности и режиму АО «Международный аэропорт Владивосток» Дёмина Бориса Евграфовича, родившегося <ДАТА3> в г. <АДРЕС>, паспорт <НОМЕР>, проживающего по адресу: г. <АДРЕС>
УСТАНОВИЛ:
Дёмин Б.Е., являясь должностным лицом - начальником специального отдела Дирекции по защите активов, безопасности и режиму АО «Международный аэропорт Владивосток» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при следующих обстоятельствах.
В период с 16.02.2021 по 26.02.2021 года Приморской транспортной прокуратурой во исполнение задания Дальневосточной транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения АО «Международный аэропорт Владивосток», расположенного по адресу: г. Артем, ул. Владимира Сайбеля, 41, законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при организации поискового и аварийно- спасательного обеспечения полетов и содержании защитных сооружений гражданской обороны, по результатам которой установлено следующее. АО «МАВ» имеет первую категорию по гражданской обороне и эксплуатирует два защитных сооружения гражданской обороны инв. № 489-26 и № 490-26, предназначенные для укрытия 450 и 300 человек соответственно и удаленные от персонала работающей смены на сверхнормативное расстояние.
В силу ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Согласно положениям Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309, для наибольшей работающей смены организации создаются убежища и укрытия.
Пунктом 3 Порядка создания убежищ и укрытий предусмотрено, что укрытия создаются, в том числе для наибольшей работающей смены организации, отнесенной к первой или второй категории по гражданской обороне, расположенной за пределами территории, отнесенной к группе по гражданской обороне, вне зоны возможного радиоактивного заражения (загрязнения).
Приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575 утвержден Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное, который определяет требования по содержанию и использованию ЗС ГО в мирное время. В соответствии с п. 2 Порядка содержания ЗС ГО в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом необходимо обеспечить сохранность: защитных свойств как ЗС ГО в целом, так и отдельных его элементов; герметизации и гидроизоляции всего ЗС ГО; инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения ЗС ГО.
При эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ЗС ГО должны выполняться Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583. Готовность и использование ЗС ГО по предназначению обеспечивают руководители ГО организаций, на учете которых они находятся (п. 1.7 Правил). Пунктом 4.12 «СП 88.13330.2014. Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77*», утвержденного приказом Минстроя России от 18.02.2014 № 59/пр, защитные сооружения следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м для защитных сооружений, расположенных на территориях, отнесенных к особой группе по гражданской обороне, а для иных территорий - не более 1000 м. В нарушение п. 4.12 СП 88.13330.2014 для укрытия в ЧС и по ГО персонала работающей смены АО «МАВ» использует ЗС ГО, удалённые на сверхнормативное расстояние от персонала наибольшей работающей смены. На момент проверки в АО «МАВ» не велся журнал учета ЗС ГО (п. 2.1, Приложение № 5 к Правилам). В нарушение п. 3.3.12 Правил помещение со смонтированными регенеративными установками в ЗС ГО (инв. № 490-26) не закрыто и не опечатано лицом, ответственным за эксплуатацию установок. Во исполнение требований п. 3.2.8 - 3.2.10, п. 5.2.3 Правил в ЗС ГО (инв. №№ 489-26, 490-26) необходима покраска стен и потолков. Вопреки положениям п. 4.3.9 Правил в ЗС ГО (инв. № 490-26) не на всех воздуховодах обозначено направление движения воздуха. При проверке выявлены факты нарушения герметизации и гидроизоляции в помещении ДЭС ЗС ГО инв. № 489-26, что противоречит требованиям п. 2 Порядка, п.п. 3.2.1, 3.2.2 Правил. В нарушение п.п. 3.2.7., 3.2.19 Правил в связи с замерзанием питающего трубопровода в ЗС ГО (инв. №№ 489-26) не работала система отопления, температура ниже 10° С. Восстановление системы отопления произошло после вмешательства Приморской транспортной прокуратуры. Ставень № 5 ЗС ГО (инв. № 490-26), гермоклапан с дверью, а также баки с водой ЗС ГО (инв. № 489-26) не промаркированы, что является нарушением п. 6.2.2 Правил. Средства связи в ЗС ГО (инв. № 489-26) не содержатся в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению (п. 5 Порядка, п. 5.3 Правил).
Приказом генерального директора АО «МАВ» от 06.07.2020 № 0607005-л на должность начальника специального отдела Дирекции по защите активов, безопасности и режиму АО «МАВ» переведён Дёмин Б.Е. Согласно п.п. 3.19, 3.32 должностной инструкции начальника специального отдела, утвержденной приказом генерального директора АО «МАВ» от 13.07.2020 № 564, начальник специального отдела обязан обеспечивать с привлечением специалистов и ресурсов предприятия, создание, освежение и содержание в заданной степени готовности ЗС ГО, средства индивидуальной защиты и иное имущество, предназначенное для ГО, экипировке НФГО, выполнения АСДНР в ЧС; организовывать работу специалиста по гражданской обороне.
Таким образом должностным лицом Дёминым Б.Е. совершено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В ходе судебного разбирательства помощник Приморского транспортного прокурора <Р1> поддержал постановление о возбуждении дела об административном правонарушении. Указал на то, что все нарушения отражены в акте проверки. В части защитных сооружений пояснил, что прокуратура не возлагает обязанность по строительству новых сооружений, а ставит вопрос об обеспечении защиты укрываемых. Относительно патронов указал на то, что в документации указан гарантийный срок хранения.
В ходе судебного разбирательства должностное лицо Демин Б.Е. пояснил, что 19 марта 2021 года Приморской транспортной прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ. Между тем, указанные Приморской транспортной прокуратурой в качестве нарушений, замечания, по своей сути таковыми не являются и не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Нарушение пункта 4.12. СП 88.13330.2014 - Защитные сооружения следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м для защитных сооружений, расположенных на территориях, отнесенных к особой группе по гражданской обороне, а для иных территорий - не более 1000 м. АО «Международный аэропорт Владивосток» использует ЗС ГО, которое передано Общество по договору. Иных защитных сооружений Обществу не передавалось.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы государственной власти субъектов Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны, системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
Пунктом 8 Постановление Правительства РФ от 29 ноября 1999 г. № 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" установлено, что Федеральные органы исполнительной власти: по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны.
Проектной документацией «Новый аэровокзальный комплекс в международном аэропорту «Кневичи» города Владивостока», (том 9 Инженерно-технических мероприятий гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций Р090910 п.2.13. (определено строительство ЗС ГО на объекте и источник финансирования). Таким образом, на АО «Международный аэропорт Владивосток» не возложена обязанность создания ЗС ГО и соответственно Общество не может нести ответственность за бездействия государственных органов. Уведомления о не выполнении запроектированного строительства ЗС ГО были направлены от АО «МАВ» в ГУ МЧС России по ПК и в Департамент гражданской защиты Приморского края. Подтверждающие документы прилагаются. Данное замечание подлежит исключению, так как в действия должностного лица отсутствует состав вменяемого правонарушения.
Журнал учета защитного сооружения имеется. Вменяемое нарушение п. 2.1. и Приложения № 5 к Правилам эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 является надуманным и не содержит в себе обстоятельств, свидетельствующих о наличии состава административного правонарушения. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не содержит каких-либо пояснений и ссылок на доказательства вменяемого нарушения. Имеющийся журнал учета ЗС ГО начат 15 января 2020 года и содержит необходимую информацию (копия прилагается).
Прокуратурой не доказано нарушение пункта 3.3.12 Правил, в частности прокурор в постановлении искажает смысл нормы права, не указывая весь текст данного пункта: «Допуск посторонних лиц в помещение со смонтированными регенеративными установками не разрешается. Помещение должно быть закрыто и опечатано лицом, ответственным за эксплуатацию установок». Нахождение посторонних лиц в ЗС ГО исключено, так как ЗС ГО закрывается и сдаётся под охрану. Инструкция по охране ЗС ГО №1 прилагается. В зимний период двери внутри защитного сооружения остаются открытыми для необходимой циркуляции воздуха.
Прокурором не приведено обоснование необходимости покраски стен и потолков в ЗС ГО. Каким документов подтверждено несоответствие покрытий стен и потолков, каким нормативным требованиям не соответствует имеющаяся окраска. Доказательств нарушения не представлено.
Нормы пунктов Правил, приведенные в постановлении:
3.2.8. Оштукатуривание потолков и стен помещений не допускается. Внутренняя отделка помещений защитных сооружений производится из несгораемых или трудносгораемых материалов, а стены, потолки, перегородки окрашиваются преимущественно в светлые тона.
3.2.9Поверхности стен помещений убежищ лечебных учреждений затираются цементным раствором и окрашиваются масляной краской светлых тонов с матовой поверхностью. Облицовка стен керамической плиткой не допускается. Данный пункт не применим.
3.2.10Стены и потолки в помещениях фильтровентиляционных камер окрашиваются поливинилацетатными красками.
5.2.3. Окраска помещений и конструктивных элементов ЗС ГО должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет.
В соответствии с условиями Договора подряда № 278-67/17 от 25.07.2017 года на выполнение работ по косметическому ремонту потолков и коммуникаций ГО № 1 и ГО № 3 в конце 2017 года подрядчиком произведена окраска стен и потолков ЗС ГО, что подтверждается Актом о приемке выполненных работ от 02.10.2017 года (копии прилагаются). Как следует из содержания акта, окраска проведена масляными красками. Пятилетний срок, установленный пунктом 5.2.3. Правил, не истек. Тем самым, отсутствует событие данного нарушения.
Замечание по пункту 4.3.9. не свидетельствует о нарушении. Данный пункт правил указывает, что на воздуховодах обозначается направление движения воздуха. Направление движения воздуха на воздуховоде, указывающего на принудительную приточную вентиляцию, обозначен. В ЗС ГО воздуховод является единым и указание направление движения на одной части единой системы уже является надлежащим исполнением Правил. Норма не требуют маркировки каждой трубы, изгиба воздуховода. Событие нарушения отсутствует.
С помощью, каких технических и иных специальных средств выявлены нарушения герметизации, проверка герметичности ЗС проверяется приборным методом, такой проверки не проводилось и в материалах проверки отсутствуют. Голословное заявление о наличии данного замечания не подтверждено. АО «Международный аэропорт Владивосток» в 2017 году на основании договора подряда № 200-67/17 от 09.06.2017 года выполнены работы по восстановлению гидроизоляции ЗС ГО (копии прилагаются). Для удаления протечки грунтовых вод, что допускается эксплуатационными свойствами и не влияет на герметичность сооружения, в ЗС ГО №3 предусмотрены специальные приямки для сбора воды. Таким образом, событие нарушения отсутствует и его факт не доказан.
Замерзание трубопровода обусловлено суровым зимним климатом и особенностью зимы в настоящем году. Доказательств наличия вины не имеется. АО «МАВ» своевременно информировало эксплуатирующую теплотрассу организацию с требованием восстановления тепло обеспечения ЗС ГО №3. Копии писем № 1790 от 15.12.2020 г. и № 92 от 26.01.2021 года подтверждающие замерзание трубопровода на балансе КГУП «Примтеплоэнерго» по причинам, не зависящим от Общества, а также своевременное принятие АО «Международный аэропорт Владивосток» зависящих от него мер. Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого правонарушения.
Пункт 6.2.2. Правил о наличии маркировки в разделе 6 Правил - Приведение защитных сооружений в готовность к приему укрываемых. Отсутствие маркировки на ставне, гермоклапане и баках с водой в период, когда сооружение используется для бытовых нужд Общества, не может образовывать состав правонарушения.
В соответствии с пунктом 5.3. Правил, сотрудники Общества осуществляют техническое обслуживание средств связи и оповещения. Временное отсутствие связи в ЗС ГО (замена телефонного аппарата в момент проверки) не свидетельствует о наличии состава правонарушения. Связь находится в исправном состоянии и обслуживается согласно указанной нормы.
Нарушение в части срока годности регенеративных патронов вызывает недоумение, поскольку регенеративные патроны не имеют срока годности, на такие патроны устанавливается гарантийный срок хранения.
Указанная ссылка на требование Г-10-1077-79 ПС не является основанием, так как это всего лишь форма паспорта на РП, в котором указана дата выпуска и гарантийный срок изготовителя. Указанные в постановлении прокурором пункты правил не содержат сведений о сроках годности регенеративных патронов:
3.2.11. Правил - Инженерно-техническое оборудование ЗС ГО должно содержаться в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению.
3.3.17. Правил - Отработанные регенеративные патроны уничтожаются в соответствии с требованиями, изложенными в техническом описании регенеративной установки. С момента установки РП-100 в ЗС ГО они не использовались, клапаны поступления воздуха в РП перекрыты и опломбированы.
Пункт 4.3. - Оценка технического состояния системы фильтр вентиляции и герметичности защитного сооружения - также не содержит таких норм.
Тем самым, событие нарушения отсутствует и тем более не влияет на обеспечение защиты укрываемых, так как третий режим защиты с использованием регенерации, согласно п.п. 4.10, 10.2. СП.8813330.2014 Свода правил «Защитные сооружения гражданской обороны», для укрытия НРС аэропорта не используется и в других ЗС ГО на территории аэропорта отсутствует по условиям отсутствия указанных в Своде правил поражающих факторов в районе аэропорт. Как следует из представленных пояснений, при вынесении постановления не указаны факты, доказательства и иные обстоятельства, свидетельствующие о том, что должностное лицо Общества допустило нарушение обязательных требований. По своей сути постановление содержит список якобы бы допущенных нарушений, но не содержит в себе указаний на наличие состава вменяемого правонарушения. Согласно статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Кроме того, необходимо учесть его пенсионный возраст и материальное положение. На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, просит прекратить производство по данному делу об административном правонарушении.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», основными задачами в области гражданской обороны являются, в том числе обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Частью 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Вина Дёмина Б.Е. в совершении административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.03.2021 года, в котором описано событие административного правонарушения; копией рапорта помощника Приморского транспортного прокурора <Р2> о выявлении факта совершения административного правонарушения; копией решения о проведении проверки от 15.02.2021 года с целью оценки исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, в том числе при организации поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов и содержании защитных сооружений гражданской обороны, копией акта проверки от 01.03.2021 года, в котором указаны выявленные нарушения, сведениями о присвоении АО «МАВ» 1 категории по ГО, копиями паспортов убежища, копиями технических характеристик системы вентиляции ЗС ГО, копией приказа о переводе Дёмина Б.Е. на другую работу, копией должностной инструкции начальника специального отдела, копией ответа и.о. генерального директора АО «МАВ» о том, что рассмотрено представление об устранении нарушений законодательства, в полном объеме и приняты конкретные меры, направленные на устранение выявленных замечаний.
Исследованные доказательства относятся к рассматриваемому делу, являются достоверными, допустимыми, достаточными для обоснования вывода о виновности лица, в отношении которого возбуждено административное производство.
Должностное лицо Дёмин Б.Е. обязан был принять все достаточные и необходимые меры для соблюдения законодательства РФ в области гражданской обороны, однако, не принял всех зависящих от него мер, тем самым, его бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Суд полагает необходимым исключить из объема нарушений, то, что в нарушение п. 3.2.11, 3.3.17, 4.3 Правил, п. 5.2 паспорта и технических условий Г-10-1074-79 ТУ сроки годности регенеративных патронов РП-100 (2007 года выпуска, установки на хранение в 2009 году), расконсервированных в ЗС ГО (инв. №№ 489-26, 490-26) в 2011 году, истекли, в связи с чем требуется их замена. Суд соглашается с доводами Дёмина Б.Е. о том, что согласно паспорту и технических условий Г-10-1074-79 ТУ в п. 5.2 указан гарантийный срок патронов (5 лет с момента изготовления), однако доказательств того, что срок использования данных патронов истек прокуратурой не представлено.
Доводы Дёмина Б.Е. о том, что проведено окраска и оштукатуривание потолков и стен, а пятилетний срок не истек, не свидетельствует об отсутствии нарушений, поскольку они выявлены в ходе проверки.
Доводы о том, что на АО «МАВ» не возложена обязанность создания ЗС ГО и соответственно общество не может нести ответственность за бездействия государственных органов, суд находит необоснованными, поскольку прокуратурой поставлен вопрос о создании условий для защиты укрываемых.
Доводы Дёмина Б.Е. об отсутствии состава административного правонарушения не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, обстоятельства дела в их совокупности, характер совершенного административного правонарушения, данные о лице, привлекаемом к административной ответственности, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, судья полагает необходимым назначить Дёмину Б.Е. минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 данной статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 названного Кодекса.
Руководствуясь 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
П О С Т А Н О В И Л:
Должностное лицо Дёмина Бориса Евграфовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Артемовский городской суд Приморского края через мирового судью судебного участка № 34 судебного района г.Артема.
Составление мотивированного постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ отложено на 20.05.2021 года.
Мировой судья М.В. Заруцкая
Реквизиты для оплаты штрафа:
Получатель платежа: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура, л/сч 04221859170)
р/сч 03100643000000012200
счет банка получателя (корсчет) 40102810845370000014
ИНН 2722064511
КПП 272201001
ОКТМО 08701000001
БИК Отделение Хабаровск Банка России//УФК по Хабаровскому краю г. Хабаровск
КБК 11601201019000140
(сведения об оплате штрафа представить на судебный участок)
Дата выдачи 20.05.2021 г.
Дата вступления в законную силу: 2021 г.
Срок предъявления к исполнению 2 года.