Дело № 5-283/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Бобров Воронежскойобласти 9 сентября 2021 года
Исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 1 в Бобровском судебном районе Воронежской области мировой судья судебного участка № 2 в Бобровском судебном районе Воронежской области Кудрявцева Е.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Гончарова С.В.,
представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности <ФИО1>
рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица - заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «РусМит» Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское»
Гончарова Сергея Викторовича, <ДАТА2> рождения, уроженца <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,
установил:
Гончаров С.В. обвиняется в том, что при исполнении им обязанностей главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «РусМит» Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» допущены нарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которые были выявлены в 15 часов 00 минут 23.06.2021 при проведении плановой выездной проверки Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в отношении OHBОC 20-0136-001640-П, эксплуатируемого OOО «Специализированное хозяйство Московское», юридический адрес: 397700, Воронежская область, Бобровский район, г. Бобров, ул. Комсомольская, д. 1, место фактического осуществления деятельности: 397700, Воронежская область, Бобровский район, г. Бобров, ул. Комсомольская, д. 1; Воронежская область, Бобровский район, с. Семено-Александровка, западная часть кадастрового квартала 36:02:5700003, участки недр, предусмотренные лицензией ВРЖ 00951 ВЭ.
Представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности <ФИО1> в судебном заседании письменное возражение поддержала, показав, что основным видом деятельности ООО «Специализированное хозяйство Московское» в соответствии с ОКВЭД является выращивание свиней, в результате которой образуется навоз свиной 3 класса опасности. Согласно письменным объяснениям Гончарова С.В. от 14.07.2021, данный навоз поступает в лагуну, имеющую из бетонное основание, в которой установлен погружной насос, перекачивающий навозные стоки в цех по сепарации навоза. В цехе по сепарации навоза происходит его обработка путем сепарации на двух сепараторах для разделения стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления на твердую и жидкую фракцию. При этом, следует учесть, что твердая фракция перепрпевшего навоза является отходом производства 3 класса опасности, и не является продукцией (удобрением органическим).Данная обработка и утилизация отхода 3 класса опасности осуществляется в отсутствие лицензии на деятельность по обработке и утилизации отходов 1-4 класса опасности. То есть, сепаратором осуществляется обработка и утилизация отхода 3 класса опасности, навоз свиной. Биотермическое обеззараживание полутвердой фракции навоза осуществляется на полевом хранилище с твердым покрытием. После вышеуказанной обработки вносится на поля. Таким образом, ООО «Специализированное хозяйство Московское» осуществляет деятельность по обезвреживанию отхода: навоз свиной 3 класса опасности в отсутствии соответствующей лицензии, выданной в установленном порядке, что является нарушением положения пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности). Выводы Гончарова С.В. о том, что деятельность общества по использованию навоза для выращивания продукции растениеводства не подлежит лицензированию в связи с тем, что навоз свиной перепревший, используемый обществом, нельзя признать отходами в смысле положений ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах», являются несостоятельными. В соответствии с наличием и работой двух сепараторов, процесс извлечения из свиного навоза полезных компонентов - твердой фракции, для их повторного применения, является - рекуперацией. Письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 разъяснено, что навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно: при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции; при наличии разработанных и утвержденных технических условий для удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы; при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией; при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией. Из материалов административного дела не усматривается, что образующийся отход - свиной навоз, в результате хозяйственной деятельности ООО «Специализированное хозяйство Московское» можно отнести к продукции. Действия ООО «Специализированное хозяйство Московское» правильно квалифицированы управлением по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как, являясь юридическим лицом, предприятие осуществило деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательны. Согласно ТУ № 20.15.80-001 -940-12564-2019, утвержденным ООО «Специализированное хозяйство Московское», установлены требования к качеству, методам контроля, условиям транспортирования, хранения и применения органического удобрения на основе твердого навоза, стоков навозных. По физическим, санитарно-гигиеническим показателям, органическое удобрение на основе жидкого свиного навоза должно соответствовать нормам, основанных на ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия». Согласно ТУ все используемое сырье должно сопровождаться документами о качестве и отвечать санитарно-гигиеническим нормам. Не допускается использование органического удобрения на основе твердого (сухого) навоза, стоков свиного навоза, не соответствующего санитарно-бактериологическим и санитарно -паразитологическим требованиям данных ТУ. В соответствии с разъяснениями Минприроды России от 23.05.2016 нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании, при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить навоз (помет) и иные органические вещества, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции. В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности», для работ по обработке отходов I-IV классов опасности, необходима лицензия для выполнения заявленных работ, зданий строений сооружений и помещений, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании. Тем самым, ООО «Специализированное хозяйство Московское» нарушены п. 1 ст. 9 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 30 п.1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 г.№99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», за которые предусмотрено привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В данном случае, объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии разрешения (лицензии).
В судебном заседании Гончаров С.В. поддержал доводы, изложенные в письменном объяснении, пояснив, что разработаны только технический регламент и технические условия, хозяйственный и бухгалтерский учет обществом операций с навозом, как с продукцией, не ведется. Уставной и проектной документации, позволяющей относить навоз к продукции, не имеется. Суду показал, что ООО «Специализированное хозяйство Московское» основным видом деятельности является выращивание свиней на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения по Воронежской области Бобровского района села Семено-Александровка (договор аренды земельного участка от 22.04.2013). В результате содержания свиней образуются естественный продукт их жизнедеятельности в виде навоза свиного, удаляемый из свинарников (14 корпусов) и поступающий в лагуну, имеющую бетонное основание, в которой установлен погружной насос, перекачивающий навозные стоки в цех по сепарации навоза. В цехе по сепарации навоза происходит его обработка путем сепарации на двух сепараторах для разделения стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления на твердую и жидкую фракцию. При этом довод должностного лица о том, что твердая фракция перепревшего навоза является отходом производства 3 класса опасности, не соответствует действительности, поскольку жидкая и твердая фракция перепревшего навоза является продукцией - удобрением органическим на основе стоков животноводческих комплексов. В Разъяснениях Минприроды России «Об оформлении лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности при обращении с навозом», опубликованных на сайте http://www.mnr.gov.ru, изложена позиция: в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность но сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут. Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в пределах полномочий предоставленных этому органу п. 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219. Одновременно с этим, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 представило разъяснения, согласно которым из содержания статьи 12 Закона № 99-ФЗ следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов). Таким образом, если предприятие не производит самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется. В ООО «Специализированное хозяйство Московское» разработан и введен в действие технологический регламент на использование свиного навоза, стоков навозных и компостов в качестве органического удобрения от 16.07.2019, который направлен на решение задач повышения плодородия почв с помощью побочного продукта деятельности свиноводческих комплексов - органического удобрения (жидкий свиной навоз). ООО «Специализированное хозяйство Московское» разработаны и введены в действие технические условия ТУ 20.15.80-001-940-12564-2019 «Удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов от 16.07.2019. В подтверждение производства органического удобрения ООО «Специализированное хозяйство Московское» имеет действующие сертификаты соответствия на продукцию: № POCCRU.HM43.H00444 № 0211560 (срок действия с 24.05.2018 по 23.05.2021), выданный органом по сертификации продукции обществом с ограниченной ответственностью «ТехИмпорт», о том, что продукция навоз свиной перепревший, твердая и жидкая фракция т.м. ООО «Специализированное хозяйство Московское» ГОСТ Р 53117-2008 серийный выпуск соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ Р 53117-2008; № POCCRU.HB61.H26111 № 0635306 (срок действия с 25.06.2021 по 24.06.2024), выданный органом по сертификации продукции обществом с ограниченной ответственностью «ЦЕТРИМ», о том, что продукция навоз свиной перепревший, твердая и жидкая фракция серийный выпуск соответствует требованиям нормативных документов ГОСТ Р 53117-2008. Удобрения органические на основе отходов животноводства; № POCCRU.AM05.H03621 № 0461840 выданный органом по сертификации продукции обществом с ограниченной ответственностью «Центр Сертификации и экспертизы «Тверьэкс», о том, что продукция удобрения органические на основе стоков животноводческих комплексов, серийный выпуск, соответствует требованиям нормативных документов ТУ 20.15.80-001-94012564-2019.
Указал, что сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства вывозят из ООО «Специализированное хозяйство Московское» продукт на основе твердой фракции перепревшего навоза, готового для внесения удобрения в землю, на свои поля на безвозмездной основе по мере возникновения такой необходимости в зависимости от сезона и погодных условий. Поросшая трава по краю накопления твердой фракции перепревшего навоза на площадке накопления свидетельствует не о долгом хранении и отсутствия потребности в продукте (навоз, удобрение), а о погодных условиях в весенне-летний период 2021 года (выпадали обильно осадки в виде ливневых дождей), что поспособствовало высокому росту травяной растительности. Таким образом, ООО «Специализированное хозяйство Московское» не осуществляет самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации помета. Прибыли от такой деятельности не получает. Следовательно, а также с учетом того, что навоз, который образуется в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, отнесен к продукции, что подтверждено указанными выше сертификатами соответствия продукции, техническим условиями и технологическим регламентом, - получение лицензии по обращению с опасными отходами ООО «Специализированное хозяйство Московское» не требуется. Лагуна (навозонакопитель) была законсервирована ООО «Специализированное хозяйство Московское» в сентябре 2020 года на самый высокий уровень отметки лагуны - 1 метр до края стенки бетонного основания, где происходит карантирование навоза и навозных стоков (происходят естественные биологические процессы и естественная дегельминтизация). Биологическая дегельминтизация жидкой фракции свиного навоза осуществляется выдерживанием в лагунах согласно РД-АПК 1.10.15.02-17. Перелив навозного стока произошел в июне 2021 года, на самой низкой отметке лагуны на 1-2 см. из-за выпавших обильных осадков в июне 2021 года, что подтверждаем распечаткой прогноза погоды в Семено-Александрова на июнь 2021 года с сайта https://pogoda.mail.ru/prognoz/semeno-aleksandroyka/iune-2021. Выдерживание навозных стоков осуществляется в законсервированной лагуне не менее 6 месяцев. Произошедший перелив лагуны уже выдержанных и перепревших навозных стоков не привел к загрязнению объектов охраны окружающей среды, более того, в самом низком месте образовавшегося перелива навозных стоков лагуны благоприятно растет трава, что свидетельствует о том, что вышедшие навозные стоки за самый низкий край лагуны в почву послужили удобрением для благоприятного роста травы и растений, которые ООО «Специализированное хозяйство Московское» периодически скашивает. Продукция на основе свиноводческих стоков при внесении в почву положительно влияет на физические свойства почвы, стимулирует деятельность почвенных микроорганизмов, а также улучшает ее химический состав, обогащая такими важными веществами, как азот, калий, фосфор. Во избежание повторного перелива навозных стоков из лагуны вследствие осадков ООО «Специализированное хозяйство Московское» заключен договор подряда № 01/05/07-2021 от 05.07.2021 с подрядной организацией ООО «Олимп» для выполнения работ по укреплению и поднятию на 5-7 см. края бетонного основания стенки лагуны, расположенной по адресу: Воронежская область, Бобровский район, с. Семено-Александровка, и данное обстоятельство не входит в объективную сторону ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Просит прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, Гончарова С.В., представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по доверенности <ФИО1>, мировой судья приходит к следующим выводам.
В подтверждение вины Гончарова С.В. в совершении административного правонарушения при изложенных обстоятельствах Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования представлены и принимаются во внимание следующие доказательства:
- протокол № 174 от 21.06.2021 Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, составленный в отношении должностного лица - заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «РусМит» Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» Гончарова С.В., уполномоченным должностным лицом, с указанием места, времени совершения и события административного правонарушения, статьи КоАП РФ, и других сведений, необходимых для разрешения дела;
- приказ от 31.05.2021 № 558/п/В о проведении в отношении юридического лица ООО «Специализированное хозяйство Московское» плановой выездной проверки, с учетом приказа № 650/п/В от 21.06.2021;
- копия сертификата соответствия РОСС RU.ИM43.H00444 сроком действия с 24.05.2018 по 23.05.2021;
- копия сертификата соответствия РОСС RU.AM 05.H03621 сроком действия с 16.07.2019 по 15.07.2022;
- технические условия 20.15.80-001-94012564-2019;
- акт ввода оборудования в эксплуатацию № 63 от 07.08.2017 и приложение к нему;
- протокол испытаний № 001/J-16/07/19 от 16.07.2019;
- приказ об организации природоохранной деятельности от 15.12.2020 № 15/12-2-0Д;
- приказ о назначении ответственных лиц за временное накопление и размещение отходов в организации от 15.12.2020 № 15/12-3-ОД;
- уведомление о проведении плановой выездной проверки юридического лица ООО «Специализированное хозяйство Московское» и сведения, подтверждающие направление такового на электронную почту общества;
- уведомление о времени и месте составления акта проверки от 22.06.2021 № 20/03-КА/9863;
- акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 17.06.2021 и фототаблица к нему;
- руководство 2013 года по эксплуатации сепаратора серии SB Биокомплекс;
- приказ № 1 от 09.01.2018 о возложении обязанности директора ООО «УПРАВЛЯЮЩАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ» на Устюгова Е.Е.;
- приказ о переводе Гончарова С.В. на должность заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «РусМит»;
- копия паспорта Гончарова С.В.;
- должностная инструкция заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «РусМит»;
- акт проверки № 50 от 23.06.2021;
По инициативе суда приобщены:
- выписки из ЕГРЮЛ на ООО «Специализированное хозяйство Московское» и ООО «РусМит»;
- копия договора от 01.06.2018 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей организации - Обществу с ограниченной ответственностью
«Управляющая коммерческая компания», согласно которому Общество передает, а
Управляющая компания принимает и осуществляет закрепленные Уставом общества,
иными внутренними документами Общества и действующим законодательством
Российской Федерации полномочия единоличного исполнительного органа Общества в
порядке и на условиях, оговоренных настоящим договором;
- копия акта от 01.06.2018 приема-передачи документов Общества с ограниченной
ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей компании;
- копия дополнительного соглашения № 2 от 20.05.2020 к договору от 01.06.2018 о
передаче полномочий единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной
ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» управляющей организации - Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания», из содержания которого усматривается, что фирменное наименование Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая коммерческая компания» было изменено на Общество с ограниченной ответственностью «РусМит», в связи с чем в договор внесены соответствующие изменения (Том 1 л.д. 4-150).
Кроме того, мировому судье предоставлены: протоколы испытаний № 001/А-02/04/20-а от 02.04.2020, № 001/В-20/08/20-а от 28.08.2020 и № 001/А-06/04/21 от 06.04.2021 на «Удобрение органическое на основе стоков животноводства», составленные Испытательными лабораториями «ЭкспертЛаб» и «ПРОКАЧЕСТВО», копия договора аренды земельного участка от 22.04.2013, копия акта приема-передачи от 22.04.2013, копия согласия администрации Бобровского муниципального района Воронежской области, копия договора от 29.12.2012 о безвозмездной передаче сухого навоза после сепарации ООО «Леоновское», копия договора подряда № 01/05/07-2021 от 05.07.2021 на выполнение работ по укреплению и поднятию края бетонного основания стенки лагуны, расположенной по адресу: Воронежская область, Бобровский район, с. Семено-Александровка, скриншот с прогнозом погоды на июнь 2021 года, копия сертификата соответствия РОСС RU.НВ61.Н26111 на навоз перепревший, твердая и жидкая фракция сроком действия с 25.06.2021 по 24.06.2024, технологический регламент на использование свиного навоза, стоков навозных и компостов в качестве органического удобрения, утвержденный директором ООО «Управляющая коммерческая компания», технические условия на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов, договоры купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения от 20.10.2020 и от 25.09.2020 с передаточными актами (Том 1 л.д. 161-167, 170-176, 179, 181-199, 222-228, Том 2 л.д. 21-27).
Как видно из материалов дела и протокола № 174 от 21.06.2021, в ходе проведения плановой выездной проверки в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении OHBОC 20-0136-001640-П, эксплуатируемого OOО «Специализированное хозяйство Московское», юридический адрес: 397700, Воронежская область, Бобровский район, г. Бобров, ул. Комсомольская, д. 1, место фактического осуществления деятельности: 397700, Воронежская область, Бобровский район, г. Бобров, ул. Комсомольская, д. 1; Воронежская область, Бобровский район, с. Семено-Александровка, западная часть кадастрового квартала 36:02:5700003, участки недр, предусмотренные лицензией ВРЖ 00951 ВЭ, 23.06.2021 в 15 часов 00 минут выявлено осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее по тексту - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии с ОКВЭД 01.46 (сведения ЕГРЮЛ) ООО «СХ Московское» занимается выращиванием свиней. Согласно банка данных отходов в результате жизнедеятельности свиней образуется отход навоз свиной, который в ООО «СХ Московское» удаляется из свинарников (14 корпусов) и поступает в лагуну, выполненную из бетонного основания. В лагуне установлен погружной насос, который перекачивает стоки в цех по сепарации навоза, где происходит его обработка путем сепарации на 2х сепараторах и разделению на твердую и жидкую фракцию. Всего на земельном участке с кадастровым номером 36:02:5700003:29, по адресу Воронежская область, Бобровский район, в западной части кадастрового квартала 36:02:5700003 расположено 7 лагун (навозохранилищ).
В соответствии с СП 289.1325800.2017 навозохранилище (пометохранилище) секционного типа (открытое или закрытое): - сооружение из железобетона, обеспечивающее хранение и обеззараживание навоза, помета, навозных и пометных стоков перед внесением их в поле в качестве органических удобрений.
В соответствии с актом ввода оборудования в эксплуатацию № 63 от 07.08.2017 в помещении сепараторной расположенной возле лагун установлено оборудование: сепаратор SB -780105 №000704 и сепаратор SB -780105 №000703.
Согласно руководству по эксплуатации сепаратора серии SB сепаратор служит для разделения перекачиваемых насосом навозных стоков на твердую и жидкую фракции. В состав оборудования входит: корпус сепаратора, приемная камера, силовая установка, сито, шнек, станина, патрубок перелива, патрубок подачи, патрубок слива жидкой фракции, боковые крышки.
По схеме работы сепаратора, когда исходная жидкость поступает в сепаратор, первая часть жидкости (несвязанная вода) отделяется через сито под воздействием силы тяжести. Затем шнек внутри сепаратора перемещает смесь в горизонтальном направлении, при этом постепенно выжимая из нее жидкость.
Как видно из разъяснений Минприроды России от 23.05.2016 вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:
- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;
- при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;
- при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;
- при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.
ООО «СХ Новомосковское» (как указано в протоколе № 174 от 21.06.2021) получен сертификат РОСС RU.AM 05.H03621 сроком действия с 16.07.2019 по 15.07.2022 на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов, а так же сертификат РОСС RU.MM43.H00444, сроком действия с 24.05.2018 по 23.05.2021 на навоз свиной перепревший, твердая и жидкая фракция т.м. ООО «СХ Московское», срок действия которого истек.
Кроме того, разработаны технические условия 20.15.80-001-94012564-2019 на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов и введены в действие 16.07.2019. Данные технические условия распространяются на удобрения органические на основе животноводческих комплексов, предназначенные для применения в сельскохозяйственном производстве и в личных подсобных хозяйствах в целях повышения плодородия почв, урожайности, качества продукции растениеводства, для благоустройства, озеленения территории.
По физико-химическим, санитарно-гигиеническим показателям органическое удобрение на основе жидкого свиного навоза должно соответствовать нормам, приведенным в табл. 1.1.-1.2, основанных на ГОСТ Р 53117-2008 «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия».
В соответствии с п. 1.5.1 продукт отпускается без упаковки в жидком виде. При производстве удобрений каждая партия продукта должна сопровождаться документом о качестве (паспортом качества партии продукции). Технологический процесс производства согласно регламента включает в себя: сбор; выдержка (обеззараживание); выкачка (насосами); внесение на поля.
В ходе проверки установлено, что в ООО «СХ Московское» отсутствует технический регламент на производство удобрений из отхода стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323). Технический процесс, указанный в разработанном ТУ не соответствует фактической схеме обработки и утилизации навоза. Фактически навозные стоки поступают в одну из лагун, откуда насосом подаются в помещение сепараторной, в котором расположены 2 сепаратора для разделения стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) (данный вид отходов согласно банка данных отходов образуется при разведении свиней - Приказ Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242) на отход: жидкая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 11255111324) и твердая фракция сепарации свиного навоза при самосплавной системе навозоудаления (код ФККО 11255112394). Твердая фракция навоза вывозится на земельный участок и складируется на земельном участке без твердого водонепроницаемого покрытия. При этом при визуальном осмотре площадки накопления установлено наличие твердой фракции навоза, покрытой растительностью, что свидетельствует о неиспользовании данной фракции навоза в качестве органического удобрения и подтверждает факт отсутствия нормативной потребности отнесения навоза к продукции. Кроме того лагуны в ходе осмотра переполнены. Имеются следы перелива навозных стоков за пределы лагуны и из одной лагуны в другую через борта, что приводит к нарушению ТУ ввиду невозможности выдерживания навозных стоков в лагуне из-за поступления в нее новых стоков. При этом в соответствии с п. 3.5 при производстве продукции не должно образовываться технологических отходов, ведущих к загрязнению объектов охраны окружающей среды.
Таким образом, по мнению Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «Специализированное хозяйство Московское» осуществляется обработка отхода 3 класса опасности стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) путем его разделения на твердую и жидкую фракцию, с последующей утилизацией жидкой фракции путем получения полезных компонентов органической составляющей навоза с последующим их извлечением для внесения в поля в качестве органического удобрения.
Мировой судья, проверяя законность протокола по делу об административном правонарушении пришел к выводу, что он соответствует требованиям, предъявляемым к протоколу статьей 25.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем указаны все необходимые сведения, лицо извещалось о дате и времени составления протокола, протокол составлен в присутствии Гончарова С.В., ему разъяснены права и обязанности при производстве по делу, предоставлена возможность дачи объяснений, протокол вручен.
При проверке наличия в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, мировой судья исходит из следующего.
Согласно должностной инструкции заместителя главного инженера по охране труда пожарной безопасности и экологии, утвержденной приказом ООО «РусМит» № 20/05-7-ОД от 01.12.2020, приказов ООО «Специализированное хозяйство Московское» № 15/12-2-ОД от 15.12.2020 «Об организации природоохранной деятельности» и № 15/12-3-ОД от 15.12.2020 «О назначении ответственных лиц за временное накопление и размещение отходов в организации», приказа о переводе Гончарова С.В. на должность заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «РусМит», заместитель главного инженера по охране труда пожарной безопасности и экологии осуществляет экологический контроль: за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по окружающей среде; за соблюдением технологических режимов природоохранных объектов, проводит анализ их работы; за соблюдением экологических стандартов и нормативов; за состоянием окружающей среды в районе расположения предприятия, а также осуществляет техническое руководство по обеспечению экологической безопасности при осуществлении производственной деятельности, а, следовательно, несет ответственность за соблюдение в обществе требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Как следует из протокола об административном правонарушении № 174 от 21.06.2021 должностному лицу - заместителю главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии управляющей организации Общества с ограниченной ответственностью «РусМит» Общества с ограниченной ответственностью «Специализированное хозяйство Московское» Гончарову С.В. вменено нарушение требований пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», подпункта 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона 04.05.2011№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Как видно из материалов дела, основным видом деятельности ООО «СХ Московское» является разведение свиней.
ООО «Специализированное хозяйство Московское» имеет сертификат соответствия РОСС RU.НВ61.Н26111 на навоз перепревший, твердая и жидкая фракция сроком действия с 25.06.2021 по 24.06.2024, сертификат соответствия РОСС RU.AM 05.H03621 на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов сроком действия с 16.07.2019 по 15.07.2022, технологический регламент на использование свиного навоза, стоков навозных и компостов в качестве органического удобрения, утвержденный директором ООО «Управляющая коммерческая компания», технические условия на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов, протоколы испытаний № 001/А-02/04/20-а от 02.04.2020, № 001/В-20/08/20-а от 28.08.2020 и № 001/А-06/04/21 от 06.04.2021 на «Удобрение органическое на основе стоков животноводства», составленные Испытательными лабораториями «ЭкспертЛаб» и «ПРОКАЧЕСТВО».
ООО «Специализированное хозяйство Московское» на основании договора от 29.12.2012 осуществляет безвозмездную передачу сухого навоза после сепарации ООО «Леоновское».
В 2020 году ООО «Специализированное хозяйство Московское» приобретены земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Вопросы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются положениями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Закона № 89-ФЗ под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
Из смысла статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов).
Согласно ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами производства и потребления» (далее - ГОСТ) под отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. К отходам производства относят образующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящие применения в данном производстве: вскрышные породы, образующиеся при добыче полезных ископаемых, отходы сельского хозяйства, твердые вещества, улавливаемые при очистке отходящих технологических газов и сточных вод, и т.п.
При этом перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242 (далее - ФККО).
Согласно ФККО подтип отходов - отходы животноводства (включая деятельность по содержанию животных) содержит такие группы отходов, как «Навоз свиней» (код 11251000000), «Стоки навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней» (код ФККО 11255212323), относящиеся к III классу опасности.
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно примечанию к пункту 3.16 ГОСТ к отходам не относят «побочный продукт» - дополнительную продукцию, образующуюся при производстве основной продукции и не являющуюся целью данного производства, но пригодную как сырье в другом производстве или для потребления в качестве готовой продукции.
На основании комплексного анализа норм действующего законодательства, отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией.
Вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий и технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании.
Так, положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 октября 2002 г. № 36, навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию навоза жидкого установлены ГОСТ 26074-84 (СТ СЭВ 2705-80). Государственный стандарт Союза ССР. Навоз жидкий. Ветеринарно-санитарные требования к обработке, хранению, транспортированию и использованию (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта СССР от 9 января 1984 г. № 47).
Согласно пункту 9 Правил № 114 навоз свиней необходимо убирать и складировать на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства.
Приведенные нормативные правовые акты предусматривают обезвреживание навоза и помета как обязательный технологический процесс при содержании и разведении животных и птиц.
Действительно, обязательность обеззараживания навоза после его удаления из помещений для содержания животных указывает на то, что обеззараживание отходов не является специализированной деятельностью в области обращения с отходами.
Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии Законом об отходах. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
ГОСТ Р 53692-2009 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов» устанавливает последовательные этапы технологического цикла отходов, в том числе образующихся в сельском хозяйстве. В пункте 3.1.24 содержится понятие «избавление от отходов», под которым понимается последний этап технологического цикла отходов, на котором производят утилизацию отходов; избавление от отходов сопряжено с их переработкой, то есть выполнением технологических процессов физико-химического и биологического преобразования отходов путем утилизации и /или удаления безопасных для окружающей среды. Под утилизацией в указанном ГОСТе понимается последний этап технологического цикла отходов, на котором осуществляют их повторное использование или преобразование во вторичные ресурсы. В соответствии с ГОСТ Р 53117-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. «Удобрения органические на основе отходов животноводства. Технические условия» (пункт 5.1) обеззараживание и обезвреживание удобрений, производимых на основе навоза и помета, должны проводиться в соответствии с требованиями ГОСТов, РД-АПК 1.10.15.02-2008, Ветеринарно-санитарных правил подготовки использованию в качестве органических удобрений навоза, помета и стоков при инфекционных и инвазионных болезнях животных и птицы.
Вместе с тем, процессы обеззараживания опасного отхода, на которые указывают названные стандарты, происходят в связи с прекращением существования опасного отхода посредством его утилизации (использовании) и к деятельности по обезвреживанию отходов отношения не имеют. При этом исходя из понятия «обращения с отходами», как деятельности по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, под «обезвреживанием отходов» в Федеральном законе №89-ФЗ понимается самостоятельный вид деятельности, а не неотъемлемая часть технологического процесса использования (утилизации).
На недопустимость смешения понятий «обезвреживание отходов» и «утилизация отходов» указывает также Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в письме от 28.03.2017 № ВС-10-02-36/6393, указав на необходимость четко разграничивать понятия «утилизация отходов» и «обезвреживание отходов», а также обозначив, что данные понятия не являются тождественными понятиями.
Таким образом, имеет место принципиальное различие между деятельностью по «утилизации» отходов (использование отходов для производства продукции) и деятельностью по их «обезвреживанию» (уменьшение массы отходов), приведенные в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и в иных нормативных правовых актах, регламентирующих обращение с отходами.
В процессе утилизации отходов происходит использование отходов для производства продукции. Технологический цикл процесса утилизации по смыслу Федерального закона № 89-ФЗ должен завершаться получением готового продукта.
Как следует из разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе, навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Таким образом, в случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.
Одновременно с этим, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в письме от 11.08.2016 № ВА-14-27/8782 представило разъяснения, согласно которым из содержания статьи 12 Закона № 99-ФЗ следует, что лицензированию подлежит самостоятельный вид деятельности, включающий в себя совокупность действий по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов (деятельность специализированных организаций, занимающихся утилизацией опасных отходов). Если предприятие не производит самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации навоза (помета) и, соответственно, прибыли от такой деятельности не получает, получение лицензии по обращению с опасными отходами такому предприятию не требуется.
Названные разъяснения даны Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в переделах полномочий предоставленных этому органу пунктами 1, 6.2 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 № 1219.
Мировым судьей на основании представленных материалов дела установлено, что обществом разработаны технические условия на удобрение органическое на основе стоков животноводческих комплексов и технологический регламент на использование свиного навоза, стоков навозных и компостов в качестве органического удобрения, имеются сертификаты соответствия на навоз перепревший, твердая и жидкая фракция, протоколы испытаний № 001/А-02/04/20-а от 02.04.2020, № 001/В-20/08/20-а от 28.08.2020 и № 001/А-06/04/21 от 06.04.2021 на «Удобрение органическое на основе стоков животноводства», договорные обязательства по безвозмездной передаче сухого навоза после сепарации и приобретение обществом в собственность земель сельскохозяйственного назначения.
Понятие «продукция» раскрывается в ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» следующим образом - это «результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях».
Фактически технологический процесс, происходящий в лагунах, завершается получением готового продукта - органического удобрения, что по смыслу определения, содержащегося в Федеральном законе № 89-ФЗ, означает утилизацию опасного отхода, поскольку в процессе деятельности по обезвреживанию отхода не может быть получен готовый продукт.
Вместе с тем, суду не предоставлено доказательств реализации обществом навоза сторонним лицам на договорной (в том числе безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией. Реализация навоза обществом в хозяйственном, бухгалтерском учете как операция с продукцией, не отражается, соответствующих документов не представлено. Уставная и проектная документация, позволяющая отнесение навоза, образующегося в ходе хозяйственной деятельности общества, к продукции, отсутствует.
Получение из свежего навоза удобрения, которое будет использовано в последующем для собственных нужд, рассматривается в качестве производной деятельности и в этом случае не будет связана с обезвреживанием отходов по смыслу, придаваемому Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления».
Однако, доказательств ведения обществом смешанного сельского хозяйства, кроме приобретения земель сельскохозяйственного назначения, с учетом имеющихся материалов дела, суду не представлено.
Утверждение Гончарова С.В. в ходе судебного заседания о внесении навоза на поля общества для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство), объективно ничем не подтверждены, поскольку данный вид деятельности общество, исходя из сведений о видах экономической деятельности по ОКВЭД, не осуществляет, уставной и проектной документации не имеется.
То обстоятельство, что навоз фактически используется обществом в качестве органического удобрения, не опровергает факт образования в процессе деятельности общества спорного отхода и не освобождает общество от исполнения установленных действующим законодательством обязанностей.
Исходя из федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, навоз свиней и навоз свиней свежий включены в него с кодами 11251000000 и 11251001333, а также стоки навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней с кодом 11255212323.
ООО «Специализированное хозяйство Московское» как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, зарегистрировано в федеральном реестре учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору (Том 2 л.д. 28-31).
Вопреки доводам Гончарова С.В., навоз, являясь, в том числе, сырьем для органического удобрения, не перестает быть отходом, поскольку входит в Федеральный классификационный каталог отходов и является отходом III класса опасности.
Наличие у общества сертификатов соответствия не означает само по себе, что в деятельности общества не образуются отходы производства.
Письма Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации не отменяют и не изменяют указанные требования Закона об отходах производства и потребления и Закона об охране окружающей среды, не является нормативно-правовыми актами, носят информационный характер.
Кроме того, в соответствии с п. 2 Постановления Правительства от 13.08.1997 № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается.
К рассматриваемому делу указанные разъяснения отнесены быть не могут, так как в таковых перечислены условия, при которых данные навоз, помет и иные органические вещества могут быть реализованы в качестве продукции. Данных в деле, что обществом выполнены все перечисленные условия для отнесения навоза к продукции, не имеется. Как нет и данных, что все отходы в виде навоза используются в качестве удобрения для собственного производства в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Признание навоза сырьем для удобрения или самим удобрением не исключает его из списка отходов, так как вносить свежий навоз в почву нельзя и согласно санитарным правилам он должен пройти процедуру обезвреживания, которая зачастую предусматривает технологию компостирования (складирования), продолжительностью 12 месяцев. При этом лагуны (специально оборудованное место, где происходит органическое обезвреживание помета и навоза) относятся к местам размещения отходов, а сам процесс является лицензируемым видом деятельности.
Представленные в материалы дела технологический регламент по производству органических удобрений и технические условия на сырье для производства органических удобрений на основе навоза, не свидетельствуют о наличии в обществе технического регламента на производство удобрения из отхода стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (ФККО 11255212323), которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании.
Более того, в результате проведенной проверки установлено, что технический процесс, указанный в разработанном ТУ не соответствует фактической схеме обработки и утилизации навоза, что подтверждается актом проверки и фототаблицей.
Более того, обществом не ведется учет, поскольку сведения о количестве образованного навоза, произведенного на его основе органического удобрения, количестве навоза находящегося в стадии производства, количестве использованного органического удобрения произведенного на основе навоза отсутствуют.
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» ООО «Специализированное хозяйство Московское» осуществляется обработка отхода 3 класса опасности стоков навозных при самосплавной системе навозоудаления свиней (код ФККО 11255212323) путем его разделения на твердую и жидкую фракцию, с последующей утилизацией жидкой фракции.
Согласно ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Мировой судья полагает, что имеющиеся в деле доказательства, являются допустимыми доказательствами по делу и позволяют сделать вывод о том, что должностное лицо - Гончаров С.В., в соответствии с возложенными на него обязанностями, виновен в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях: «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)» при обстоятельствах указанных выше.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ст. 4.1 КоАП РФ, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность Гончарова С.В., не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность Гончарова С.В., мировой судья считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа, считая в таком случае, что будут достигнуты и реализованы цели и принципы административного наказания: справедливость, неотвратимость, целесообразность и законность.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 19.20, ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
признать Гончарова Сергея Викторовича, <ДАТА2> рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Разъяснить правонарушителю, что административный штраф должен быть им уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на банковские реквизиты: УФК по Воронежской области (Управление делами Воронежской области, 04312012870), ИНН 3664030921, КПП 366401001, р/с 03100643000000013100 в Отделении Воронеж г. Воронеж Банка России//УФК по Воронежской области г. Воронеж, к/с 40102810945370000023, БИК 012007084, ОКТМО 20701000, КБК 81411601193010020140, представлением в суд подлинника документа, подтверждающего уплату штрафа.
В соответствии со статьей 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы до 50 часов.
Квитанция об оплате штрафа должна быть представлена по адресу: 397700, Воронежская область, г. Бобров, ул. III Интернационала, д. 37, на судебный участок.
Копию постановления вручить лицу, привлекаемому к административной ответственности, а также направить должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении.
Постановление может быть обжаловано в Бобровский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления.
Мировой судья Е.В. Кудрявцева