дело № 2-4/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2013 годаc.Усть-Кулом
Мировой судья Усть-Куломского судебного участка Барбуца Жиганова О.А.,
при секретаре Куровой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комзюк ВС1 к ГУ-УПФ РФ в районе РК1 о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к местуотдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Комзюк В.С. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в районе РК1 взыскании оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно как неработающий пенсионер, поскольку ответчик добровольно оплатить проезд отказывается.
В судебном заседании Комзюк В.С. не присутствовал, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика, ведущий специалист отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ ГУ-УПФ РФ в районе РК2 Рейнгардт К.А. иск не признал и пояснил, Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты…» внесены изменения в Закон РФ от 19.02.1993г. №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». При этом статья 4 названного Закона определила затраты на проезд неработающих пенсионеров к месту отдыха и обратно расходными обязательствами РФ, а статья 34 этого же Закона устанавливает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 года № 176 утверждены «Правила компенсации на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории РФ и обратно», которые определяют… порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Пунктом 2 названного Постановления установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов РФ.
Вопрос о компенсации стоимости проезда в случае отдыха пенсионера за пределами Российской Федерации исчерпывающим образом определен законодательством. В соответствии с буквальным толкованием Закона от 19.02.1993 №4520-1 и Постановления от 01.04.2005 № 176 компенсации подлежитпроезд к месту отдыха, расположенному на территории Российской Федерации.
Заслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему мнению.
Согласно статье 34 Закона РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее - Закон) № 4520-1 от 19.02.1993г. (в ред. от 24.07.2009 г.) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно на территории РФ и обратно одинраз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула к Закону). Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранного гражданином места отдыха.
Схожей льготой пенсионеры пользовались ранее в соответствии с пунктом 15 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76, в том числе при выезде на отдых за границу. Закон РФ от 19 февраля 1993 года №4520 не предусмотрел нормотносительно установления порядка компенсации расходов по проезду пенсионерам, отдыхавшим на территории других государства. В то же время с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан нельзя отрицать право этих пенсионеров на получение такой компенсации.
Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена льгот компенсационного характера допустима только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения. Такая правовая позиция неоднократно выражена в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Отсутствие нормативного порядка компенсации не умаляет права пенсионеров на равное отношение со стороны государства.
Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся за пределами Российской Федерации. Пенсионеры по старости, проработавшие в таких районах соответственно 15 и 20 лет имеют право на бесплатный проезд один раз в 2 года к месту отдыха и обратно.
Комзюк В.С. является <ОБЕЗЛИЧЕНО>. Льготным проездом ранее не пользовался, то есть право на оплату льготного проезда на 2012 год имеет.
Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе РК должно нести ответственность по иску, поскольку по Положению об ГУ-УПФ РФ в районе РК2 входит в систему Пенсионного фонда России, является юридическим лицом, может нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно представленным материалам, Комзюк В.С. отдыхал в <АДРЕС> Предоставил проездные билеты и справки о стоимости проезда к месту отдыха и обратно на общую сумму 4 173,5 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Расчет стоимости проезда (без учета стоимости сервисного обслуживания на железнодорожном транспорте):
- автобусный билет <АДРЕС>- 600 рублей,
- железнодорожный билет <АДРЕС> - 1 187,1 рублей,
- железнодорожный билет <АДРЕС> (справка) - 564,70 рублей (до границы Российской Федерации - до <АДРЕС>),
- железнодорожный билет <АДРЕС> (справка) - 564,70 рублей (от <АДРЕС> - от границы Российской Федерации),
- железнодорожный билет <АДРЕС>- 1 257 рублей.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в соответствии со ст. 103 ГПК РФ.
Следует отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости автобусного билета <АДРЕС> в размере 600 рублей, поскольку истцом указанный проездной документ или справка о стоимости проезда автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями (согласно пп. «д» п. 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176) в суд не представлены.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Взыскать с ГУ-УПФ РФ в районе РК1 расходына оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 4 173,5 рублей в пользу Комзюк ВС1.
Взыскать с ГУ-УПФ РФ в районе РК1 государственную пошлину в пользу бюджета муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» в размере 400 рублей.
Отказать во взыскании с ГУ-УПФ РФ в районе РК1 стоимости автобусного билета <АДРЕС> в размере 600 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Усть-Куломский районный суд через Усть-Куломский судебный участок в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 января 2013 года.
Мировой судья О.А. Жиганова