П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Самара 11 мая 2018 года
Мировой судья судебного участка №34 Октябрьского судебного района г.Самары Щеблютов Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №5-98/18об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении должностного лица - эксперта отдела аудита пожарной безопасности ООО Экспертный центр «Волгапромаудит» Аюповой <ФИО1>, <ДАТА> рождения, уроженки <АДРЕС>, зарегистрированной и проживающей по адресу: <АДРЕС>,
У С Т А Н О В И Л:
12.03.2018г. государственным инспектором по г.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району по пожарному надзору старшим инженером отделения госпожнадзора отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <ФИО2> в отношении эксперта отдела аудита пожарной безопасности ООО Экспертный центр «Волгапромаудит» Аюповой Р.Т. составлен протокол <НОМЕР> об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ, в связи с нарушением порядка оценки соответствия объекта защиты требованиями пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами РФ, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности).
Аюпова Р.Т. вину в совершении административного правонарушения не признала, просила производство по делу прекратить, ссылаясь на малозначительность совершенного правонарушения, в связи с существенными нарушениями норм материального и процессуального права.
Начальник ОНД и профилактической работы по г. Пыть-Ях, Нефтеюганску и Нефтеюганскому району <ФИО3> в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела в режиме видеоконференц-связи.
Рассмотрев заявленное ходатайство начальника ОНД и профилактической работы по г. Пыть-Ях, Нефтеюганску и Нефтеюганскому району <ФИО3> о рассмотрении дела с его участием в режиме видеоконференц-связи, оснований для его удовлетворения не нахожу, поскольку нормами КоАП РФ рассмотрение дела об административном правонарушении посредством видеоконференц-связи не предусмотрено.
Суд на месте определил, рассмотреть дело в отсутствие представителя ОНД и профилактической работы по г. Пыть-Ях, Нефтеюганску и Нефтеюганскому району.
Изучив представленные материалы дела, выслушав Аюпову Р.Т., прихожу к следующим выводам.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определил основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установил общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно п.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска», определение расчетных величин пожарного риска осуществляется на основании:
а) анализа пожарной опасности объекта защиты;
б) определения частоты реализации пожароопасных ситуаций;
в) построения полей опасных факторов пожара для различных сценариев его развития;
г) оценки последствий воздействия опасных факторов пожара на людей для различных сценариев его развития;
д) наличия систем обеспечения пожарной безопасности зданий, сооружений и строений.
В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009г. №272, определение расчетных величин пожарного риска проводится по методикам, утверждаемым Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно абзацу 14 раздела II приложение 6 Приказа МЧС России от 30.06.2009 №382 «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности», при использовании интегральной и зонной моделей для помещения, один из линейных размеров которого более чем в пять раз превышает хотя бы один из двух других линейных размеров, необходимо это помещение делить на участки, размеры которых соизмеримы между собой, и рассматривать участки как отдельные помещения, сообщающиеся проемами, площадь которых равна площади сечения на границе участков. Использование аналогичной процедуры в случае, когда два линейных размера превышают третий более чем в 5 раз, не допускается.
Согласно п. 1 ст. 144 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) является одной из форм оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 2 ст. 144 Закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2009 года N 304 утверждены Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (далее - Правила).
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска. Во исполнение названных Правил Приказом МЧС России от 25.11.2009 года N 660 утвержден Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации в области оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
Согласно п. 4 Правил, независимая оценка пожарного риска включает следующее: а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", - расчетов по оценке пожарного риска; г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
В силу пп. 5, 6 Правил, результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска. В заключении указываются, в том числе, результаты проведения независимой оценки пожарного риска и вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения - рекомендации о принятии мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Нарушение экспертом в области оценки пожарного риска порядка оценки соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, установленным законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации, при проведении независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) либо подписание им заведомо ложного заключения о независимой оценке пожарного риска (аудите пожарной безопасности), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании распоряжений от 04.10.2017 года <НОМЕР> заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре <ФИО4>, в целях контроля за исполнением предписаний по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности <НОМЕР> от 06.05.2016 года, в период с 09.10.2017 по 03.11.2017 года сотрудниками отдела надзорной деятельности и профилактической работы (по г.Пыть-Ях, Нефтеюганск и Нефтеюганскому району) управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре проведены внеплановые выездные проверки в отношении объектов защиты: <АДРЕС>.
Согласно Заключению о независимой оценке пожарного риска <НОМЕР> от 22.09.2016г., составленному ООО ЭЦ «ВолгаПромАудит», в здании <АДРЕС>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; согласно Заключению <НОМЕР> от 25.08.2016г., в здании, расположенном по адресу: <АДРЕС>; согласно Заключению <НОМЕР> от 25.08.2016г., в здании, расположенном по адресу: <АДРЕС>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; согласно Заключению <НОМЕР> от 25.08.2016г., в здании, расположенном по адресу: <АДРЕС>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; согласно Заключению <НОМЕР> от 08.08.2016г., в здании, расположенном по адресу: <АДРЕС>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; согласно Заключению <НОМЕР> от 08.08.2016г., в здании, расположенном по адресу: <АДРЕС>, выполнены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.
Вышеуказанные Заключения составлены экспертами ООО Экспертный центр «ВолгаПромАудит» <ФИО5>, <ФИО6>, Аюповой Р.Т., <ФИО7>
Согласно Техническому заключению <НОМЕР> установлено, что Заключение <НОМЕР> от 25.08.2016г. содержит не полную информацию о результатах проведения независимой оценки пожарного риска, предусмотренную Постановлением правительства РФ <НОМЕР> от 07.04.2009г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Представленный на исследование Отчет, составленный по результатам расчета уровня индивидуального пожарного риска, являющийся составной частью Заключения <НОМЕР>, не соответствует требованиям п.п.3, 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Произведенный расчет уровня индивидуального пожарного риска выполнен с нарушением требований Методики, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 30.06.2009г. «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Согласно Техническому заключению <НОМЕР> установлено, что Заключение <НОМЕР> от 22.09.2016г. содержит не полную информацию о результатах проведения независимой оценки пожарного риска, предусмотренную Постановлением правительства РФ <НОМЕР> от 07.04.2009г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Представленный на исследование Отчет, составленный по результатам расчета уровня индивидуального пожарного риска, являющийся составной частью Заключения <НОМЕР>, не соответствует требованиям п.п.3, 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Произведенный расчет уровня индивидуального пожарного риска выполнен с нарушением требований Методики, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 30.06.2009г. «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности»;
Согласно Техническому заключению <НОМЕР> установлено, что Заключение <НОМЕР> от 25.08.2016г. содержит не полную информацию о результатах проведения независимой оценки пожарного риска, предусмотренную Постановлением правительства РФ <НОМЕР> от 07.04.2009г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Представленный на исследование Отчет, составленный по результатам расчета уровня индивидуального пожарного риска, являющийся составной частью Заключения <НОМЕР>, не соответствует требованиям п.п.3, 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Произведенный расчет уровня индивидуального пожарного риска выполнен с нарушением требований Методики, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 30.06.2009г. «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Согласно Техническому заключению <НОМЕР> установлено, что Заключение <НОМЕР> от 25.08.2016г. содержит не полную информацию о результатах проведения независимой оценки пожарного риска, предусмотренную Постановлением правительства РФ <НОМЕР> от 07.04.2009г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Представленный на исследование Отчет, составленный по результатам расчета уровня индивидуального пожарного риска, являющийся составной частью Заключения <НОМЕР>, не соответствует требованиям п.п.3, 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Произведенный расчет уровня индивидуального пожарного риска выполнен с нарушением требований Методики, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 30.06.2009г. «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Согласно Техническому заключению <НОМЕР> установлено, что Заключение <НОМЕР> от 22.09.2016г. содержит не полную информацию о результатах проведения независимой оценки пожарного риска, предусмотренную Постановлением правительства РФ <НОМЕР> от 07.04.2009г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Представленный на исследование Отчет, составленный по результатам расчета уровня индивидуального пожарного риска, являющийся составной частью Заключения <НОМЕР>, не соответствует требованиям п.п.3, 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Произведенный расчет уровня индивидуального пожарного риска выполнен с нарушением требований Методики, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 30.06.2009г. «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Согласно Техническому заключению <НОМЕР> установлено, что Заключение <НОМЕР> от 22.09.2016г. содержит не полную информацию о результатах проведения независимой оценки пожарного риска, предусмотренную Постановлением правительства РФ <НОМЕР> от 07.04.2009г. «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Представленный на исследование Отчет, составленный по результатам расчета уровня индивидуального пожарного риска, являющийся составной частью Заключения <НОМЕР>, не соответствует требованиям п.п.3, 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2009г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Произведенный расчет уровня индивидуального пожарного риска выполнен с нарушением требований Методики, утвержденной Приказом МЧС России №382 от 30.06.2009г. «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Таким образом, должностное лицо - эксперт отдела аудита пожарной безопасности ООО ЭЦ «Волгапромаудит» Аюпова <ФИО1>, нарушила п.п.3, 5 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ от 31.03.2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска»; приложение 6 раздела II, абзац 14 Приказа МЧС России от 30.06.2009 № 382 «Об утверждении методики определения расчётных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Вина должностного лица Аюповой Р.Т. подтверждается также протоколом об административном правонарушении <НОМЕР> от 12.03.2018 года; распоряжением <НОМЕР> от 04.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом проверки <НОМЕР> от 03.11.2017г.; предписанием <НОМЕР> распоряжением <НОМЕР> от 04.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом проверки <НОМЕР> от 03.11.2017г.; предписанием <НОМЕР> распоряжением <НОМЕР> от 04.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом проверки <НОМЕР> от 03.11.2017г.; предписанием <НОМЕР> распоряжением <НОМЕР> от 04.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом проверки <НОМЕР> от 03.11.2017г.; предписанием <НОМЕР> распоряжением <НОМЕР> от 04.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом проверки <НОМЕР> от 03.11.2017г.; предписанием <НОМЕР> распоряжением <НОМЕР> от 04.10.2017г. о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица; актом проверки <НОМЕР> от 03.11.2017г.; предписанием <НОМЕР> инструкцией эксперта отдела аудита пожарной безопасности ДИ 15-2016; должностной инструкцией эксперта отдела аудита пожарной безопасности; приказом о приеме на работу.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Выявленные нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения должностным лицом - экспертом отдела аудита пожарной безопасности ООО Экспертный центр «Волгапромаудит» Аюповой <ФИО8> своих предусмотренных законом обязанностей, подписала заключение противоречащее состоянию пожарной безопасности объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности), а также фактическому соблюдению организацией противопожарного режима.
Оснований для освобождения лица от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется, поскольку совершенные административные правонарушения с учетом объема и характера допущенных нарушений требований пожарной безопасности не могут быть признаны малозначительными.
Доводы Аюповой Р.Т. о прекращении производства по делу в связи с тем, что ч. 9 ст. 20.4 КоАП РФ введена Федеральным законом от 28.05.2017 N 100-ФЗ, то есть после совершения административного правонарушения, не может быть принят во внимание, поскольку основаны не неверном толковании положений ст. 1.7 КоАП РФ.
При определении вида и размера административного наказания в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его материальное положение.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности Аюповой Р.Т. в совершении вменяемого ей административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.19.5 ч.1, 29.9 - 29.10 КоАП РФ, мировой судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░ <░░░1> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.9 ░░.20.4 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░ ░░ ░░░░-░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░ ░/░ 04871783400), ░░░░.░░░░ 40101810900000010001, ░░░ ░.░░░░░-░░░░░░░░, ░░░ 8601024177, ░░░ 860101001, ░░░ 047162000, ░░░░░ 71874000, ░░░ 17711627000016000140 «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░».
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №34 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: sud34@smsso.ru.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░