Дело №2-4421 (2017)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2017 года г.Брянск
Советский районный суд г. Брянска в составе
председательствующего судьи Борлакова М.Р.,
при секретаре Осинниковой Е.В.,
с участием
истицы Гуз Г.Т.,
представителя ответчика – департамента
здравоохранения Брянской области Латышевой О.В.,
представителя третьего лица –
правительства Брянской области Чикина Е.Н.,
представителя третьего лица –
департамента финансов Брянской области Малаева С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гуз Г.Т. к Правительству Брянской области, Департаменту здравоохранения Брянской области о понуждении обеспечить лекарственным препаратом «Вемурафениб», «Дабрафениб», «Кобиметиниб», «Траметиниб»,
УСТАНОВИЛ:
Гуз Г.Т. обратилась в суд с указанным иском к Правительству Брянской области, Департаменту здравоохранения Брянской области, ссылаясь на то, что она является инвалидом 2 группы. Согласно рекомендациям врача-онколога ФГБУ «Российский научный центр им Н.Н. Блохина» Минздрава РФ от 07.06.2017г., заключения врачебной комиссии Брянского областного онкологического диспансера от 27.06.2017г. по жизненным показаниям ей были рекомендованы лекарственные препараты «Вемурафениб»(Зельбораф), или «Дабрафениб»(Тафинлар), или «Кобиметиниб»(Котеллик) или «Траметиниб». Для решения вопроса об обеспечении ее данными препаратами Гуз Г.Т. обратилась в Департамент здравоохранения Брянской области, однако Департаментом здравоохранения Брянской области ей отказано в обеспечении жизненно необходимыми лекарственными препаратами по причине отсутствия надлежащего финансирования.
Согласно информации Департамента здравоохранения Брянской области, не имеется возможности обеспечения Гуз Г.Т. вышеуказанными лекарственными препаратами, поскольку они не включены в перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 г. №2724-р, а также в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 г. №2885-р.
До настоящего времени Гуз Г.Т. жизненно необходимыми лекарственными препаратами не обеспечена.
На основании изложенного истица просит обязать Правительство Брянской области принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение для нее лекарственных препаратов «Вемурафениб» (Зельбораф), «Кобиметиниб» «Котеллик», «Дабрафениб» (Тафинлар), «Траметиниб»;
обязать Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить ее лекарственными препаратами «Вемурафениб» (Зельбораф), «Кобиметиниб» «Котеллик», «Дабрафениб» (Тафинлар), «Траметиниб» в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств областного бюджета.
Определением суда от 31.10.2017 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечен Департамент финансов Брянской области.
В ходе судебного разбирательства Правительство Брянской области было исключено из числа ответчиков, привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований.
В судебном заседании истица уточнила исковые требования, просила суд обязать Департамент здравоохранения Брянской области обеспечить ее лекарственным препаратом «Дабрафениб» (Тафинлар), в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств областного бюджета.
Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Брянской области по доверенности Латышева О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения уточненных исковых требований, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в отзыве.
Представитель третьего лица – Департамента финансов Брянской области Малаев С.С. возражал против удовлетворения исковых требований, поддержал мнение представителя ответчика.
Представитель третьего лица – Правительства Брянской области Чикин Е.Н., поддерживая мнение представителя ответчика, возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Гуз Г.Т., <дата> г.р., поставлен диагноз: <данные изъяты>
Как следует из справки ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина», по жизненным показаниям с учетом наличия <данные изъяты> Гуз Г.Т. показана таргетная химиотерапия по схеме:
«Вемурафениб» 960 мг 2 раза в сутки ежедневно или
«Дабрафениб» 150 мг 2 раза в сутки ежедневно или
«Вемурафениб» 960 мг 2 раза в сутки ежедневно с «Кобиметинибом» 60 мг 1 раз в сутки, ежедневно, с 1 по 21 день, далее 7 дней перерыв или
«Дабрафениб» 150 мг 2 раза в сутки ежедневно совместно с «Траметинибом» 2 мг внутрь 1 раз в сутки ежедневно.
Согласно отзыву Департамента здравоохранения Брянской области, обеспечение лекарственными препаратами бесплатно граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, осуществляется в рамках перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи гражданам, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 года №2885-р, а также Перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинский организаций, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 г. № 2724-р.
Лекарственные препараты «Вемурафениб», «Кобиметиниб», «Дабрафениб», «Траметиниб» не включены в указанные перечни, ввиду чего обеспечить Гуз Г.Т. указанными лекарственными препаратами не представляется возможным.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическом благополучию.
Аналогичные нормы содержит ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона N 323-ФЭ от 21.11.2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Согласно п. 12 ст. 14 указанного Закона организация по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, а также обеспечения лекарственными препаратами является полномочием федеральных органов государственной власти.
Постановлением Правительства РФ от 19.12.2016 № 1403 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Программе» Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, норматив объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно. Органы государственной власти субъектов в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования). Медицинская помощь на территории Российской Федерации оказывается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (в случае наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления государственным полномочием субъекта Российской Федерации по решению вопросов организации оказания медицинской помощи) и средств бюджетов государственных фондов обязательного медицинского страхования.
Согласно указанной Программе граждане имеет право на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания при заболеваниях и состояниях, включающих новообразования и болезни органов дыхания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» предусмотрен бесплатный отпуск онкологическим больным всех лекарственнных средств за счет областного бюджета.
Частью 2 статьи 83 этого же Закона предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования.
Таким образом, Гуз Г.Т. с учетом имеющегося у нее онкологического заболевания, прогрессированием заболевания имеет право на бесплатное получение лекарственного препарата «Дабрафениб», в соответствии с медицинскими показаниями.
В соответствии с п. 2,1 Положения о департаменте здравоохранения Брянской области, утвержденного Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N76, к основным задачам департамента относится участие в проведении единой государственной политики в области охраны здоровья населения, создание условий для повышения эффективности деятельности организаций системы здравоохранения на территории Брянской области на основе организации и контроля обеспечения населения и учреждений здравоохранения Брянской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения.
К задачам департамента здравоохранения отнесено участие в проведении единой государственной политики в области охраны здоровья населения, создание условий для повышения эффективности деятельности организаций системы здравоохранения на территории Брянской области на основе организации и контроля обеспечения населения и учреждений здравоохранения Брянской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения. Департамент в области экономической деятельности и учета является главным распорядителем средств областного бюджета, имеющим право распределять бюджетные средства по подведомственным государственным учреждениям здравоохранения.
Как указано выше, специалистами ФГБУ «Российский онкологический научный центр им. Н.Н. Блохина», в связи с имеющимся у Гуз Г.Т. заболеванием ей показана таргетная химиотерапия по схеме: «Вемурафениб» 960 мг 2 раза в сутки ежедневно или «Дабрафениб» 150 мг 2 раза в сутки ежедневно или «Вемурафениб» 960 мг 2 раза в сутки ежедневно с «Кобиметинибом» 60 мг 1 раз в сутки, ежедневно, с 1 по 21 день, далее 7 дней перерыв или «Дабрафениб» 150 мг 2 раза в сутки ежедневно совместно с «Траметинибом» 2 мг внутрь 1 раз в сутки ежедневно.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами истицы, что ответчиком не выполнена обязанность, предусмотренная действующим законодательством по обеспечению Гуз Г.Т. необходимыми лекарственными средствами.
Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит заявленные требования Гуз Г.Т. к Департаменту здравоохранения Брянской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гуз Г.Т. к Департаменту здравоохранения Брянской области о понуждении обеспечить лекарственным препаратом – удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Брянской области в пределах предоставленных полномочий обеспечить за счет средств бюджета субъекта – Брянская область бесплатное предоставление Гуз Г.Т., <дата> рождения, лекарственного препарата «Дабрафениб» (Тафинлар) в соответствии с медицинским показаниями.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Р. Борлаков
Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2017 года.