О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
16 ноября 2021 года г. Улан-Удэ
Мировой судья судебного участка № 1 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия Маншеев Н.Н., рассмотрев в ходе подготовки к рассмотрению дела протокол об административном правонарушении в отношении Медведевой Татьяны Владимировны, привлекаемой к административной ответственности по ст. 15.1 ч.1 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях»,
У С Т А Н О В И Л:
Мировому судье судебного участка № 1 Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия поступил вышеуказанный протокол об административном правонарушении в отношении Медведевой Т.В.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 КОАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии ч.3 ст. 28.8 КоАП РФ недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении должны быть устранены в срок не более 3 суток со дня получения от судьи и возвращены судье в течение суток со дня устранения недостатков.
В соответствии со ст. 28.2 ч. 1 КОАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 28.2 ч. 2 КОАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Из представленного суду протокола об административном правонарушении следует, что Медведева Т.В. не выполнила требования п. 10.7 Указа Главы Республики Бурятия от 24.06.2021 № 183 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)», следовательно, действия Медведевой Т.В. подлежат квалификации по ст. 15.1 ч. 1 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях».
Вместе с тем основания для принятия к производству протокола об административном правонарушении не имеются.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 (далее - Правила).
Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в", "г" пункта 4 Правил).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ (в редакции от 1 апреля 2020 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в субъектах Российской Федерации приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Распоряжением Правительства Республики Бурятия от 07.02.2020 N 72-р на территории Республики Бурятия с 10 февраля 2020 года введен режим функционирования "повышенная готовность".
В связи с приведенными нормативными актами в целях недопущения возникновения и распространения инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COV1D-2019) на территории Республики Бурятия, Главой Республики Бурятия принят Указ 24.06.2021 N 183 «О дополнительных мерах по защите населения и территории Республики Бурятия от чрезвычайной ситуации, связанной с возникновением и распространением инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-19)», в котором изложен ряд ограничительных мероприятий по нахождению на улицах и в иных общественных местах.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Часть 1 ст. 15.1 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011г. №2003-IV «Об административных правонарушениях» предусматривает ответственность за несоблюдение требований нормативных правовых актов Республики Бурятия, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Республики Бурятия, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния или не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Часть 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации ("Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1", утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).
Таким образом, действия или бездействия, связанные с нарушением правил поведения при введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации на территории Республики Бурятия подлежали бы административной ответственности по ст. 15.1 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011г. №2003-IV «Об административных правонарушениях», если бы данная норма не содержала исключения в той части, что такие действия или бездействия не влекут административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае административная ответственность предусмотрена ст. 20.6.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Медведевой Т.В. подлежат квалификации по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 15.1 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях».
В силу пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 (в редакции действовавшей на момент совершения правонарушения) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи.
Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В случае принятия судом протокола об административном правонарушении возможность переквалификации вмененного деяния с части 1 статьи 15.1 Закона Республики Бурятия от 5 мая 2011 года № 2003-IV «Об административных правонарушениях» на часть 1 статьи 20.6.1 КОАП РФ исключена.
При таких обстоятельствах должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении необходимо верно применить квалификацию в рамках КОАП РФ, уведомить об этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, и с соблюдением правил подсудности направить протокол об административном правонарушении в районный суд, учитывая, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных 20.6.1 КОАП РФ, мировому судье не подсудны.
Поскольку указанные недостатки являются существенными и не могут быть восполнены в ходе судебного заседания, то суд возвращает протокол об административном правонарушении для устранения существенных недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.1, 29.4 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Возвратить протокол об административном правонарушении в отношении Медведевой Татьяны Владимировны, привлекаемой к административной ответственности по ст. 15.1 ч.1 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 г. № 2003-IV «Об административных правонарушениях», и приложенные документы для устранения существенных недостатков.
Мировой судья Н.Н. Маншеев