Решение по делу № 2-277/2012 от 29.02.2012

Решение по гражданскому делу

Дело №2-277/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 марта 2012 года г.Улан-Удэ

Мировой судья судебного участка № 1 Советского района г. Улан-Удэ Республики БурятияМаншеев Н.Н., при секретаре Раднаевой Р.Д., рассмотрев  в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» к Гаврилюк С.В.1 о взыскании  задолженности за тепловую энергию в виде отопления  и горячего водоснабжения,

У С Т А Н О В И Л:

ОАО «ТГК-14» обратилось в суд с указанным иском к Гаврилюк С.В.1, мотивируя тем, что ответчик, проживающий по адресу: <АДРЕС>, 29-71, имеет задолженность за тепловую энергию  в виде отопления и горячего водоснабжения за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> в сумме 11 776 рублей 67 коп.

Определением суда от <ДАТА4> по делу в качестве третьего лица  на стороне истца привлечено ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2».  

В судебном заседании представитель истца Скосырская О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с 2006 года ОАО «ТГК-14» наделено функцией единого поставщика тепловой энергии и горячей воды для потребителей г. <АДРЕС> - Удэ. В соответствии со ст. 540 ГК РФ, что между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения, т.к. ответчик как гражданин, использующий энергию для бытового потребления, получает с момента первого подключения тепловую энергию на отопление по тепловым сетям истца, к которым присоединена система теплоснабжения его жилого помещения. Истец исполнил свою обязанность по подаче тепловой энергии ответчику, а ответчик, являющийся собственником квартиры по адресу: <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 29-71, не оплатил принятую им тепловую энергию, в результате за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> у ответчика образовалась задолженность за тепловую энергию в виде отопления и горячего водоснабжения в размере 11 776 рублей 67 коп. Размер платы за потребленную тепловую энергию рассчитан истцом исходя из тарифов, установленных приказами Республиканской службы по тарифам РБ от <ДАТА5> <НОМЕР> и от <ДАТА6> <НОМЕР> , на тепловую энергию в размере 1149,67 руб./Гкал. (без НДС) и на теплоноситель - 22,19 руб./ мЗ. ОАО «ТГК-14» полагает возможным и обоснованным применение установленных <ДАТА7> и <ДАТА6> тарифов к отношениям по теплоснабжению с потребителем, начиная с <ДАТА>, поскольку договорные отношения с потребителем не прекращались, тепловая энергия производилась ОАО «ТГК-14» и поставлялась абоненту, а новый тариф рассчитан с учетом произошедших изменений во взаимоотношениях городского округа «город <АДРЕС> и ОАО «ТГК-14» с <ДАТА8> Кроме того, согласно п. 3 ст. 424 ГК РФ, в случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при  сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.  В соответствии с <АДРЕС> Городской комиссии по ценам и тарифам Администрации г. <АДРЕС> «об утверждении ставок платы за жилищно-коммунальные услуги для населения г. <АДРЕС> <НОМЕР>/3 от <ДАТА9> потребители - физические лица оплачивают тепловую энергию ежемесячно в размере 1/12 общей годовой стоимости услуг по теплоснабжению (равными долями в течение календарного года).

В судебном заседании ответчик Гаврилюк С.В.1 исковые требования не признал,  пояснил, что он является собственником жилого помещения - квартиры 71 в многоквартирном доме, расположенном по адресу г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> 29. Исковое заявление основано на подмене понятий, используемых в законодательстве РФ. По смыслу статьи 548 ГК РФ отношения, связанные со снабжением тепловой энергией, нефтью, газом, нефтепродуктами, водой не являются договорами энергоснабжения, а относятся к иным договорам. Согласно статьи 548 ГК РФ применение правил энергоснабжения предусмотренные статьями 539-547 к иным договорам, в т. ч. к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, возможно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

С 2005 г. в РФ действуют нормы Жилищного кодекса, с 2006г. действует Постановление Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», определяющие порядок оказания коммунальных услуг в жилых помещениях, следовательно, правила энергоснабжения, предусмотренные статьями 539-547 ГК РФ не могут применяться к коммунальным услугам водяного отопления и горячего водоснабжения в жилых помещениях, т. к. указанные услуги относятся к коммунальным услугам.

В письме МРР РФ от <ДАТА11> N 4989СК/07 указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ, отопление и горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам, управление многоквартирным жилым домом по адресу г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> 29 выполняет ООО «Управляющая организация ЖЭУ-2» следовательно ресурсоснабжающая организация - ОАО «ТГК-14» не могла непосредственно снабжать граждан тепловой энергией, между мною и ОАО ТГК-14 не могло быть договорных отношений.

Кроме того, исковое заявление оформлено с нарушением норм ГПК РФ. В исковом заявлении указан адрес истца - ОАО ТГК-14, 670045, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>. В соответствии со статьей 131 ГПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны наименование истца, его место жительства или, если истцом является организация, ее место нахождения, а также наименование представителя и его адрес, если заявление подается представителем, в соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности». ОАО ТГК-14 не имеет государственной регистрации по указанному в исковом заявлении адресу, государственная регистрация ОАО ТГК-14 по адресу: Российская Федерация. 672020, г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>.

В соответствии со статьей 155 ЖК РФ, возможно три способа взаимодействия собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме с ресурсоснабжающими организациями: 1) при наличии управляющей организации - через эту управляющую организацию, с оплатой за все коммунальные услуги этой управляющей организации; 2) при осуществлении собственниками самостоятельного управления имуществом - оплату за коммунальные услуги вносят организациям, осуществляющим по договорам соответствующие виды деятельности; 3) с июня 2011г. предусмотрена возможность при наличии управляющей организации вносить по решению общего собрания собственников жилых помещений оплату за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации (при этом оплата за коммунальные услуге ресурсоснабжающей организации является исполнением собственниками помещений своих обязательств перед управляющей организацией).

 С 2009 по настоящее время управление имуществом в многоквартирном жилом доме по адресу г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> 29 выполняет ООО «Управляющая организация ЖЭУ-2».

 При наличии управляющей организации, управляющей имуществом в
многоквартирном жилом доме, в соответствии с действующим законодательством ОАО ТГК-14 не имеет права предоставлять услуги горячего водоснабжения и водяного отопления непосредственно собственникам жилых помещений в этом доме. А собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме, в соответствии с действующим в рассматриваемый период законодательством, не имели право оплачивать эти услуги непосредственно ОАО ТГК-14. Действующим законодательством предусмотрено, что предоставление услуг горячего водоснабжения и водяного отопления и обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в многоквартирном жилом доме должно выполняться одной организацией (за исключением случая, если собственники помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом). ОАО ТГК-14 не выполняет обслуживание внутридомовых инженерных систем в многоквартирном жилом доме по адресу г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> 29. 

Федеральным законом <ДАТА12> N 123-ФЗ в ЖК РФ внесено изменение, в соответствие с п. 7.1 статьи 155, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам, найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

До настоящего времени между ОАО ТГК-14 и ООО «УК ЖЭУ - 2» не заключен договор на энергоснабжение, нет решения общего собрания об оплате за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям

В соответствии с действующим законодательством между ним и ОАО ТГК-14 нет и не может быть договорных отношений в части горячего водоснабжения и водяного отопления. Внесение платы за услуги отопления и горячего водоснабжения в рассматриваемый период с <ДАТА13> по <ДАТА14> собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме было возможно только управляющей компании по платёжным документам управляющей компании. Исходя из изложенного выше у него не может быть задолженности за рассматриваемый период перед ОАО ТГК-14 за услуги горячего водоснабжения и водяного отопления.

 В исковом заявлении истец ссылается на ст. 540 ГК РФ и считает, что между истцом и ответчиком заключен договор теплоснабжения, так как ответчик, как гражданин, использующий энергию для бытового потребления, получает с момента первого подключения тепловую энергию на отопление по тепловым сетям истца, к которым присоединена система теплоснабжения его жилого помещения. Гаврилюк С.В.1 полагает, что ссылка в исковом заявлении на статью 540 ГK РФ является  неправомерной. В статьях 539 - 548 ГК РФ указаны нормы по энергоснабжению. В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ, правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением, тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В рассматриваемом случае иное установлено ЖК РФ от <ДАТА15> <НОМЕР> и Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от <ДАТА16> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от <ДАТА16> N 189-ФЗ.

Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса над нормами статей 539-547 (в т. ч и статьи 540) главы 30 ГК РФ.

Также установлен приоритет иных правовых актов в части снабжения тепловой энергией над нормами статей 539-547 главы 30 ГК РФ. В соответствии с п. 4 и 6 ст. 3 ГК РФ,  к иным правовым актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

Неприменимость норм статей 539-547 главы 30 ГК РФ к услугам водяного отопления в многоквартирном жилом доме также вытекает из того факта, что по технологическим условиям: собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме - граждане не имеют возможности реализовать право на отказ от услуги водяного отопления в соответствии с п. 1. ст. 546ГК РФ;  невозможно выполнить требование п. 1. ст. 544 об оплате энергии за фактически принятое абонентом количество энергии, а законодательством и иными правовыми актами не предусмотрено использование расчётных методов размера оплаты за коммунальные услуги в многоквартирном жилом доме для расчёта размера оплаты за энергию, поставленную абоненту; невозможно обеспечить предусмотренное п.3 ст. 541 право гражданина, использовать энергию в необходимом ему количестве (в т. ч. право на уменьшение количества используемой энергии).

 В соответствии с п. 4 ст. 154 ЖК РФ от <ДАТА15> <НОМЕР>, оплата за отопление и горячее водоснабжение относится к коммунальным платежам. В соответствии с п. 7 ст. 155 Федерального Закона <НОМЕР>, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

В рассматриваемый период с <ДАТА13> по <ДАТА17> часть 7.1 не действовала, и она также не применима в настоящее время к многоквартирному жилому дому по адресу г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС> 29.

В соответствии с п. 2 ст. 155 Федерального Закона <НОМЕР>, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

В соответствии п. 8 ст. 155 Федерального Закона <НОМЕР>, возможность непосредственной оплаты за коммунальные услуг и ресурсоснабжающей организации предусмотрена только в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом.

В соответствии с п.1  ст. 157 ЖК РФ, правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и  пользователям  помещений  в  многоквартирных  домах  и  жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным    кооперативом или  иным    специализированным потребительским кооперативом      договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Эта формулировка действует в редакции Федерального закона от <ДАТА18> <НОМЕР>, ранее действовала другая формулировка этой статьи. Порядок предоставления коммунальных услуг, оплаты за коммунальные услуги и правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями детализирован в «Правилах предоставление коммунальных услуг гражданам», утверждённых Постановлении Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам». В Правилах введены понятия «исполнитель», который предоставляет коммунальные услуги и отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, «потребитель» и «ресурсоснабжающая организация». В соответствии с п. 6 указанного Постановления, разъяснение Правил осуществляет Министерство регионального развития РФ.

В письме Министерства регионального развития РФ (далее в тексте МРР РФ) от <ДАТА19> <НОМЕР> указано, что в соответствии с пунктом 4 статьи 539 ГК РФ, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила параграфа б главы 30 Гражданского кодекса применяются, если законом или иным правовым актом не установлено иное. В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от <ДАТА16> N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации (далее -Жилищный кодекс) законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу и Федеральному закону от <ДАТА16> N 189-ФЗ.

Таким образом, согласно положениям вышеприведенных норм гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации установлен приоритет Жилищного кодекса и иных правовых актов над нормами параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса. В соответствии с пунктами 4 и 6 статьи 3 Гражданского кодекса к иным правовым, актам относится Постановление Правительства Российской Федерации от <ДАТА26> N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". В соответствии с пунктом 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить Правилам и иным нормативным нормы направлены на обеспечение соответствия условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемых исполнителем коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией, и основанных на Правилах обязательств исполнителей перед собственниками помещений в многоквартирных домах и потребителям. Требование пункта 8 Правил распространяется на необходимость соответствия Правилам, условий договоров о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в частности, регулирующих: права и обязанности сторон договора; порядок подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод); требования к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод); условия оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод), в том числе условия и порядок расчета платы, внесения платы, изменения размера платы за подачу коммунальных ресурсов ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при иных нарушениях качества подачи коммунальных ресурсов; ответственность сторон договора; снования и порядок приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов с целью недопущения нарушения прав потребителей, полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договорами).

В письме МРР РФ от <ДАТА20> N 21492-СК/07 указано «В соответствии с пунктом 8 Правил условия договора ресурсоснабжения не должны, в частности, противоречить следующим императивным гражданско-правовым нормам Правил: а) пунктам 3 - 6 (в части определения сторон отношений по предоставлению коммунальных услуг и состава коммунальных услуг, за которые перед потребителями отвечает исполнитель, а не ресурсоснабжающая организация)».

В письме МРР РФ от <ДАТА11> N 4989-СК/07 указано «Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях,   когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным, или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В   соответствии с пунктом   3   и   подпунктами   "а"   -   "г"   пункта   49   Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с   использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги».

В письме МРР РФ от <ДАТА21> N 19197-АД/14 указано «Случаи отказа управляющих организаций от предоставления собственникам помещений коммунальных услуг при выборе ими способа управления "управляющей организаций", а также отказ от своевременной и полной оплаты ресурсоснабжающим организациям коммунальных ресурсов являются нарушением норм жилищного законодательства… Договор управления, заключенный управляющей организацией с собственниками помещений с нарушением условий части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), может быть расторгнут в судебном порядке, выбранный способ управления признан нереализованным, а многоквартирный дом выставлен на открытый конкурс по отбору управляющей организации. Условия реализации способа управления установлены в пункте 3 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления, многоквартирным домом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА22> N 75. Организатор конкурса обязан убедиться в том, что собственники помещений многоквартирного дома, выставленного на открытый конкурс, не выполнили условий части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и не реализовали выбранный способ управления».

В многоквартирном жилом доме услуги водяного отопления и горячего водоснабжения «потребителю» (собственнику жилого помещения) могут предоставляться только «исполнителем» - организацией, предоставляющую коммунальные услуги и одновременно отвечающую за обслуживание внутридомовых сетей, с использованием которых выполняется предоставление коммунальных услуг.

Заключение раздельных договоров на предоставление услуг горячего водоснабжения и водяного отопления и на обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, в многоквартирном    жилом    доме    противоречит    требованиям    «Правил    предоставление коммунальных    услуг    гражданам», утверждённых    Постановлении    Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР>.

В исковом заявлении истец ссылается на Постановление Администрации г. <АДРЕС> от <ДАТА23> <НОМЕР> «О наделении ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» функциями единого поставщика». Указанное Постановление Администрации г. <АДРЕС> может применяться только в части, не противоречащей Федеральным Законам и Постановлениям Правительства РФ.

Управление многоквартирным жилым домом по адресу ул. <АДРЕС>, 29
осуществляет ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2». Товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив в многоквартирном жилом доме по адресу ул. <АДРЕС>, 29 не создан. Полагает, что  у него не может быть договора с ОАО ТГК-14 и оплата всех коммунальных услуг (в т. ч. оплата за отопление и горячее водоснабжение) должна производиться в управляющую организацию, на основании платёжных документов, представленных управляющей организацией.

В 2011 году ООО «Управляющая организация ЖЭУ-2» не предоставляла ему платёжные документы на оплату за отопление и горячее водоснабжение и не предъявляла претензий, связанных с оплатой за услуги отопления и горячего водоснабжения.

Пояснил, что у него не имеется необходимых инструментальных средств для контроля за предоставлением услуг отопления и горячего водоснабжения в жилом помещении в многоквартирном жилом доме по адресу ул. <АДРЕС>, 29, что не владеет и не должен владеть информацией какая ресурсоснабжающая организация предоставляет услуги отопления и горячего водоснабжения управляющей организации - ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2».

В случае, если ОАО «ТГК -14», поставляла энергоресурсы не заключив договора с управляющей организацией - ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2» и управляющая организация отказывается оплачивать за поставленные энергоресурсы, ОАО «ТГК -14» необходимо руководствоваться ст. 438 ГК РФ и истребовать оплату от управляющей организации в судебном порядке.   

   По заявлению ответчика Управление Роспотребнадзора по Республике <АДРЕС> обратилось в суд с иском к ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2». <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> <ДАТА24> вынес заочное решение по делу <НОМЕР>, из которого следует, что в соответствии с действующим законодательством все коммунальные услуги в многоквартирных жилых домах, обслуживаемых ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2», должна предоставлять эта управляющая компания.

В расчётах размера оплаты коммунальных услуг водяного отопления и горячего водоснабжения, представленные в исковом заявлении, истец не приводит методики расчёта стоимости.

При расчёте стоимости тепловой энергии истец, вероятно, использует расчётный метод определения стоимости коммунальных услуг, приведённый в «Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА10> <НОМЕР> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам».

В соответствии с п.4 и п. 7 указанных Правил расчётный метод определения стоимости коммунальных услуг применяется в следующих случаях: в случае предоставления коммунальных услуг «исполнителем», предоставляющим коммунальные услуги, производящий или приобретающий коммунальные ресурсы и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; в случае выбора собственниками жилых помещений многоквартирного дома способа непосредственного управления таким домом.

В соответствии с п.1. ст. 544 ГК РФ «Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон». Для рассматриваемого случая отсутствуют иные правовые акты или соглашение сторон.

Таким образом, при отсутствии исполнителя коммунальных услуг и в случае когда собственниками жилых помещений в многоквартирном доме не выбирался способ самостоятельного управления таким домом, оплата собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме за тепловую энергию может производиться только по показаниям приборов учёта.

Позиция ответчика в части взаимоотношений между собственником жилого помещения в многоквартирном жилом доме и ресурсоснабжающей организацией, изложенная в настоящем отзыве на исковое заявление, подтверждается в «Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвёртый квартал 2006г.» утверждённым Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от <ДАТА25>

Из п. 1 ст. 548 ГК РФ следует, что правила, предусмотренные ст. ст. 539 -547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА26> N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам ".

Коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем, с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 4 Правил). Исполнителем может являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, в обязанности которых входит заключение договора с ресурсоснабжающими организациями или самостоятельное производство коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления   коммунальных   услуг   потребителям,    а   при   непосредственном   управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация,  производящая или приобретающая коммунальные услуги (подп. "в" п. 49 Правил). Потребителем в соответствии с данными Правилами является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с п. 9 Правил должно быть обеспечено бесперебойное отопление жилого помещения в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. Просил признать, что ОАО «ТГК-14» не имело права предоставлять коммунальные услуги, расчеты задолженности не основаны на применимых нормативных документах, его ненадлежащим ответчиком по иску ОАО «ТГК-14» и отказать в удовлетворении исковых требований.

В судебном заседании представитель истца Скосырская О.С., действующая на основании доверенности, относительно доводов, изложенных ответчиком, заявила возражение, пояснила, что в соответствии со ст. 540 ч. 1 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Для отношений по договору энергоснабжения необходимым условием является наличие присоединенной сети. Истец в обосновании своих исковых требований делает ссылку на сам факт потребления ответчиками тепловой энергии, поставляемой истцом через внутридомовые сети, которые в данном случае опосредуют передачу тепловой энергии от ОАО «ТГК-14» к абонентам, поэтому договор энергоснабжения между ОАО «ТГК-14» и ответчиком заключен в соответствии с действующим законодательством.

Представитель истца Скосырская О.С. не согласна с доводами ответчика о том, что ОАО «ТГК-14» не является исполнителем коммунальных услуг и не имеет права требовать оплату за потребленные коммунальные услуги. Так, ОАО «ТГК -14» является поставщиком тепловой энергии и горячей воды для потребителей города <АДРЕС>, в связи с чем, вправе требовать с ответчика платы за поставленную им тепловую энергию и, несмотря на то, что жильцы многоквартирного дома, в котором проживает ответчик, заключили договор с управляющей организацией, которой должны вносить платы за тепло и горячую воду согласно п.7. ст. 155 ЖК РФ, требования истца об оплате поставленной им тепловой энергии считает обоснованным, поскольку в нарушение действующего законодательства управляющая компания ООО «ЖЭУ - 2» указанную энергию не покупает и не производит ее, какого-либо договора о покупке энергоснабжения между управляющей организацией и ресурсноснабжающей компанией отсутствует. Неисполнение управляющей организацией обязанности по заключению договора с ресурсноснабжающей организацией и обязанности по обеспечению граждан коммунальными услугами не может служить основанием для отказа в иске ресурсноснабжающей организации, которая непосредственно снабжает граждан тепловой энергией. Кроме того, ОАО «ТГК-14» не может понудить управляющие компании заключить договоры энергоснабжения. Решение <АДРЕС> районного суда о понуждении ООО «ЖЭУ-2» заключить договор с гражданами на предоставлении коммунальных услуг от <ДАТА27> в настоящее время не исполнено. Таким образом, подобный порядок предоставления тепловой энергии гражданам на основании договора энергоснабжения не запрещен законом, более того, на сегодняшний день отопление и ГВС в дом <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> на иных основаниях и не подается.

В судебном заседании представитель ООО «Управляющая компания ЖЭУ-2» <ФИО2>, действующая на основании доверенности, пояснила, что ООО «УК ЖЭУ-2» является управляющей компанией дома, находящегося по адресу - ул. <АДРЕС>, 29, и оказывает услуги по содержанию и текущему ремонту дома. Коммунальные услуги, такие как,  отопление, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение ООО «УК ЖЭУ-2» не оказывает. Договоров с ресурсоснабжающей организацией ОАО «ТГК-14» не имеет. Согласно законодательству в силу ст. 540 ГК РФ между Гаврилюк С.В.1 и ОАО «ТГК-14» заключен договор. Также ОАО «ТГК-14» является поставщиком тепловой энергии и горячей воды для потребителей города <АДРЕС> и имеет право требовать оплату за поставленную им тепловую энергию. Кроме того, представитель <ФИО2> пояснила, что ответчик ссылался на заочное решение от <ДАТА24>ода, с данным решением ООО «ЖЭУ - 2» не согласна и в дальнейшем будет подано заявление об отмене заочного решения. Просила исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании главный специалист -  эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РБ <ФИО3> пояснила, что в  Управление Роспотребнадзора по РБ поступают многочисленные обращения граждан на качество предоставляемых коммунальных услуг, управляющие компании ЖЭУ не хотят отвечать за качество коммунальных услуг. Согласно нормам ЖК РФ, Постановления Правительства РФ от <ДАТА29> <НОМЕР> «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», исполнителем, предоставляемым коммунальные услуги, является  управляющая компания, она и  должна заключать с собственниками жилых помещений договор управления домом, по этому договору  управляющие компании обязаны предоставлять коммунальные услуги, фактически же управляющие компании предоставляют услуги только по содержанию и ремонту жилья. Когда наступает отопительный сезон, тогда поступают от жильцов жалобы,  при рассмотрении жалоб выясняется, что нет организации, которая бы отвечала за качество предоставляемых коммунальных услуг, полагает, что  управляющие компании должны заключать договоры с ТГК - 14. В 2011 году  Управлением Роспотребнадзора по РБ были поданы иски к ТСЖ «Саяны» и ООО «ЖЭУ - 2» об обязании устранить нарушения требований  жилищного законодательства, о  защите прав неопределенного круга лиц потребителей, при этом, заочным решением <АДРЕС> районного суда г. <АДРЕС>  - Удэ от <ДАТА24>ода исковые требования удовлетворены.

Выслушав представителя истца, ответчика и представителя третьего лица, специалиста  Управления Роспотребнадзора по РБ, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования  обоснованны и подлежат удовлетворению.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ответчик Гаврилюк С.В.1 является собственником квартиры <НОМЕР> в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, 29.

В соответствии с ч.1 ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно ч.2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора, либо собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии со ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)

Доводы ответчика о том, что он является ненадлежащим ответчиком по делу, так как между истцом и ответчиком отсутствуют договорные отношения являются несостоятельными, поскольку, согласно п.1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Такой договор считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно  и полностью вносить за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно представленной истцом расчетной ведомости задолженность ответчика  по оплате за тепловую энергию  в виде отопления и горячего водоснабжения с  <ДАТА13> по <ДАТА17> составляет 11 776 рублей 67 коп.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <ДАТА26> N 307, состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю следующие коммунальные услуги: горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение; отопление - поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу.

Размер платы за горячее водоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

Как следует из приказа  Республиканской службы по тарифам РБ <НОМЕР> от <ДАТА30>, были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей г. <АДРЕС> - Удэ с <ДАТА31> в размере 1151 рублей 15 коп. за Гкал.

В соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам РБ <НОМЕР> от <ДАТА32>, были установлены тарифы на горячую воду для потребителей ОАО «ТГК - 14» на 2011 год в размере 76 рублей 02 коп./куб.м.

Согласно приказу Республиканской службы по тарифам РБ <НОМЕР> от <ДАТА33>, признан утратившим силу с <ДАТА34> приказ Республиканской службы по тарифам РБ <НОМЕР> от <ДАТА32>.

Затем в соответствии с приказом Республиканской службы по тарифам РБ <НОМЕР> от <ДАТА36>, были установлены тарифы на тепловую энергию для потребителей ОАО «ТГК - 14» со дня официального опубликования и действует  по <ДАТА37> в размере 1149 рублей 67 коп. за Гкал.

 Как следует из приказа  Республиканской службы по тарифам РБ <НОМЕР> от <ДАТА38>, установлены тарифы на теплоноситель для потребителей ОАО «ТГК - 14» в МО ГО «город <АДРЕС> - Удэ». Согласно Приложению <НОМЕР> к данному приказу, тариф на теплоноситель ОАО «ТГК  - 14» - горячую воду составляет 22 рубля 19 коп. Действует со дня официального опубликования приказа по <ДАТА39>

В соответствии с решением Городской комиссии по ценам и тарифам Администрации г. <АДРЕС> «об утверждении ставок платы за жилищно-коммунальные услуги для населения г. <АДРЕС> <НОМЕР>/3 от <ДАТА40> потребители - физические лица оплачивают тепловую энергию ежемесячно в размере 1/12 общей годовой стоимости услуг по теплоснабжению (равными долями в течение календарного года).

Размер платы за потребленную тепловую энергию рассчитан истцом исходя из тарифов, установленных приказами Республиканской службы по тарифам РБ от <ДАТА5> <НОМЕР> и от <ДАТА6> <НОМЕР> , на тепловую энергию в размере 1149 рублей 67 коп./Гкал. (без НДС) и на теплоноситель - 22 рубля 19  коп./куб.м.

Суд считает, что  ОАО «ТГК-14»  обоснованно применило установленные <ДАТА7> и <ДАТА6> тарифы к отношениям по теплоснабжению с потребителем, начиная с <ДАТА>, поскольку договорные отношения с потребителем не прекращались, тепловая энергия производилась ОАО «ТГК-14» и поставлялась абоненту, а новый тариф рассчитан с учетом произошедших изменений во взаимоотношениях городского округа «город <АДРЕС> и ОАО «ТГК-14» с <ДАТА8>

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что расчет начислений за услуги отопления и горячего водоснабжения ОАО «ТГК-14» произведен верно, оснований для перерасчета не имеется.

С <ДАТА41> согласно Постановлению Администрации <АДРЕС> от <ДАТА42> ОАО «ТГК-14» наделено функцией единого поставщика тепловой энергии и горячей воды для потребителей <АДРЕС>.

В соответствии со ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения). Согласно ст. 445 ГК РФ понудить заключить договор можно лишь энергоснабжающую организацию, а не Абонента. Поскольку, управляющие организации являются Абонентами, то ОАО «ТГК-14» не может их понудить заключить договоры энергоснабжения.

По смыслу ст.539 ГК РФ, сторонами договора энергоснабжения является энергоснабжающая организация и абонент. Одной из основных обязанностей абонента в договоре энергоснабжения является оплата полученной энергии. Цена договора определяется не сторонами, а  утвержденными государством тарифами. В области теплоснабжения, с <ДАТА43> действует Федеральный закон от <ДАТА44> <НОМЕР> «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в соответствии с которым регулирование тарифов на энергию отнесено к компетенции органов исполнительной власти.

ОАО «ТГК-14», являясь энергоснабжающей организацией, стороной публичного договора энергоснабжения вправе требовать в судебном порядке оплаты абонентом полученной тепловой энергии. Расчет задолженности за тепловую энергию за период с <ДАТА45> по <ДАТА46> произведен правильно, в соответствии с тарифами, утвержденными органом исполнительной власти.

Факт не заключения управляющей компанией с ответчиком договора управления многоквартирным домом, не исполнение управляющей компанией обязанности по заключению договора с ресурсоснабжающей организацией и обязанности по обеспечению граждан коммунальными услугами, не может служить основанием для отказа в иске ресурсоснабжающей организации, непосредственно снабжающей граждан тепловой энергией, собственником которой она является. Подобный порядок предоставления гражданам коммунальных услуг не запрещен законом, равно, как и не запрещено законом взимание ресурсоснабжающей организацией платы за предоставление коммунальных услуг в том случае, если управляющая организация эти услуги не предоставляет.

Доводы ответчика о приоритете норм Жилищного кодекса РФ и иных правовых актов над нормами статей 539-547 главы 30 ГК РФ суд не принимает во внимание, поскольку возникшие между сторонами правоотношения по договору энергоснабжения регулируются, в том числе, нормами гражданского законодательства, и исковые требования вытекают не только из обязанности собственника жилого помещения по своевременному и полному внесению платы за коммунальные услуги, но и из ненадлежащего исполнения абонентом (потребителем) обязательств по договору энергоснабжения, заключенного с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Из сложившихся договорных отношений истец ОАО «ТГК-14» исполнил свою обязанность по подаче тепловой энергии ответчику, а ответчик, в свою очередь, не оплатил принятую им тепловую энергию. В связи  с тем, что ответчиком  нарушены вышеуказанные нормы, суд взыскивает с него сумму задолженности за тепловую энергию в размере 11 776 рублей 67 коп. 

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные по делу судебные расходы. Следовательно, уплаченная истцом госпошлина  в размере 471 рубль 07 коп. подлежит взысканию с ответчика. 

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199  ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ОАО «Территориальная генерирующая компания №14» к Гаврилюк С.В.1 о взыскании  задолженности за тепловую энергию в виде отопления  и горячего водоснабжения удовлетворить.

Взыскать с Гаврилюк С.В.1 в пользу ОАО «ТГК-14» 12 247 (двенадцать тысяч двести сорок семь) рублей 74 коп., из которых 11 776 рублей 67 коп. - задолженность за тепловую энергию и 471 рубль 07 коп. - расходы по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца в Советский районный суд г.Улан-Удэ со дня изготовления в окончательной форме.

Мировой судья                                                                                                        Н.Н. Маншеев

2-277/2012

Категория:
Гражданские
Суд
Судебный участок № 1 Советского района
Судья
Маншеев Намжил Николаевич
Дело на странице суда
sov1.bur.msudrf.ru
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее