Дело № 12-12-26/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном
правонарушении
09 января 2018 года г. Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Леконцев А.П.
с участием защитников Девятых М.А., действующей на основании доверенности от ** ** **, Ковалева Э.И., действующего на основании доверенности от ** ** **
представителей МЧС России по Республике Коми Иржова М.В., действующего на основании доверенности от ** ** **, Сиротюка И.Ю., действующего на основании доверенности от ** ** **
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» на постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору Немчинова В.Н. по делу об административном правонарушении от 24 октября 2017 года
УСТАНОВИЛ
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору Немчинова В.Н. от 24.10.2017 года ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением законный представитель юридического лица обратился в суд с жалобой об отмене постановления.
В ходе рассмотрения дела защитники юридического лица доводы жалобы поддержали в полном объеме, указав, что здание больницы построено и введено в эксплуатацию в 1987 году по согласованному проекту, согласно которого отделение реанимации расположено на 6 этаже семиэтажного здания. С этого периода отделение реанимации и интенсивной терапии находится на указанном этаже здания, к нему подведено все необходимое оборудование, кислородопровод, на этаже находится барокамера, боксы отделения полностью оборудованы, установлена пожарная сигнализация. Просто переместить отделение на первый этаж физически невозможно, для этого необходимо строить новое здание. Администрация больницы так же располагается в этом же здании, но в другом крыле, 3-этажном. Там располагаются кабинеты заместителя главного врача, бухгалтерия. Кабинеты администрации также предусмотрены технической документацией на строительство. Ранее часть помещений на первом этаже занимала ..., где проходили обучение студенты. В настоящее время с ** ** ** обучение не проводится, по Акту помещения возвращены лечебному учреждению.
Представитель административного органа Иржов М.В. постановление считает законным и обоснованным, поскольку те пункты Правил противопожарного режима, нарушение которых инкриминируется юридическому лицу не содержат требования технического характера и могут быть исполнены в рамках организационно-распорядительной деятельности и следовательно положение п. 4 ст. 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в данном случае неприменим.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2.1 ч. 1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ при рассмотрении жалобы судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 названного Федерального закона что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
11.07.2008 года принят Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-ФЗ в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, также определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Положения названного Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (ст. 1 ч. 1, 2).
Пункт 4 статьи 4 названного Федерального закона определяет, что в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно пункта 135 Правил противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 палаты для пациентов с тяжелыми проявлениями заболевания, а также детей следует размещать на первых этажах зданий.
Пункт 136 названных Правил запрещает обустраивать и использовать в корпусах с палатами для пациентов помещения, не связанные с лечебным процессом (кроме помещений, определенных нормами проектирования).
По обстоятельствам дела следует, что на основании распоряжения ОНДПР г. Сыктывкара от 29.08.2017 года № 584 проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» по результатам которой установлены факты нарушений требований пожарной безопасности, выразившиеся в том, что на первом этаже 3-этажного хирургического корпуса расположена Администрация лечебного учреждения и учебные помещения Коми филиала ГБОУ ВПО «...»; не обеспечено размещение палат для тяжелобольных взрослых и детей на первых этажах здания – отделение реанимации расположены на 6 этаже здания.
Согласно представленного суду технического паспорта на здание хирургического корпуса № 2 данное здание построено в 1987 году. На 6 этаже здания расположено реанимационное отделение со всеми сопутствующими и вспомогательными помещениями, палатами, изоляторами.
Из технического паспорта хирургического корпуса № 1 следует, что на первом этаже левое крыло здания занято Администрацией учреждения, куда входят кабинеты бухгалтерии, администрации по хозчасти, кабинет заместителя главного врача и кабинет старшей медсестры. Правую часть первого этажа занимал Коми филиал Кировской медицинской академии на договорной основе.
Таким образом, расположение как отделения реанимации и интенсивной терапии на 6 этаже семиэтажного здания, так и администрации учреждения на первом этаже трехэтажного здания определялось при проектировании здания, после постройки здания в 1987 году и до настоящего времени эти этажи занимает соответственно отделение реанимации и Администрация лечебного учреждения.
Следовательно, принятие 25.04.2012 года Правил противопожарного режима не является основанием для утверждения о нарушении учреждением требований пожарной безопасности в части расположения на указанных этажах отделения реанимации и Администрации учреждения.
Актом возврата к договору безвозмездного пользования от ** ** **, с ** ** ** помещения занимаемые ФГБОУВО «...» переданы ГБУЗ РК «Коми республиканская больница».
Доводы представителя МЧС о неприменении положения Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не влияет на вывод суда, поскольку Правила противопожарного режима относятся к законодательству, регулирующему пожарную безопасность и распространяют свое действие на объекты защиты при их проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения.
При изложенных обстоятельствах, оспариваемое постановление не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, производство по делу прекращению на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ
Постановление заместителя главного государственного инспектора г. Сыктывкара по пожарному надзору Немчинова В.Н. от 24 октября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ принятого в отношении ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу ГБУЗ РК «Коми республиканская больница» - удовлетворить.
Судья А.П. Леконцев