О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о возвращении протокола об административном правонарушении
и других материалов дела
25 декабря 2019 г. г. Якутск
Мировой судья судебного участка № 59 г. Якутска Республики Саха (Якутия) Петрова С.Д., исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка № 46 г. Якутска, рассмотрев материал об административном правонарушении по ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Верес» Афонского Сергея Гаврильевича,
установил:
25 декабря 2019 года к мировому судье по судебному участку № 59 города Якутска поступил административный материал в отношении генерального директора ООО «Верес» Афонского С.Г. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изучив материалы, мировой судья находит данный материал об административном правонарушении подлежащим возвращению по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч.2, 4, 4.1 ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как установлено ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол мог быть составлен, если имелись данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
При этом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), что согласуется с разъяснениями п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
Данные требования закона административным органом не соблюдены.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении, а также уведомление о его составлении Афонскому С.Г. не вручались и не направлялись, реестр почтовых отправлений отсутствует.
Кроме того, как следует из материалов дела, указанное правонарушение совершено в форме бездействия.
Таким образом, территориальная подсудность рассмотрения данного дела определяется местом нахождения ООО «Верес».
В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. Адрес юридического лица должен быть указан в Едином государственном реестре юридических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, выписка из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Верес» к протоколу об административном правонарушении не приложена.
Также, согласно протоколу об административном правонарушении, генеральный директор ООО «Верес» Афонский С.Г. не исполнил в установленный законом срок предписание от 02.09.2019 г. № 14/8-591-19-И/12-47777-И/74-109, вместе с тем указанное предписание к протоколу об административном правонарушении не приложено.
Согласно п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В силу ч. 4 ст. ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае составления протокола и оформления других материалов неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, материал подлежит возвращению.
При таких обстоятельствах, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении в отношении Генерального директора ООО «Верес» Афонского С.Г. по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат возвращению в Государственную инспекцию труда в Республике Саха (Якутия).
На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья
определил:
протокол об административном правонарушении и другие материалы в отношении Генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Верес» Афонского Сергея Гаврильевича в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 23 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возвратить в Государственную инспекцию труда в Республике Саха (Якутия), для устранения допущенных нарушений.
Мировой судья С.Д. Петрова
<ОБЕЗЛИЧЕНО>