Решение по делу № 5-322/2019 от 24.10.2019

 

                                             УИД 66MSO121-01-2019-002032-30

  П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

                          по делу об административном правонарушении

                                                            № 5-322/2019  

                       

г. Верхняя   Салда                                                                                       28 октября 2019 год

Мировой судья  судебного участка  № 2 Верхнесалдинского судебного района Свердловской области - Рыбакова М.А.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Головановой А.А.,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении - <ФИО1>,

рассмотрев по адресу: Свердловская область город Верхняя Салда ул. Спортивная 2/4 каб.224  в открытом судебном заседании  дело об административном правонарушении, предусмотренном   ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   в   отношении

Администрации Верхнесалдинского городского округа, ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, расположенной по адресу: <АДРЕС>, ранее не привлекавшейся к административно ответственности,

у с т а н о в и л :

Юридическое лицо - Администрация Верхнесалдинского городского округа нарушила требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог и не приняла мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Правонарушение совершено юридическим лицом при следующих обстоятельствах: так, 04.09.2019года  старшим государственным инспектором  дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Верхнесалдинский» при осуществлении государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований, в рамках проведения проверки по сообщению гр. <ФИО2>  по факту дорожно-транспортного происшествия,  проведена проверка на автомобильной дороге и улице общего пользования местного значения в черте Верхнесалдинского городского округа, а именно: на участке дороги от дома 69 корп.2 ул. Карла Маркса до дома 66 по ул. Энгельса в г. Верхняя Салда, в ходе которой выявлены следующие нарушения: на указанном участке автодороги, в районе дома 66 по ул. Энгельса имеется дефект дорожного полотна проезжей части дороги с асфальтобетонным покрытием, размер которого превышает предельно допустимые размеры (глубина более 15 см., длина 150 см.), что затрудняет движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и создает угрозу безопасности дорожного движения,  является нарушением требований п.5.2 ГОСТ Р50597-2017; так же  на участке автодороги от дом 69 корп.2 по ул. Карла Маркса до дома 66 по ул. Энгельса в г. Верхняя Салда, отсутствуют предусмотренные ГОСТ Р 52289-2004, а также предусмотренные абз.2, 3 п.13 Правил дорожного движения Российской Федерации технические средства организации дорожного движения предупреждающие о наличии дорожной неровности, а также временно  изменяющие организацию дорожного движения для обеспечения безопасности дорожного движения

Представитель Администрации ВСГО - <ФИО3> суду пояснила, что они не оспаривают свою обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования в г.Верхняя Салда, однако во исполнение возложенной на них обязанности ими был заключен муниципальных контракт, на содержание и ремонт автодорог на территории ВСГО, в том числе в мае 2019 года ямочному ремонту подверглась и автомобильная дорога от дома 66 по ул. Энгельса до дома 69 по ул. Карла Маркса, следовательно, свои обязательства ими выполнены.  До момента проведения должностным лицом проверки по факту ДТП, ни каких жалоб от населения по качеству автодороги и ее безопасности не поступало. При поступлению сведений о наличии дефектов асфальтобетонного покрытия нарушения были  устранены. Полагают, что в действиях  Администрации отсутствует состав административного правонарушения, поскольку они приняли все зависящие от них меры по исполнению возложенных на них обязанностей. Однако если все же суд придет к выводу о том, что в действиях юридического лица имеет место быть вменяемое административное правонарушение, то при назначении наказания просят учесть  наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером административного правонарушения, то обстоятельство, что Администрацией ВСГО прияты все меры по устранению нарушений и снизить размер минимального наказания предусмотренного санкцией статьи.         Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении  <ФИО1> суду пояснил, что  при поведении проверки по заявлению о дорожно-транспортном происшествии было установлено, что участок автомобильной дороги общего пользования от дома 66 по ул. Энгельса до дома 69/2 по ул. Карла Маркса имеет дефект в виде выбоины (глубина более 15 см., длина 150 см.), данный дефект дорожного полотна был отмечен сотрудниками ГИБДД в качестве сопутствующей причины при совершении ДТП, создает угрозу безопасности дорожного движения на указанном участке дороги, кроме того, при наличии такого дефекта, Администрацией ВСГО не было принято мер по организации обеспечения указанного участка автодороги техническими средствами организации дорожного движения предупреждающих о наличии дорожной неровности, а также временно изменяющих организацию дорожного движения для обеспечения безопасности дорожного движения.  Порядная организация на момент выявления дефекта дорожного полотна сообщила, что обязательства по муниципальному контракту, в части выполнения ремонтных работ ими выполнены, поэтому полагает, что ответственностью в данном случае должна быть возложена на Администрацию ВСГО как орган местного самоуправления, в обязанности которого вменено законом обеспечение безопасности дорожного движения.

   Заслушав лиц, участвующих в деле, пояснения допрошенной в качестве свидетеля <ФИО5>, исследовав материалы дела об административной правонарушении, суд находит установленной вину Администрации Верхнесалдинского городского округа в совершении инкриминируемого им административного правонарушения.

  В соответствии с положениями ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

В соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пп.5 п.8  Положения об Администрации Верхнесалдинского городского округа, утвержденного  решением Думы Верхнесалдинского городского округа  25.12.2018г. № 144 к полномочиям Администрации относятся в том числе,  дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации "дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2004 года N 120-ст утвержден ГОСТ Р 52289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств". Приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".

Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 04 сентября 2019 года в период времени  с 16.00 часов по 17.00 часов Администрацией Верхнесалдинского городского округа  не принято своевременных и исчерпывающих мер по приведению в нормативное состояние участка дороги около дома 66 по ул. Энгельса, а именно: около дома 66 по ул. Энгельса  на покрытии проезжей части  имеется дефект дорожного полотна дороги с асфальтобетонным покрытием, размер  которого превышает предельно допустимые размеры (глубина более 15 см., длина 150 см.); на участке автодороги от дома 69/2 по ул. Карла Маркса до дома 66 по ул. Энгельса в г. Верхняя Салда дорожные знаки, предупреждающие водителей об опасности, отсутствуют (л.д.17, 21, 30-35).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Администрации ВСГО должностным лицом старшим государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД МО МВД России «Верхнесалдинский» протокола об административном правонарушении, в котором описано событие административного правонарушения. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.3-6).

Кроме того, в судебном заседании с достоверностью установлено, не оспаривается сторонами,  что на указанном участке автодороги действительно имел место быть дефект дорожного полотна, несмотря на то, что в мае 2019 года на участке был произведен ямочный ремонт (на ямочный ремонт не распространяется гарантия), при этом дорожных знаков  либо других технических средств организации дорожного движения обустроено не было. Все это стало одной из причин  совершения дорожно-транспортного происшествия ( (л.д.12, 13,15). Участок автодороги  от пересечения ул. Карла Маркса у дома 69 до пересечения автодороги по ул. Энгельса д.64 согласно, выписки из ЕГРП является собственностью Верхнесалдинского городского округа. Также допрошенная в качестве свидетеля <ФИО5> суду пояснила, что являясь ответственным должностным лицом МБУ «Служба городского хозяйства» осуществляет контроль за исполнением муниципальных контрактов, в том числе в отношении участка автодороги от пересечения ул. Карла Маркса у дома 69 до пересечения автодороги по ул. Энгельса д.64, где в мае 2019 года был выполнен ямочный ремонт. Дорожный дефект у дома 66 по ул. Энгельса  ею не был выявлен на момент ремонта, возможно он появился позднее. Гарантии по ямочному ремонту не предусмотрено.

Все документы, исследованные в судебном заседании, на основании которых судом сделаны выводы о наличии юридически значимых обстоятельств, составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства должностным лицом, находившимся при исполнении своих должностных обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения. Оснований не доверять данным документам у суда не имеется.

Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются юридические и должностные лица, ответственные за состояние дорог.

Учитывая, что обязанность по содержанию автомобильных дорог местного значения законом возложена на органы местного самоуправления, исполнение этой обязанности не может быть переложено на другое лицо путем включения в договор соответствующего условия либо путем заключения такого договора.

Кроме того, заключение муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог не освобождает юридическое лицо от ответственности за нарушение правил их содержания, поскольку невыполнение или ненадлежащее выполнение подрядчиками своих договорных обязательств, влечет гражданско-правовую ответственность и не освобождает его от административной ответственности.

Установленные судом обстоятельства, с учетом изложенного выше, опровергают доводы юридического лица - Администрации Верхнесалдинского городского округа  о том, что  в их действиях отсутствует состав административного правонарушения.

То обстоятельство, что по поручению Администрации ВСГО в мае 2019 года был проведен ямочный ремонт вменяемого участка автодороги, не влечет за собой прекращение производства по делу, поскольку закон не связывает обязанность по обеспечению дорожной безопасности с какими-то временными промежутками, а подразумевает ее как постоянную обязанностью.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В судебном заседании судом с достоверностью установлено, что Администрация ВСГО  имела возможность обеспечить соблюдение требований дорожной безопасности при содержании дорог, но ей не были приняты все необходимые и достаточные  меры для этого, иного из установленных обстоятельств не следует.

Таким образом, установленный факт нарушения правил содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии при отсутствии доказательств принятия администрацией всех зависящих от нее мер к соблюдению действующего законодательства, свидетельствует о том, что Администрация ВСГО, будучи лицом, в обязанности которого входит осуществление дорожной деятельности во всех ее проявлениях, является субъектом вмененного ей административного правонарушения, подлежит административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог по части 1 статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении административного наказания суд исходит из следующего.

Согласно части 3 статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу требований части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Нарушение требований законодательства  в области соблюдения требований безопасности дорожного движения, в части обеспечения безопасности при содержании автомобильных дорог общего пользования имеет широкую социальную значимость и находится под постоянным особым контролем государства,  а потому оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности правонарушения не имеется.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд учитывает принятие мер к устранению нарушений. 

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.

В соответствии с требованиями п. 3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Принимая во внимание имущественное и финансовое положение Администрации ВСГО, с учетом выполнения целей административного наказания, исходя из общих принципов права, в соответствии с которыми санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности суд считает возможным назначить наказание ниже минимального размера, установленного санкцией статьи, а именно определить наказание в размере 100000 рублей, потому как данный размер штрафа будет отвечать принципам законности, неотвратимости и целесообразности наказания.

С  учетом изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 ч.1 п.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировой судья

П О С Т А Н О В И Л :

Администрации Верхнесалдинского городского округа   за совершение административного правонарушения, предусмотренного  ч.1 ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100000  (сто тысяч) рублей.

            Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Верхнесалдинский районный суд Свердловской области в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через мирового судью судебного участка №2 Верхнесалдинского судебного района. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении. Постановлениевступает в законную силу по истечении срока, установленного для обжалования. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

            Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

            В соответствии с ч.1.3 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.

            Реквизиты уплаты штрафа :

Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:     

<ОБЕЗЛИЧЕНО>Мировой судья.                                                        Рыбакова М.А.