Судья: Тверитина Г.В. Дело № 33-28325/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Терещенко А.А.,
судей Бакулина А.А., Варламовой Е.А.,
при секретаре Шаровой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 января 2014 года апелляционную жалобу Правительства Москвы на решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года по делу по заявлению Цветкова Олега Валентиновича о признании незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схемы расположения земельных участков и обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков,
заслушав доклад судьи Бакулина А.А.,
объяснения представителя Правительства Москвы Белкиной А.Ю., представителя Цветкова О.В. – Цветкова И.В., представителя Департамента городского имущества города Москвы Ущенко С.С.,
установила:
Цветков О.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, утверждении актов о выборе земельных участков и схемы расположения земельных участков и обязании утвердить акты выбора земельных участков для строительства и схемы расположения земельных участков. Требования мотивировал тем, что в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, п.п. 1.5, 5.2, 5.9 «Положения о Департаменте земельных ресурсов г.Москвы», утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 г. №65-ПП ( с изменениями и дополнениями ), он, как лицо заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обратился 14.09.2012 г. с пакетом документов, состоящим из 10-ти надлежащих заявлений в уполномоченный орган исполнительной власти г.Москвы - Департамент земельных ресурсов г.Москвы о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, с приложением к каждому заявлению акта о выборе земельного участка для строительства объекта и схемы расположения земельного участка. Им были указаны 10 территорий под земельный участок для осуществления гарантированной возможности строительства.
В заявлении от 14.09.2012 г., акте о выборе и схеме расположения земельного участка указал назначение объекта (в соответствии с зонированием, генеральным планом г.Москвы, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории):
-для капитального строительства (в местах допустимого размещения объектов капитального строительства) плоскостного сооружения- спортивно-досуговой площадки площадью застройки (размером) 15000 кв.м на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, по п. 44 главы VI «Порядок внесения сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства», утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 14.10.2011 N 577 «О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений,..», и линейных сооружений - проездов и проходов не общего пользования, протяженностью 500 метров на заглубленном железобетонном фундаменте из сплошной монолитной железобетонной плиты, с зонами отдыха, рекреации, благоустройства, озеленения, прогулочной зоной, с ограждением территории архитектурно выразительным металлическим забором на Столбчатом заглубленном железобетонном фундаменте (с калитками и воротами для прохода и проезда).
Также им указано предполагаемое место размещения объекта (с учетом того обстоятельства, что Департамент обеспечивает выбор земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта из нижеуказанной территории на основе документов государственного кадастра недвижимости - п.2 ст.31 ЗК РФ) относительно ориентира (на примере объекта с № 1\10): г. Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0015004:8, согласно прилагаемой схеме), обоснование примерного размера земельного участка в соответствии с разделами 1 - 12 и приложениями 1-5 МГСН 01.01-99, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 № 49 (с изменениями и дополнениями) «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99», с указанием, что проектируемые границы земельного участка гарантированно не налагаются на земли, изъятые из оборота (в т.ч. береговую полосу водного объекта), а также не налагаются на земли ГЛФ (гослесфонда), УДС (уличной дорожной сети), с учетом действующих линий градостроительного регулирования (в т.ч. береговой полосы водного объекта, УДС), зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории, в том числе, по принципу не наложения на другие участки (ограничения смежными землепользователями). С учетом требований п.6 ст. 11.9 ЗК РФ размер испрашиваемого земельного участка составляет (на примере объекта с №1/ 10): 28400 кв.м., с правом аренды на 49 лет.
Заявитель просил, согласно положений ст.31,п. 1 ЗК РФ, (по каждой территории):
исполнить обязанность, установленную абзацем 1 пункта 2 ст.31 ЗК РФ. в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка обеспечить выбор земельного участка посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями;
исполнить обязанность, установленную абзацем 2 пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, направить запросы в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные организации о предоставлении необходимой информации о разрешенном использовании земельного участка (испрашиваемого Заявителем) и об обеспечении земельного участка объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, техническими условиями подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
исполнить обязанность, установленную пунктом 3 ст.31 ЗК РФ. в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства;
исполнить обязанность, установленную пунктом 5 ст.31 ЗК РФ. в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, оформить (обеспечить оформление) актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту приложить (обеспечить приложение) утвержденную схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами выбора;
исполнить обязанность, установленную пунктом 6 ст.31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, и принять решение (обеспечить принятие решения) о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка;
исполнить обязанность, установленную пунктом 7 ст.31 ЗК РФ, в соответствии с прилагаемыми Актом выбора и Схемой расположения земельного участка, выдать копию решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (обеспечить выдачу) в семидневный срок со дня его утверждения.
Также (в рамках процедуры выбора) заявитель направлял в Департамент для дальнейшего согласования и утверждения (по каждой территории) Акт о выборе земельного участка для строительства объекта и Схему расположения земельного участка для принятия и выдачи заявителю Департаментом решения в соответствии с п.п.6,7 ст.31 ЗК РФ.
Заявитель также просил Департамент обеспечить упреждающее информирование населения в соответствии с п.3 ст.31 ЗК РФ, в установленном федеральным законодательством порядке, в т.ч. с оплатой публикации за счет Заявителя.
В заявлении от 14.09.2012 г. Цветков О.В. обращал внимание Департамента на то существенное обстоятельство, что намечаемое строительство объектов капитального строительства планируется осуществить строго «в местах допустимого размещения объектов капитального строительства» (Приказ Минрегиона РФ от 10.05.2011 № 207 "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка"), т.е. объекты капитального строительства гарантированно не будут размещаться в охранных зонах инженерных сетей, трубопроводов, линий связи.
Решениями от 08.10.12г., от 11.10.12г. и от 29.10.2012 г. заявителю отказало в удовлетворении заявления по причине отсутствия в пакете документов «положительной» выписки из протокола коллегиального органа - Градостроительно-земельной комиссии г.Москвы (как указано в нормативно-правовых актах уровня субъекта РФ - г.Москвы), что противоречит действующему законодательству, поскольку положения ч.1 ст.31 ЗК РФ требует от заявителя только один единственный документ - личное заявление, а п. 2 статьи 31 ЗК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо обеспечивает выбор территорий под земельные участки и принимает решение по итогам выбора на основании заявления гражданина.
Действия заинтересованного лица препятствуют осуществлению заявителем своих прав на утверждение Актов выбора и Схем расположения и принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании места размещения каждого объекта, в связи с чем просил признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) в предварительном согласовании места размещения объектов строительства, испрашиваемых заявителем (п.6 ст.31 ЗК РФ) 14.09.2012 г. в отношении территорий относительно ориентиров:
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0015004:8 (согласно прилагаемой ("Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0015004:1006 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0015004:1019 (согласно Прилагаемой Схеме расположения);
. г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:02:0025003:3 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:02:0025012:1033 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:08:0002023:1005 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0014010:1005 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0014010:9 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:06:0007002:37 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0013002:2 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
-признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) Заинтересованного лица об утверждении Актов о выборе земельных участков от 14.09.2012 г. для строительства объекта в отношении указанных территорий;
-признать незаконными (неправомерными) действия (отказ) об утверждении Схем расположения земельных участков от 14.09.2012 г. в отношении указанных территорий;
- обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы утвердить Акты о выборе земельных участков для строительства от 14.09.2012 г. посредством принятия решений о предварительном согласовании места размещения объектов (п.6 ст.31 ЗК РФ), о чем издать распорядительные документы в течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу, и выдать Заявителю копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по территориям относительно указанных ориентиров);
- обязать Департамент земельных ресурсов г. Москвы утвердить Схемы расположения земельных участков от 14.09.2012 г. посредством издания распорядительных документов течение 7-ми дней со дня вступления решения суда в законную силу, и выдать Заявителю копии распорядительных документов в течение 7-ми дней со дня их издания (по указанным территориям относительно ориентиров);
Решением Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение отменить, полагая его вынесенным с нарушением норм материального права.
Определением судебной коллегии от 15 января 2014 года произведена замена выбывшей из процесса стороны - Департамента земельных ресурсов города Москвы его правопреемником - Департамент городского имущества города Москвы.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Материалами дела установлено, что заявитель обратился в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о выборе 10 земельных участков и предварительном согласовании места размещения объекта на каждой из испрашиваемой территории под участок относительно ориентиров:
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0015004:8 (согласно прилагаемой ("Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0015004:1006 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0015004:1019 (согласно Прилагаемой Схеме расположения);
. г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:02:0025003:3 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:02:0025012:1033 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:08:0002023:1005 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0014010:1005 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0014010:9 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:06:0007002:37 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
г.Москва, вблизи участка с кадастровым № 77:07:0013002:2 (согласно прилагаемой Схеме расположения);
В заявлении заявитель привел обоснование примерного размера земельного участка (в соответствии с разделами 1-12 и приложениями 1-5 МГСН 01.01-99, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 25.01.2000 года № 49 «Об утверждении норм и правил проектирования планировки и застройки Москвы МГСН 1.01-99»), а также то, что проектируемые границы участка гарантированно не налагаются на земли изъятые из оборота (в т.ч. береговую полосу водного объекта), не налагаются на земли ГЛФ, УДС-улично дорожной сети).
С учетом действующих линий градостроительного регулирования (в т.ч. береговой полосы водного объекта, УДС) зонирования территории, экологических, градостроительных и иных условий использования территории в т.ч. по принципу неналожения на другие участки (ограничения смежными землепользователями), и с учетом требований п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ.
Департаментом земельных ресурсов города Москвы в адрес Цветкова О.В. 08.10.2012 г., 11.10.2012 г. и 29.10.2012 года направлено письмо информационно-разъяснительного содержания. Из которого следует, что препятствием для начала процедуры выбора земельных участков является отсутствие в пакете документов заявителя «положительной» выписки из протокола коллегиального органа - Градостроительно-земельной комиссии г. Москвы.
Заявителю было разъяснено, что департамент земельных ресурсов города Москвы обеспечивает совершение процедуры выбора участков, но исключительно при выполнении доп. условия - на основании и при наличии «положительного» волеизъявления должностных лиц, входящих в Градостроительно-земельную комиссию г. Москвы.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал следующее.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин, заинтересованный в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (ч. 1); орган местного самоуправления по заявлению гражданина обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (ч. 2); осуществляет информирование населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (ч. 3); результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства (ч. 5); принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта (ч. 6); решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства (ч. 8).
В субъектах РФ - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге выбор земельных участков для строительства осуществляется органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, если иное не предусмотрено законами этих субъектов РФ.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что для предоставления земельного участка под строительство необходимо обращение с соответствующим заявлением непосредственно лицом, заинтересованным в таком предоставлении.
В силу прямого указания части 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации на орган местного самоуправления возложена обязанность по заявлению данного гражданина, обеспечить выбор испрашиваемого земельного участка.
Заявителем соблюдены требования предъявляемые частью 1 ст. ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так в данном заявлении указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Таким образом, требуя от заявителя предоставления дополнительных документов, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, допущено незаконное бездействие, выразившееся в несовершении действий по обеспечению выбора земельных участков, по заявлению Цветкова О.В.
Суд первой инстанции пришел к промерному выводу о том, что данное бездействие нарушает права заявителя на рассмотрение его заявления в установленном законом порядке.
Суд мотивированно отверг доводы заинтересованного лица о том, что заявление предъявлено к ненадлежащему лиц, поскольку в соответствии с пунктами №1,5, 5.2, 5.9 «Положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы», утв. Постановлением Правительства Москвы от 11.03.2011 года № 65- ПП (с изм. и доп.), Департамент земельных ресурсов города Москвы является уполномоченным функциональным органом исполнительной власти города Москвы, который в соответствии с федеральными законами принимает, в том числе, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно абзацу 4 пункта 10 ст. 3 ФЗ № 137-Ф3 «О введении в действие ЗК РФ» («Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов.
Доводы апелляционной жалобы в указанной части, судебная коллегия находит несостоятельными, оснований для отмены решения в данной части не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возложении на Департамент земельных ресурсов города Москвы обязанности утвердить акты и выбора и схемы расположения земельных участков, поскольку такой вывод противоречит абзацу 2 п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", согласно которому, принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. В данном случае суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов выбора земельного участка. Возложив на Департамент земельных ресурсов города Москвы такую обязанность, суд фактически своим решением исключил принятия компетентным органом соответствующего решения, предусмотренного положением ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ об утверждении акта о выборе земельного участка или об отказе в размещении объекта.
На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда в этой части подлежащим отмене, поэтому необходимо принять новое решение, которым в силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ и прямого указания ч. 2 ст. 31 ЗК РФ на правопреемника Департамента земельных ресурсов города Москвы – Департамент городского имущества должна быть возложена обязанность по рассмотрению заявления Цветкова О.В. от 14.09.2012 года о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щелковского городского суда Московской области от 15 января 2013 года в части признания незаконными отказов Департамента земельных ресурсов города Москвы в утверждении представленных Цветковым О.В. 14.09.2012 года заявлениями актов о выборе земельного участка, схем расположения земельного участка и предварительного согласования размещения объектов строительства оставить без изменения.
В остальной части решение отменить, принять в этой части новое решение, которым обязать Департамент городского имущества города Москвы рассмотреть заявления Цветкова Олега Валентиновича от 14.09.2012 года о выборе земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в порядке, предусмотренном ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Председательствующий
Судьи