Дело №2 -20/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Зональное Алтайского края 06 февраля 2018 годаМировой судья судебного участка <АДРЕС> района <АДРЕС> края Лапшин Р.В., при секретаре Устилко К.Е<ФИО1>,
с участием ст.помощника прокурора <АДРЕС> района Зеленина Е.Н., представителя ответчика Кастериной С.Н.(на основании доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <АДРЕС> района в интересах Ярцевой Людмилы Ивановны к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району <АДРЕС> края о взыскании недополученного размера компенсации расходов на потребленную электроэнергию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <АДРЕС> края в интересах Ярцевой Л.И. обратился к мировому судье судебного участка <АДРЕС> района с иском к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> у району о взыскании недополученной суммы компенсационных затрат на электроэнергию в размере 1545,77 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что Ярцева Л.И. относится к категории педагогических работников. Согласно справке по начислениям за потребленную электроэнергию, представленной АО «<АДРЕС> Ярцевой Л.И. за период с февраля 2015 г. по март 2017 г. было фактически оплачено 5324,10 руб. При этом, компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п.16 Постановления Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА2> N 126 за аналогичный период, составила 3778,33 руб.
По результатам анализа нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени, установлено, что нормы ч.8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», нормы Закона <АДРЕС> края от <ДАТА3> N 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», нормы «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением Администрации, края от <ДАТА5> N 99 каких- либо ограничений в размере компенсации оплаты за электроэнергию для педагогических работников не содержат так как субъектом РФ не может ограничиваться объем социальных прав, установленных на уровне Закона РФ. Кроме того, п. 4 и 29 названных Правил прямо предусматривает необходимость компенсации расходов, в размере 100 % от фактически произведенных затрат, подтвержденных показаниями приборов учета и данными предоставляемыми поставщиками электроэнергии.
В связи с изложенным, общая сумма недополученной компенсации за указанный период составила: 1545,77 руб. = 5324,10 руб. (оплачено) - 3778,33 (компенсировано). Указанную сумму недополученной компенсации на освещение жилого помещения прокурора просит взыскать с ответчика в пользу Ярцевой Л.И.
Материальный истец Ярцева Л.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, каких-либо возражений не представила.
Представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты <АДРЕС> края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, каких-либо возражений не представил.
На основании ст. 167 ГПК РФ мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие материального истца и представителя третьего лица.
Ст. помощник прокурора <АДРЕС> района Зеленин Е.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что с позицией ответчика они не согласны. Действующее законодательство не обязывает педагогов устанавливать два прибора учета электроэнергии, при этом законодательством действующим в указанный иске период не предусмотрен порядок проведения расчета компенсации затрат за потребленную электроэнергию при наличии прибора учета за вычетом потребленной электроэнергии в других помещениях, не относящихся к жилому помещению. Расчет ими был произведен исходя из общей суммы оплаченной педагогом за потребленную электроэнергию по прибору учета за указанный иске период, которая указана в справке АО «<АДРЕС> за вычетом той суммы, которая за указный период была компенсирована педагогу ответчиком. В связи с тем, что ими при расчет была допущена ошибка уточнил исковые требования уменьшив первоначально заявленную сумму и просил взыскать с ответчика - 1393,41 рублей, так как фактически было компенсировано 3930,69 руб.
Представитель ответчика Кастерина С.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, кроме того, пояснила, что Ярцевой Л.И. электроэнергия используется не только для нужд жилого дома, но и для электроснабжения веранды, крыльца бани, гаража и друг надворных построек, поэтому учитывая, что у нее один прибор учета электроэнергии, то компенсация ими произведена верно исходя из нормативов потребления. Кроме того, расчеты в данном случае производит поставщик услуг, а они только перечисляют льготополучателю компенсацию. Также при расчете прокурором допущена ошибка, а именно фактически ими компенсировано 3930,69 руб., а поэтому сумму подлежащую взысканию необходимо пересчитать.
В представленных письменных возражениях представитель ответчика Дуплинский А.В. указывает, что возражает против удовлетворения исковых требований, так как проводя аналогию между постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> N 963 "О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", которым установлен размер компенсации в твердой денежной сумме в размере 1200 рублей и постановлением Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА5> N 99 (ред. от <ДАТА6>) "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края", считает что данное постановление не противоречит федеральному законодательству. В указанны выше постановлениях указано, что компенсация производится за жилое помещение. Учитывая нормы Жилищного кодекса РФ, жилое помещение - это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, которое дано в ст.15 ЖК РФ. Принимая во внимание, что Ярцева Л.И. проживает на земельном участке сельской местности, у нее имеются хозяйственные, бытовые, подсобные постройки и помещения, которые освещаются и учет электроэнергии происходит одним прибором учета, следует, что фактические расходы по оплате электроэнергии в себе несут затраты на оплату электроэнергии за жилое помещение, хозяйственные, бытовые, подсобные помещения. Но нормативный документ, который не оспаривается в этой части предусматривает компенсацию только за жилое помещение, а значит для таких случает необходимо применять п.29 Постановления «Денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения». Однако, прокурор в исковом заявлении неправильно истолковал данную норму и затраты на электроэнергию по адресу проживания Ярцевой Л.И. посчитал с затратами на освещение нежилых помещений, чем грубо нарушил действующее на момент предоставления компенсации законодательство. Согласно ст.15. ЖК РФ объектом жилого права может быть только жилое помещение, а поэтому в данном случае необходимо определить только объем электроэнергии затраченный на электроснабжение только жилого помещения. Кроме того, в исковом заявлении не ясно, какая норма статьи законодательства была нарушена и кем. В соответствии со с п.26. и п.49 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края, утвержденных постановлением Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА5> N 99 (ред. от <ДАТА6>) расчет размера компенсации производит поставщик услуг и несет за это ответственность, которое по его мнению должно быть привлечено в качестве третьего лица. Учитывая, что постановление Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА5> N 99 не обжаловано в период его действия с <ДАТА5> по <ДАТА7>, его нормы аналогичны нормам постановления Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР>, способ защиты гражданских прав, предусмотренный ст.12. ГК РФ в иске не конкретизирован, кроме того согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускается действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотреблением правом в иных формах из чего следует, что надуманная истцом сумма не может быть взыскана из средств краевого бюджета, а поэтому просит в иске отказать.
Выслушав материального истца, ст.помощника прокурора и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что иск подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Ярцева Л.И. поставлена на учет в УСЗН по <АДРЕС> району как получатель мер социальной поддержки в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 8 статьи 47 Федерального закона от <ДАТА8> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации», зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном в сельском населенном пункте по адресу: <АДРЕС> край, <АДРЕС> район, <АДРЕС>, 64 <АДРЕС>.
В соответствии п. «е» и «ж» ст. 72 Конституции РФ общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.
По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от <ДАТА9> <НОМЕР> «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов РФ.
При этом, в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона от <ДАТА9> <НОМЕР> нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов РФ снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Часть 3 ст. 2 Закона <АДРЕС> края от <ДАТА3> <НОМЕР> «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» предусматривает, что размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА10> N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края" (действовавшими в период возникновения спорных правоотношений) компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения.
В соответствии с п. 29 Постановления Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА10> N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края", денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за электроэнергию потребленную в жилом помещении в пределах установленного норматива потребления электрической энергии населением на одного человека в месяц, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку по смыслу приведенных положений федерального и регионального законодательства размер компенсации на освещение (электроэнергию) подлежит определению исходя из фактически понесенных льготополучателем расходов, определенных на основании показаний прибора учета и лишь при отсутствии такового - исходя из нормативов потребления.
Поскольку жилое помещение, в котором проживает Ярцева Л.И., оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого последней осуществляется оплата услуги электроснабжения, тогда как расчет денежного эквивалента ответчиком производится по нормативам потребления, мировой судья приходит к выводу о неправомерности действий ответчика и наличии оснований для взыскания разницы между фактически понесенными расходами и произведенной компенсацией. Кроме того, ни нормы федерального законодательства, ни нормативные правовые акты <АДРЕС> края не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии только для нужд жилых помещений. Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги для собственника и нанимателя жилого помещения включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение. При этом освещение (электроснабжение) только жилых помещений не является отдельным видом коммунальной услуги, оказываемой собственникам и нанимателям жилых помещений, поскольку входит в состав коммунальной услуги по электроснабжению. Следовательно, термин «освещение» применительно к коммунальным ресурсам аналогичен термину «электроэнергия» и поскольку в жилом помещении истца установлен прибор учета электроэнергии, определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.
Жилое помещение Ярцевой Л.И. отдельными приборами учета потребления электроэнергии и только для нужд жилого помещения не оборудовано. На этом основании ответчик производит истцу начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных Постановлением Администрации <АДРЕС> края от <ДАТА10> N 99 "Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) <АДРЕС> края".
Доводы представителя ответчика о том, что Ярцевой Л.И. электроэнергия используется для нужд жилого помещения, но и для нужд других хозяйственных, бытовых помещений, расположенных по месту ее жительства, а поэтому расчет компенсации должен производится исходя из размеров нормативов, мировой судья отклоняет, поскольку ни нормы федерального законодательства, ни нормативные правовые акты <АДРЕС> края не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии только для жилых помещений, у Ярцевой Л.И. отдельный прибор учета потребления электроэнергии на освещение других хозяйственных, бытовых помещений, расположенных по месту ее жительства, отсутствует. Действующие в период взыскания компенсации указанные выше Правила (до <ДАТА7> включительно) не регламентируют порядок разграничения потребленной электроэнергии только в жилом помещении и потребленной электроэнергии в других помещениях, в них лишь содержится правило о том, что если жилое помещение льготополучателя оборудовано прибором учета электроэнергии, то денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения исходя из фактически произведенных затрат, а при отсутствии прибором учета электроэнергии расчет денежного эквивалента ответчиком производится по нормативам потребления.
Учитывая это, разница между фактическими расходами истицы на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с <ДАТА11> по <ДАТА12> составила сумму в размере 1393,41 руб.: 5324,10 руб. (оплачено истцом с <ДАТА11> по <ДАТА12>) - 3930,69 руб. (фактически выплаченная компенсация с <ДАТА11> по <ДАТА12>). Указанные суммы подтверждаются справкой по начисления за потребленную электроэнергию за спорный период, представленным АО «<АДРЕС>, и справкой Управления социальной защиты населения <АДРЕС> района о размере компенсации, а поэтому требования прокурора подлежать удовлетворению.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что выплата социальной поддержки истцу за период с <ДАТА11> по <ДАТА12> производилась ответчиком не в полном объеме, в связи с чем имеются основания для удовлетворения исковых требований, поскольку предоставление мер социальной поддержки по оплате услуг освещения, исходя из норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению является неправомерным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счёт средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району освобождено от уплаты государственной пошлины. Данная позиция согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, высказанной в п.11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года, поэтому процессуальные издержки необходимо отнести на счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-198 ГПК РФ, мировой судья,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <АДРЕС> района в интересах Ярцевой Людмилы Ивановны к Управлению социальной защиты населения по <АДРЕС> району о взыскании недополученной суммы компенсационных затрат на электроэнергию удовлетворить.
Обязать Управление социальной защиты населения по <АДРЕС> району выплатить в пользу Ярцевой Людмилы Ивановны недополученную сумму компенсации понесенных затрат на электроэнергию за период с <ДАТА11> по <ДАТА12> в размере 1393 руб. 41 коп. за счет бюджета <АДРЕС> края.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия мировым судьей в окончательной форме в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> края через мирового судью судебного участка <АДРЕС> района <АДРЕС> края.
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА13>
Мировой судья Р.В. Лапшин