Дело № 5-189/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 апреля 2019 года Тульская область, г. Венёв, ул. Декабристов, 15.
Мировой судья судебного участка № 10 Веневского судебного района Тульской области Семёнова Е.В., исполняющая обязанности мирового судьи судебного участка № 9 Веневского судебного района Тульской области,
рассмотрев в помещении судебного участка дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении:
Елисеева Андрея Владимировича, <данные изъяты>,
установил:
Елисеев А.В. осуществлял предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без государственной регистрации в качестве юридического лица.
Он же осуществлял предпринимательскую деятельность без специального разрешения, когда такое разрешение обязательно.
Правонарушения совершены при следующих обстоятельствах.
31 января 2019 года в 12 часов 20 минут Елисеев А.В. осуществлял перевозку пассажиров от магазина «Дикси», расположенного по адресу: Тульская область, г. Венев, ул. Бундурина, до дома № 22а микрорайона Южный г. Венева легковым такси на принадлежащем ему <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, без государственной регистрации в качестве юридического лица, и без разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Елисеев А.В. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела от него не поступало. В телефонограмме указал, что просит рассмотреть дело в его отсутствие, с протоколом согласен, вину признает.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
Учитывая позицию Пленума Верховного Суда РФ, выраженную в п.6 постановления от 24.03.2005 года №5, мировой судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Елисеева А.В.
Исследовав письменные материалы дела, мировой судья приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.
В силу п. 2.1.1 ПДД РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов.
Статьей 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее по тексту цитируемой статьи - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее по тексту цитируемых положений - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе (часть 1 названной статьи).
Разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение (часть 3 данной статьи).
Разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения (часть 7 указанной статьи).
Форма разрешения, срок его действия, порядок подачи заявления, порядок выдачи и переоформления разрешений, порядок определения платы за выдачу разрешения, дубликата разрешения и порядок ведения реестра выданных разрешений устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений (части 8, 9 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу требований ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя. Учитывая это, отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.
Вместе с тем само по себе отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных статьей 14.1 КоАП РФ, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
В соответствии Законом Тульской области от 18.10.2011 № 1660-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере организации деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тульской области» деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тульской области осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдается органом исполнительной власти Тульской области, уполномоченным в сфере транспорта и дорожного хозяйства.
Оказание услуги по перевозке пассажиров легковым такси в отсутствие специального на то разрешения посягает на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении № 320343/116 от 31 января 2019 года (дело № 5-189), составленного уполномоченным лицом и соответствующего требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении Елисеевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, следует, что 31 января 2019 года в 12 часов 20 минут Елисеев А.В. в нарушение ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 59-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» осуществлял перевозку пассажиров от ул. Бундурина г. Венева Тульской области до дома № 22а микрорайона Южный г. Венева легковым такси на принадлежащем <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> без разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то есть осуществлял предпринимательскую деятельность без специального разрешения, когда такое разрешение обязательно.
При составлении протокола об административном правонарушении замечаний и ходатайств от Елисеева А.В. не поступило, в объяснениях он указал, что с протоколом согласен.
Из акта от 31 января 2019 года следует, что 31 января 2019 года в 12 часов 20 минут <данные изъяты> произведена закупка услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с использованием автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> под управлением Елисеева А.В. от магазина «Дикси», расположенного по адресу: Тульская область, г. Венев, ул. Бундурина, до дома № 22а микрорайона Южный г. Венева с оплатой услуги в размере 100 рублей.
Указанный акт закупки был составлен инспектором ГИАЗ полиции ОМВД России по Веневскому району Токарь В.А. в присутствии пассажира <данные изъяты> водителя Елисеева А.В., <данные изъяты> о чём свидетельствуют их подписи. При составлении акта замечания и заявления от указанных лиц не поступили.
Из протокола осмотра автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> от 31 января 2019 года, что в данном автомобиле отсутствует атрибутика такси. В салоне на приборной панели стоит фонарь желтого цвета с черными квадратами в шахматном порядке. Документы, дающие право водителю использовать данный автомобиль в качестве легкового такси отсутствуют.
Согласно сообщению Департамента транспорта министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области от 12 апреля 2019 года № 22-01-09/2413 Елисееву А.В. на транспортное средство <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Тульской области не выдавалось.
Оказание услуги по перевозке пассажиров легковым такси за плату без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, посягает на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении № 320342/145/40 от 31 января 2019 года (дело № 5-190), составленного уполномоченным лицом и соответствующего требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, о совершении Елисеевым А.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, следует, что 31 января 2019 года в 12 часов 20 минут Елисеев А.В. в нарушение ст. 2 ,23 ГК РФ, Федерального закона от 08 августа 2008 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществлял перевозку пассажиров от ул. Бундурина г. Венева Тульской области до дома № 22а микрорайона Южный г. Венева легковым такси на принадлежащем <данные изъяты> <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
При составлении протокола об административном правонарушении замечаний и ходатайств от Елисеева А.В. не поступило, в объяснениях он указал, что с протоколом согласен.
Из акта от 31 января 2019 года следует, что 31 января 2019 года в 12 часов 20 минут <данные изъяты> произведена закупка услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси с использованием автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> под управлением Елисеева А.В. от магазина «Дикси», расположенного по адресу: Тульская область, г. Венев, ул. Бундурина, до дома № 22а микрорайона Южный г. Венева с оплатой услуги в размере 100 рублей.
Указанный акт закупки был составлен инспектором ГИАЗ полиции ОМВД России по Веневскому району Токарь В.А. в присутствии пассажира <данные изъяты> водителя Елисеева А.В., <данные изъяты> о чём свидетельствуют их подписи. При составлении акта замечания и заявления от указанных лиц не поступили.
Из протокола осмотра автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак <данные изъяты> от 31 января 2019 года, что в данном автомобиле отсутствует атрибутика такси. В салоне на приборной панели стоит фонарь желтого цвета с черными квадратами в шахматном порядке. Документы, дающие право водителю использовать данный автомобиль в качестве легкового такси отсутствуют.
По Сведениям Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Елисеев А.В. не является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается Сведениями из ЕГРИП официального сайта ФНС России в сети Интернет.
Из письменных объяснений Елисеева А.В. от 31 января 2019 года следует, что с 2012 года он официально нигде не работает. С того же времени он занимается деятельностью по перевозке пассажиров легковым такси на принадлежащем его супруге <данные изъяты> В качестве индивидуального предпринимателя он не зарегистрирован, разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси не имеет. Заработок от данного вида деятельности является его единственным источником дохода. 31 января 2019 года в ожидании пассажиров он стоял возле магазина «Дикси», к нему подошли две женщины и попросили отвезти к дому № 22а мкр. Южный г. Венева. Он согласился. По дороге они с ним расплатились за проезд, передав ему 100 руб. Возле дома № 22 а мкр. Южный г. Венева был остановлен сотрудниками ГИБДД, у него проверили документы.
Как следует из письменных объяснений <данные изъяты> от 31 января 2019 года, она со своей знакомой возле магазина «Дикси» г. Венева села в автомобиль, на крыше которого стоял фонарь желтого цвета с шашечками черного цвета. Водитель согласился отвезти их в автосервис, расположенный возле здания ОМВД России по Веневскому району. За проезд они заплатили водителю 100 рублей. По дороге их остановили сотрудники ГИБДД и проверили у водителя документы.
Оценивая объяснения Елисеева А.В., <данные изъяты> в совокупности с исследованными в судебном заседании доказательствами, суд признает их допустимым доказательством по делу, поскольку изложенные в них обстоятельства соответствуют обстоятельствам, изложенным в протоколе об административном правонарушении, нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Определением мирового судьи от 29 апреля 2019 года дела № 5-189/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, и № 5-190/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, в отношении Елисеева А.В. объединены в одно производство с присвоением объединенному делу № 5-189/2019.
Оценив все исследованные по делу доказательства в их совокупности, мировой судья считает установленным и доказанным, что в указанные в протоколе об административном правонарушении время и месте водитель Елисеев А.В. осуществлял деятельность по перевозке пассажиров легковым такси без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и без специального разрешения, при этом такое разрешение обязательно.
Действия Елисеева А.В. мировой судья квалифицирует по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, и по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно.
При назначении наказания мировой судья учитывает характер правонарушений, посягающих на установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности, личность лица, привлекаемого к административной ответственности: Елисеев А.В. за совершение однородных административных правонарушений не привлекался к административной ответственности, обстоятельство, смягчающее административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, мировой судья на основании ст. 4.2 КоАП РФ признает фактическое признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела мировым судьей не выявлено.
Согласно части 1 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
В силу части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
При этом в силу части 2 названной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие) более строгого наказания.
Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Нарушения, допущенные Елисеевым А.В. при осуществлении предпринимательской деятельности, имели место при совершении им одного действия - предоставления 31 января 2019 года в 12 часов 20 минут при описанных выше обстоятельствах услуг частного извоза пассажиров. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, возбужденных по факту выявленных нарушений, подведомственно одному и тому судье.
Следовательно, Елисеев А.В., совершив в результате одного действия административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статья 14.1 КоАП РФ, рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту административной юрисдикции, подлежит привлечению к административной ответственности с назначением наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания. В данном случае в соответствии с санкцией ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, его последствия, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, мировой судья приходит к выводу о необходимости назначить Елисееву А.В. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст14.1 КоАП РФ без конфискации орудий производства.
Оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, и прекращения производства по делу об административном правонарушении, установленных ст.ст.2.9, 24.5 КоАП РФ, а также издержек, предусмотренных ч.1 ст.24.7 КоАП РФ, и не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ч. 2 ст. 14.1, ст. 29.9-29.12 КоАП РФ, мировой судья
постановил:
признать Елисеева Андрея Владимировича виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей без конфискации орудий производства.
Штраф подлежит оплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу в банк по следующим реквизитам: наименование получателя платежа - УФК по Тульской области (ОМВД России по Веневскому району), КПП 712301001, ИНН 7123003614, ОКТМО 70612000, р/с 40101810700000010107 в Отделении Тула г. Тула БИК 047003001, КБК 18811690050056000140, УИН 18880371190100001461, назначение платежа: штраф ОМВД России по Веневскому району.
Документ об оплате штрафа должен быть представлен мировому судье в установленный 60-дненвый срок.
Разъяснить Елисееву А.В., что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Веневский районный суд через мирового судью судебного участка № 9 Веневского судебного района Тульской области в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.
Мировой судья подпись Е.В. Семёнова