Дело №3а-13/2018
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об оставлении административного искового заявления без рассмотрения
Верховный Суд Республики Мордовия в составе:
судьи Верховного Суда Республики Мордовия Михеева Олега Сергеевича,
при секретаре Пинясовой Кристине Юрьевне,
с участием в деле:
административного истца – Инсарского районного потребительского общества Республики Мордовия (далее – Инсарское райпо), его законного представителя Васильевой Анны Алексеевны,
административного ответчика – филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»), его представителя Обуховой Аллы Александровны,
административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия (далее - Управление Росреестра по Республике Мордовия),
заинтересованного лица – Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Госкомимущество Республики Мордовия),
заинтересованного лица – Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании 26 февраля 2018 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное исковое заявление Инсарского райпо об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости,
установил:
Инсарское райпо обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания.
В обоснование иска указало, что Инсарское райпо является собственником нежилого здания дома торговли общей площадью 1128,1 кв.м., 2 этажный, инв. <№>, лит В, В1, с кадастровым номером <№>, расположенного по адресу <адрес>.
Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 03 апреля 2015 г. в размере 17 151 339 руб. 09 коп.
Инсарское райпо считает кадастровую стоимость нежилого здания завышенной и подлежащей пересмотру, поскольку кадастровая стоимость нежилого здания значительно превышает его рыночную стоимость, что с учетом положений статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации влечет увеличение размера налога на имущество, уплачиваемого Инсарским райпо.
Согласно отчету об оценке <№> от 23 октября 2017 г. рыночная стоимость нежилого здания дома торговли с кадастровым номером <№> на 03 апреля 2015 г. составляет 7 707 000 рублей.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия от 04 октября 2017 г. заявление Инсарского райпо о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания отклонено.
По данным основаниям Инсарское райпо просило суд установить кадастровую стоимость нежилого здания дома торговли, равной его рыночной стоимости по состоянию на 03 апреля 2015 г. в размере 7 707 000 рублей.
Представитель административного истца Инсарского райпо Бирюкова Н.В., представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия, представители заинтересованных лиц Госкомимущества по Республике Мордовия, Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации не усматривается, и суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных лиц.
После того, как административное исковое заявление было принято к производству суда, из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» истребовано кадастровое дело, из которого установлено, что в Едином государственном реестре недвижимости содержаться сведения об объекте капитального строительства с кадастровым номером <№> расположенном по адресу: <адрес>, видом объекта недвижимости «здание», назначением «нежилое», общей площадью 1 128, 1 кв.м. Сведения о данном объекте недвижимости были внесены в ЕГРН 28 июня 2012 г. Кадастровая стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером <№> в размере 9 657 417 рублей была утверждена Постановлением Правительства Республики Мордовия от 24 декабря 2014 г. №476 и внесена в государственный кадастр недвижимости 19 января 2013 г. в соответствии с положением 1 к указанному документу. При проведении работ по нормализации базы данных Единого государственного реестра прав 03 апреля 2015 г. было выявлено несоответствие сведений в отношении площади объекта недвижимости с данными технического паспорта, выданного филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Республике Мордовия. В этой связи в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действующей до 01 января 2017 г.), решением органа регистрации прав об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях данного объекта капитального строительства от 03 апреля 2015 г. <№> площадь изменилась с 635, 2 кв.м. на 1 128, 1 кв.м., и кадастровая стоимость была пересчитана на 17 151 339, 09 рублей. Дата определения кадастровой стоимости установлена 01 июля 2012 г.
Таким образом, датой, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость нежилого здания дома торговли с кадастровым номером <№>, является 01 июля 2012 г.
Как было указано выше, административный истец представил отчет оценщика о рыночной стоимости нежилого здания дома торговли с кадастровым номером <№> по состоянию на 03 апреля 2015 г. Административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 03 апреля 2015 г. Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости отклонила заявление о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания по состоянию на 03 апреля 2015 г.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности) (пункт 12 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).
Следовательно, при рассмотрении по существу заявления Инсарского райпо подлежит определению кадастровая стоимость нежилого здания дома торговли с кадастровым номером <№> по состоянию на 01 июля 2012 г.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности предусмотрены положения о том, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В состав комиссии входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органов или подведомственного ему государственного бюджетного учреждения, наделенного соответствующими полномочиями в соответствии с решением такого органа и подлежащие обязательной ротации не менее чем на семьдесят пять процентов один раз в три года представители предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков (абзац пятый статьи 24.18 Закона).
Для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, обращаются в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости с приложением: выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащей сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости; нотариально заверенной копии правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости; документов, подтверждающих недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений; отчета, составленного на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (абзац девятый, восемнадцатый - двадцать пятый этой же статьи).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов к рассмотрению не принимается (абзац двадцать четвертый названной статьи).
В соответствии с абзацем тридцать шестым и тридцать седьмым статьи 28.14 Закона об оценочной деятельности решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами только в случае отклонения комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо в случае, если такое заявление не рассмотрено Комиссией в течение месяца с даты его поступления.
Таким образом, названным Федеральным законом для данной категории споров установлен досудебный порядок урегулирования.
Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 КАС Российской Федерации оставляет заявление без рассмотрения (пункт 11 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).
В ходе рассмотрения данного дела установлено, что председатель правления Инсарского райпо Васильева А.А. представила заявление об уточнении исковых требований, в котором просила установить кадастровую стоимость нежилого здания дома торговли равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 июля 2012 г., отчет оценщика о рыночной стоимости вышеназванного нежилого здания по состоянию на 01 июля 2012 г., однако документы о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора суду предъявлены не были, так как Инсарское райпо не обращалось в комиссию по рассмотрению споров с заявлением об определении кадастровой стоимости по состоянию на 01 июля 2012 г., а отклонение заявления о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания дома торговли по состоянию на 03 апреля 2015 г., не может считаться соблюдением досудебного порядка урегулирования спора в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного суд предоставил административному истцу срок до 26 февраля 2018 г. для представления документов о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, а именно: заявления в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания дома торговли с кадастровым номером <№> по состоянию на 01 июля 2012 г., решение комиссии по данному заявлению.
К указанному сроку административный истец документов о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, а именно: заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Мордовия о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости нежилого здания дома торговли с кадастровым номером <№> по состоянию на 01 июля 2012 г., решение комиссии по данному заявлению, не представил.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок, либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.
Так как административный истец не устранил нарушения в установленный ему судом срок, административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
В силу статьи 105 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Государственная пошлина, уплаченная административным истцом, подлежит возврату в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 4 статьи 138, статьей 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Мордовия
определил:
административное исковое заявление Инсарского районного потребительского общества Республики Мордовия к филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия об установлении кадастровой стоимости нежилого здания дома торговли с кадастровым номером <№>, общей площадью 1128,1 кв.м., 2 этажный, инв. <№>, лит В, В1, расположенное по адресу <адрес>, по состоянию на 01 июля 2012 г., оставить без рассмотрения.
После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, административный истец вновь может обратиться в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Возвратить Инсарскому районному потребительскому обществу Республики Мордовия уплаченную государственную пошлину в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей согласно платежному поручению <№> от 28 декабря 2017 г.
На определение может быть подана через Верховный Суд Республики Мордовия частная жалоба в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Мордовия в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия О.С. Михеев