ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 ноября 2015 года пос. Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составепредседательствующего судьи Волкова В.В.,
при секретаре Дудиной Н.А.,
с участием представителя истца Лисаевой А.М. по доверенности Суворова В.Ю.,
представителя ответчиков Кривошеенковой Н.Л., Кривошеенкова В.Н. в порядке ст.50 ГПК РФ адвоката Горохова С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1953/2015 по иску Лисаевой <данные изъяты> к Кривошеенковой <данные изъяты>, Кривошеенкову <данные изъяты>, администрации <адрес> о признании кадастровой ошибки и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,
установил:
обратившись с указанным исковым заявлением к Кривошеенковой Н.Л., Кривошеенкову В.Н., администрации <адрес>, истица Лисаева А.М. сослалась на то обстоятельство, что ей принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> категория земель: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, а также жилой дом, находящийся на этом земельном участке.
В <данные изъяты> проведены кадастровые работы, в ходе которых выявлено, что границы земельного участка с КН №, который согласно кадастровому паспорту является единым землепользованием с входящими в него участками с КН № и КН №, принадлежащими Кривошеенковой Н.Л., Кривошеенкову В.Н., частично накладывается на земельный участок с КН №, что требует исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка КН № в соответствии с действующим законодательством. Данное обстоятельство препятствует истцу поставить на кадастровый учет свой земельный участок в существующих границах, определенных на месте забором, а также расположением его жилого дома.
Решением отдела кадастрового учета филиала ФГБУ <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости приостановлено на основании п.6 ч.2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и рекомендовано устранить пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельных участков с КН № и КН №, которое произошло при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах по представленным значениям координат характерных точек.
Истец считает, что оформление ответчиками границ земельных участков с КН № и КН № на земельном участке истца было произведено незаконно без согласования границ с лицами, обладающими смежным земельным участком на праве собственности.
На основании изложенного истица просила признать кадастровую ошибку в сведениях о местоположении границ земельных участков с КН № и КН №, возложить обязанность на Кривошеенкову Н.Л., Кривошеенкова В.Н. исправить кадастровую ошибку, возложить обязанность на Филиал <данные изъяты> внести изменения в описание местоположения границ указанных земельных участков в сведениях ГКН.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ принято заявление об уточнении исковых требований, в которых представитель истца в рамках своих полномочий отказался от требований, адресованных Филиалу <адрес>, в том числе о возложении обязанности внести изменения в описание местоположения границ земельных участков в сведениях ГКН, просил признать кадастровую ошибку в сведениях о местоположении границ земельных участков с КН № и КН №, исключить из ГКН сведения о местоположении их границ.
Истица Лисаева А.М. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Лисаевой А.М. по доверенности Суворов В.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что межевание земельного участка ответчиков проведено таким образом, что жилой дом истца согласно сведениям из ГКН расположен в границах участка Кривошеенковой Н.Л. и Кривошеенкова В.Н., в то время как границы участков на местности визуально определяются ограждениями.
Ответчики Кривошеенкова Н.Л. и Кривошеенков В.Н. в судебное заседание не явились, судом приняты исчерпывающие меры по оповещению ответчиков о времени и месте судебного заседания. Уведомления, направленные по месту жительства ответчиков, вернулись в суд с отметкой об их отсутствии по указанному адресу, сведения о нахождении ответчиков отсутствуют, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.119 ГПК РФ в их отсутствие.
Назначенный ответчикам судом в порядке ст.50 ГПК РФ в качестве представителя адвокат Горохов С.Б. исковые требования не признал.
Представитель администрации <адрес> по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, не возражая против заявленных исковых требований
Представитель третьего лица Филиала <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения представителя истца и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 15 Земельного кодекса РФ закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
В соответствии со ст.60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
В силу ст.25 Земельного Кодекса РФ, права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Из п.1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Согласно ст.38 Федерального закона N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу ст.39 Федерального закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Пункт 7 ст.36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка.
Согласно ст.304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Судом установлено, что Лисаевой А.М. на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 71:14:030902:241, площадью 300 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, д.Судаково, <адрес>А, и находящийся на нем жилой дом, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, кадастровым паспортом земельного участка (л.д.13,14,15,34).
Решением отдела кадастрового учета филиала <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ осуществление государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости приостановлено на основании п.6 ч.2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и рекомендовано устранить пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельных участков с КН № и КН №, которое произошло при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о границах по представленным значениям координат характерных точек (л.д.21).
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения истца в суд.
Проверяя обоснованность требований истца, суд установил, что согласно кадастровому паспорту земельный участок с КН №, расположенный по адресу: <данные изъяты> в состав которого входят земельные участки с КН № и КН №, принадлежит на праве общей долевой собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права Кривошеенковой Н.Л. и Кривошеенкову В.Н. (л.д.31-33). Сведения о границах земельного участка с КН № внесены в государственный кадастр недвижимости.
Из заключения кадастрового инженера ФИО2, подготовившего ДД.ММ.ГГГГ межевой план земельного участка истца, следует, что границы уточняемого участка на местности существуют более пятнадцати лет и закреплены забором. В процессе кадастровых работ выявлено, что границы земельного участка с КН № который согласно кадастровому паспорту является единым землепользованием с входящими в него участками с КН № и КН №, принадлежащими Кривошеенковой Н.Л., Кривошеенкову В.Н., частично накладываются на земельный участок с КН №, что требует исправления кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка КН № в соответствии с действующим законодательством. Споры о фактических границах с владельцами смежных земельных участков отсутствуют (л.д.27).
Выводы кадастрового инженера, изложенные в заключении, подтверждаются схемой определения фактических границ земельного участка с КН №, схемой расположения земельных участков (л.д.29).
Оценивая в совокупности схему определения фактических границ земельного участка с КН № и инвентарный план землепользования <адрес>, суд приходит к выводу об обоснованности заключения кадастрового инженера ФИО2, поскольку земельный участок истца с западной стороны граничит с землями общего пользования, а именно с проезжей частью <адрес>, с противоположной стороны участка находится овраг, что противоречит сведения, имеющимся в ГКН о расположении в этом месте земельных участков с КН № и №. Кроме того, из схемы определения фактических границ земельного участка с КН № следует, что границы земельного участка с КН № по сведениям из ГКН нанесены таким образом, что жилой дом истца находится на территории земельного участка ответчиков Кривошеенковой Н.Л. и Кривошеенкова В.Н. (л.д.18).
Наличие кадастровой ошибки в местоположении границ земельных участков с КН № и КН №, входящих в состав земельного участка с КН №, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, ответчиками не оспаривается.
При таких обстоятельствах, оценив представленные истцом доказательства в совокупности как достоверные, допустимые и относимые, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░ № ░ ░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░