РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 ноября 2016 года
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС> Е.С. Коноплева,
при секретаре Егошиной Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО1> к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в <АДРЕС> административном округе г. <АДРЕС> о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском об оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно за 2016 год. Свои требования мотивирует тем, что является неработающим пенсионером, правом бесплатного проезда не пользовался. К месту отдыха и обратно следовал на автомобиле и просит взыскать с пенсионного фонда стоимость проезда, дело рассмотреть в свое отсутствие.
Ответчик в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве, представленном суду, пояснил, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, осуществляется один раз в два года в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Автомобильные чеки не являются доказательством расходов, понесенных истцом, т.к. принадлежность их какому либо лицу не указана. Просит в удовлетворении заявленных истцом требований отказать. Принять во внимание, что Управление несёт значительные расходы в связи с массовыми исками пенсионеров и снизить размер государственной пошлины на основании ст. 333.20 Налогового кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, судья считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Преамбулой Закона Российской Федерации <НОМЕР> от <ДАТА2> «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» установлено, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации… В настоящем Федеральном законе решаются также задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, обеспечения экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой. Нормы настоящего Федерального закона должны реализовываться в соответствии с положениями, закрепленными в данной преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина.
В силу статьи 34 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в редакции ФЗ РФ <НОМЕР> от <ДАТА2>) пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности положена компенсация расходов на оплату стоимости проезда, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. Осуществляется данная компенсация в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.
<ДАТА3> Постановлением Правительства РФ <НОМЕР> утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно» (далее по тексту - Правила). Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с <ДАТА4>
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.
В соответствии с пунктом 3 Правил компенсация может производиться в виде: предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно; возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил.
Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающим стоимость проезда: железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями. Выплата указанной компенсации производится в порядке, в котором пенсионеру осуществляется выплата пенсии (п. 10 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил выплаты пенсий, утвержденных Постановлением Пенсионного фонда РФ <НОМЕР> и Министерства труда и социального развития РФ <НОМЕР> от <ДАТА5>, выплата пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения пенсионного дела на основании заявления пенсионера.
Пункт 9 Правил компенсации определяет порядок компенсация фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Компенсация предоставляется пенсионеру в случае предоставления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ проездных документов и отрывных талонов к путевке, курсовке или иного документа, подтверждающего период пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе либо в ином месте, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха.
Вместе с тем, ни в тексте Постановления Правительства РФ <НОМЕР>, ни в тексте Правил, утвержденных этим Постановлением, нет прямого указания о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам только к месту организованного отдыха, под каким подразумеваются санатории, профилактории, дома отдыха, туристические базы и тому подобное.
В соответствии со ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае такие условия отсутствуют, поэтому ограничение прав пенсионера на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации в случае осуществления им неорганизованного отдыха будет противоречить Конституции Российской Федерации, целям и задачам поставленным Законом Российской Федерации <НОМЕР> от <ДАТА2> и применяться не может.
Применение же порядка компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно согласно Правилам, а именно, только в случае предоставления документов подтверждающих организованный отдых, ухудшает положение пенсионеров выезжающих к месту отдыха помимо санаториев, домов отдыха и т.п., и ставит их в неравное положение с пенсионерами, выезжающими на организованный отдых.
В целях защиты законных прав граждан, проживающих в экстремальных природно-климатических условиях Севера, компенсации им дополнительных материальных и физиологических затрат, законодателем был принят Закон РФ <НОМЕР> «О государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», тем самым государство гарантировало всем пенсионерам, проживающим на Крайнем Севере, равное предоставление льгот и компенсаций.
Таким образом, мировой судья, в целях защиты прав и законных интересов граждан, недопущения ухудшения положения пенсионеров, полагает необходимым компенсацию расходов на оплату проезда пенсионерам, выезжающим к любому месту отдыха, в том числе и неорганизованного.
Из копии трудовой книжки и пенсионного удостоверения истца следует, что истец является пенсионером по возрасту и получает пенсию по месту жительства в <АДРЕС> округе г. <АДРЕС>. Не работает, имеет право на бесплатный проезд к месту проведения отдыха и обратно, и этим правом не пользовался.
Согласно представленных истцом справки и кассовых чеков по оплате топлива для автомобиля истец осуществил проезд к месту отдыха до <АДРЕС> области и обратно.
При определении суммы, подлежащей взысканию в пользу истца, следовавшего к месту отдыха и обратно на личном автотранспорте, судья по аналогии применяет Инструкцию «О порядке предоставления социальных гарантий компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами», утвержденной Приказом Минтруда РСФСР от <ДАТА6> <НОМЕР>, так как Постановлением Правительства РФ <НОМЕР> не определен порядок оплаты проезда пенсионеров на личном автомобиле.
В соответствии с п. 39 указанной Инструкции, при непредставлении проездных билетов, но при наличии документов, подтверждающих проведение отпуска в другой местности, оплата проезда к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем. Также возмещаются расходы по проезду в отпуск и обратно на автомобиле.
Согласно справки вокзала <АДРЕС>, стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда, справки в период выезда и возвращения истца от <АДРЕС> до <АДРЕС> и обратно составляет ***, которая подлежит взысканию с ответчика.
В материалах дела имеются талоны на приобретение бензина, а также копия свидетельства о регистрации ТС, справка, подтверждают факт выезда истца на отдых и возвращение обратно.
В силу ст.103 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета государственная пошлина.
Решая вопрос о взыскании госпошлины, судья, на основании пункта 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, считает возможным снизить размер госпошлины в доход бюджета до ***.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 103, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в <АДРЕС> административном округе города <АДРЕС> в пользу <ФИО1> компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно за 2016 год в размере ***.
Взыскать с Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в <АДРЕС> административном округе города <АДРЕС> государственную пошлину в доход бюджета в размере ***.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме в <АДРЕС> районный суд г. <АДРЕС> через судебный участок <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района г. <АДРЕС>.
Решение может быть обжаловано в суд надзорной инстанции в течении шести месяцев со дня вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены, были исчерпаны иные, установленные ГПК РФ способы обжалования до дня его вступления в законную силу.
Мировой судья