УИД 38MS0041-01-2021-004548-73

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Братск                                                                22 ноября 2021 года

Мировой судья судебного участка № 39 Центрального района г. Братска Иркутской области Луковникова О.Г. (Иркутская область, г. Братск, ул. Комсомольская, д. 38Б), рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-302/2021 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ, в отношении Артемьева Юрия Николаевича, <ДАТА> года рождения, в г. <АДРЕС>, зарегистрированного по адресу: <АДРЕС>, проживающего по адресу: <АДРЕС>, пенсионера, инвалидом 1, 2 группы не являющего (паспорт <ОБЕЗЛИЧЕНО>),

УСТАНОВИЛ:

31 августа 2021 года в отношении Артемьева Ю.Н. составлен протокол об административном правонарушении № АП-38/06/1086, согласно которому, Управлением Роскомнадзора по Иркутской области в адрес Артемьева Ю.Н., являющегося администратором доменного имени судьи-россии.рф, направлено требование от 28 июня 2021 года № 58420-02-11/77 об удалении персональных данный <ФИО1> с Интернет-страницы https://судьи-россии.рф/sudii/view/id/409454/from/2, однако Артемьев Ю.Н. в установленный ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 27 июля 2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее - Закон № 152 «О персональных данных») срок требования Управления, являющегося в соответствии со ст. 23 Закона уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, не выполнил. Таким образом, Артемьевым Ю.Н. совершено правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание 19 ноября 2021 года Артемьев Ю.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании 28 октября 2021 года Артемьев Ю.Н. вину не признал, пояснил, что согласно Конституции РФ каждому гарантирована свобода мысли и слова. Сведения о гр. <ФИО1> он взял из открытых источников, на сайтах журналов, где размещены данные о судьях РФ, которые являются общедоступными. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Нарушений в части размещения персональных данных гр. <ФИО1> в его действиях не имеется, поскольку он работает  в соответствии с законами РФ.

Выслушав Артемьева Ю.Н., исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.

Частью 5 статьи 13.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона № 152 «О персональных данных» оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. При этом операторами указанные органы и лица являются независимо от включения в реестр операторов, осуществляющих обработку персональных данных, который ведет Роскомнадзор. Судом установлено, Артемьев Ю.Н., являющийся администратором доменного имени судьи-россии.рф, как физическое лицо, обрабатывающее персональные данные физических лиц, является оператором, осуществляющим обработку персональных данных. В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 23 Закона № 152«О персональных данных» уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право, в том числе требовать от оператора уточнения, блокирования или уничтожения недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных.

Во исполнение указанной нормы, Управлением в адрес Артемьева Ю.Н. 28 июня 2021 года было направлено требование об удалении персональных данных по обращению гр. <ФИО1>, которое было получено Артемьевым Ю.Н. в день его отправления - 28 июня 2021 года.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона № 152 «О персональных данных», в случае выявления неправомерной обработки персональных данных, осуществляемой оператором или лицом, действующим по поручению оператора, оператор в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты этого выявления, обязан прекратить неправомерную обработку персональных данных или обеспечить прекращение неправомерной обработки персональных данных лицом, действующим по поручению оператора. В случае, если обеспечить правомерность обработки персональных данных невозможно, оператор в срок, не превышающий десяти рабочих дней с даты выявления неправомерной обработки персональных данных, обязан уничтожить такие персональные данные или обеспечить их уничтожение. Об устранении допущенных нарушений или об уничтожении персональных данных оператор обязан уведомить субъекта персональных данных или его представителя, а в случае, если обращение субъекта персональных данных или его представителя либо запрос уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных были направлены уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, также указанный орган.

Согласно ч. 4 ст. 20 Закона оператор обязан сообщить в уполномоченный орган по защите право субъектов персональных данных по запросу этого органа необходимую информацию в течение тридцати дней с даты получения такого запроса.

В установленный срок, Артемьевым Ю.Н. был предоставлен ответ о том, что нарушений в части размещения персональных данных гр. <ФИО1> не имеется, в связи с тем, что ее персональные данные были взяты из открытых источников, о чем Артемьев Ю.Н. сообщил и в судебном заседании. Персональные данные гр. <ФИО1> с Интернет-страницы https://судьи-россии.рф/sudii/view/id/409454/from/2 удалены не были.

Конституция Российской Федерации предусматривает разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации право на информацию может быть ограничено исключительно федеральным законом.

В силу статьи 9 Федерального закона Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2); запрещается требовать от гражданина (физического лица) предоставления информации о его частной жизни, в том числе информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами (часть 8); порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных (часть 9). Конституция Российской Федерации допускает возможность установления в отношении той или иной информации специального правового режима, в том числе режима ограничения свободного доступа к ней со стороны граждан. Исключение информации, относящейся к персональным данным, из режима свободного доступа направлено на защиту гарантированного статьями 23 (часть 1) и 24 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на неприкосновенность частной жизни. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» в статье 5 ограничивает доступ к информации о деятельности судов, если указанная информация отнесена в установленном федеральным законом порядке к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну; в статье 9 устанавливает, что доступ к информации о деятельности судов обеспечивается в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, доступ к информации о деятельности судов, имеющейся в органах судейского сообщества, обеспечивается Судебным департаментом и органами Судебного департамента; в статье 10 определяет, что суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента для размещения информации о деятельности судов используют сеть "Интернет", в которой создают свои официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос. В случае, если суд не имеет официального сайта и возможности размещать информацию о своей деятельности в сети «Интернет», указанная информация может размещаться на официальном сайте органа Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится этот суд; в статье 14 определяет перечень разрешенных к опубликованию данных о судьях путем размещения в сети "Интернет" общей информации о суде, в том числе фамилии, имена и отчества председателя суда, заместителей председателя суда, судей, руководителя аппарата суда, а при согласии указанных лиц - иные сведения о них; основания наделения полномочиями председателя суда, заместителей председателя суда, судей (подпункт "е" пункта 1 части 1). Таким образом, размещать в сети «Интернет» данные о судьях на своих официальных сайтах имеют право суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества. Согласно пункту 3 части 4 статьи 2 Федерального закона 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Обобеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» его действие не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Указанные отношения регулируются Законом № 152 «О персональных данных», целью которого, согласно его статье 2, является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В статье 3 Закона № 152 «О персональных данных» раскрывается понятие персональных данных, к которым отнесена любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона № 152 «О персональных данных»).

По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 152 «О персональных данных»).

Обязанность доказать наличие такого согласия или обстоятельств, в силу которых такое согласие не требуется, возлагается на оператора (ч. 3 ст. 9 Закона № 152 «О персональных данных»).

Пунктом 7 ч. 4 ст. 9 Закона № 152 «О персональных данных» установлено, что согласие должно содержать перечень действий с персональными данными, общее описание используемых оператором способов обработки персональных данных.

В соответствии со ст. 17 Закона № 152 «О персональных данных» субъект персональных данных имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Из системного толкования приведенных норм следует, что сбор, обработка, передача, распространение персональных данных возможны только с согласия субъекта персональных данных, при этом согласие должно быть конкретным.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что публичными фигурами являются те лица, которые занимают государственную или муниципальную должность, играют существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и использование изображениягражданина без его согласия, когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения лица является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли (пункт 44). Из этого следует, что названные условия обнародования и использования изображения гражданина являются кумулятивными, т.е. должны соблюдаться в совокупности, - иными словами, самого по себе отнесения лица к числу публичных фигур недостаточно для применения указанного законоположения.

Таким образом, мировой судья считает, что доводы Артемьева Ю.Н. о том, что информацию о гр. <ФИО1> он взял из открытых источников, в связи с чем его действия являются законными, основаны на неверном толковании законодательства о персональных данных, и правовых оснований для распространения персональных данных гр. <ФИО1> на Интернет-ресурсе судьи-россии.рф. у Артемьева Ю.Н. не имелось, в связи с чем Управление Роскомнадзора по Иркутской области обоснованно направило ему требование об удалении персональных данных гр. <ФИО1>, которое Артемьевым Ю.Н. исполнено не было.

Обстоятельства совершения Артемьевым Ю.Н. административного правонарушения подтверждаются имеющимися в деле об административном правонарушении доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении № АП-38/06/1086 от 31 августа 2021 года, позволяющим установить событие административного правонарушения; - требованием от № 58420-20-11/77от 25 июня 2021 года об уничтожении персональных данных гр. Ханси Д.В.;

- данными о получении 28 июня 2021 года Артемьевым Ю.Н. требования № 58420-20-11/77 от 25 июня 2021 года, направленным электронной почтой на адрес Интернет-ресурса судьи-россии.рф 28 июня 2021 года.

Вышеуказанные доказательства непротиворечивы, последовательны и согласуются между собой. Достоверность и допустимость доказательств сомнений не вызывает, документы содержат необходимые сведения, устанавливающие личность лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, наличие события административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, закрепленные в письменной форме в соответствии с законом.

Оценив всесторонне, полно и объективно исследованные доказательства в их совокупности, мировой судья считает вину Артемьева Ю.Н. в совершении административного правонарушения доказанной, а его действия квалифицирует по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ - невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.

Санкция ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

При назначении административного наказания мировой судья учитывает характер совершенного правонарушения, а также данные о  личности виновного, который ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение не привлекался.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, мировой судья:

П О С Т А Н О В И Л:

         ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 13.11 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░░:

░░░ 83711601173019000140

░░░ ░░░░░░░░░░ 3808237415

░░░ 381101001 ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░: ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░. ░░░ 012520101 ░░░░: 40102810145370000026 ░░░░░ 25714000 ░░░ 0376068824112021396332330 ░░░░░░░░░░░░░ № 5-302/2021░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 31.5 ░░░░ ░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 39 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, 38 ░.

░ ░░░░ ░░. 31.5 ░░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░, ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 1 ░░. 20.25 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ 1000 ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░                                                               ░.░. ░░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░ 2021 ░░░░.        

░░░░░░░ ░░░░░:                                                              ░.░. ░░░░░░░░░░░