Дело № 5-148/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Воркута Республика Коми 23 марта 2017 года
Мировой судья Северного судебного участка г.Воркуты Республики Коми Засорина Н.В., (почтовый адрес: 169906, РК, г. Воркута, ул. Парковая, д.42), с участием лица, составившего протокол, - инспектора Отделения НДПР г. Инты и г. Воркуты<Мирончука И.Л.1>, представителей юридического лица ООО «Воркутинские ТЭЦ» по доверенности <Новоченко А.А.2>, <Погурца К.И.3>, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ООО «Воркутинские ТЭЦ», ИНН <НОМЕР>, ОГРН <НОМЕР>, расположенного по адресу: Республика <АДРЕС>, г. <АДРЕС> пгт. <АДРЕС>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Воркутинские ТЭЦ» привлекается к административной ответственности Отделением НДПР г. <АДРЕС> и г. <АДРЕС> за то, что не выполнило предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно за не выполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, при следующих обстоятельствах.
<ДАТА2> в 16 час. 00 мин. при проведении проверки по поручению прокурора г. <АДРЕС> в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по адресу: г. <АДРЕС>, пгт. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, юридическое лицо ООО «Воркутинские ТЭЦ» нарушило требования:
п. «з» ст. 14, ст. 20 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
п.2, п.3 Порядка сбора и обмена информацией в РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> № 334;
п.1 прил.2 Приказа МЧС России от <ДАТА5> <НОМЕР>, а именно:
1. Не спланирован сбор, обмен и предоставление информации в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, а именно: отсутствуют документы (инструкции), определяющие:
- порядок, сроки и формы предоставления оперативной информации о факте (угрозе) и основных параметрах чрезвычайной ситуации, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для её ликвидации.
2. Не направлено донесение по форме 1/ЧС по аварии, связанной с утечкой теплоносителя на трубопроводе <НОМЕР> направления «Запад», происшедшей <ДАТА6> председателю КЧС и ОПБ г. <АДРЕС>.
В судебном заседании <Мирончук И.Л.1>, являясь должностным лицом, составившим административный протокол, просил привлечь юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ, по основаниям, указанным в административном протоколе. Также им в судебное заседание было дополнительно представлено постановление руководителя администрации ГО «<АДРЕС> от <ДАТА7> <НОМЕР> «О введении на территории муниципального образования ГО «Воркута» режима функционирования «Повышенная готовность».
Представители юридического лица ООО «Воркутинские ТЭЦ» по доверенности <Новоченко А.А.2>, <Погурец К.И.3> вину юридического лица в совершении правонарушения не признали, представив письменный отзыв по делу. Суду пояснили, что общество не согласно с привлечением его к административной ответственности по ряду оснований, которые свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения в действиях (бездействии) общества. Отраженный в п.1 факт не образует состава (события) административного правонарушения, так как на законодательном уровне не установлена обязанность ООО разрабатывать порядок сбора и обмена информацией в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях. Кроме того, обществом ведется подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с нормами действующего законодательства, таким образом, административный протокол не содержит описания правонарушения, которое бы являлось нарушением ст. 20 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Также ООО своевременно осуществило информирование органа повседневного управления Единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций о порыве трубопровода. В соответствии с п.2 протокола, обществу вменено в вину не направление донесения по форме 1-ЧС по аварии, произошедшей <ДАТА6> председателю КЧС и ОПБ г. <АДРЕС>. Вместе с тем, во исполнение порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от <ДАТА4>г. <НОМЕР> и Соглашением о порядке взаимодействия и осуществления информационного обмена при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с МКУ «Управление делами ГО и ЧС» МОГО Воркута» от <ДАТА9> ООО в течении 21 минуты после инцидента уведомило оперативного дежурного Единой диспетчерской службы «МОГО Воркута», то есть исполнило обязанность по информированию администрации муниципалитета. Кроме того, вмененная протоколом обязанность по предоставлению донесения по форме 1/ЧС противоречит п.1 прил.2 Инструкции, утв. Приказом МЧС России <НОМЕР>, поскольку параметры работы трубопровода <НОМЕР> направления «Запад» в момент утечки теплоносителя не предполагали угрозы ЧС, так как отключение систем жизнеобеспечения, ограничение теплоснабжения потребителей в связи с порывом трубопровода не вводилось. На основании вышеизложенного, просят суд при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении учесть невиновность общества в совершении вменяемого административного правонарушения, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Выслушав инспектора Отделения НДПР г. <АДРЕС> и г. <АДРЕС> <Мирончука И.Л.1>, представителей юридического лица ООО «Воркутинские ТЭЦ» по доверенности <Новоченко А.А.2>, <Погурца К.И.3>, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Под чрезвычайной ситуацией следует понимать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Основные требования, обязательные к соблюдению при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлены положениями Федерального закона от <ДАТА10> N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Федеральные органы исполнительной власти организуют работу в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, в своей сфере деятельности и порученных им отраслях экономики в соответствии с указанным Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статья 20.6 КоАП РФ предусматривает ответственность за два самостоятельных правонарушения, а именно за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно за невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
В данном случае протокол составлен в отношении юридического лицаООО «Воркутинские ТЭЦ» о невыполнении обязанностей, предусмотренных законодательством, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Нормативно правовые акты прямо не перечисляют те организации, на которые распространяются указанные требования, а указывают лишь на их признаки, при этом в данных случаях необходимо проверять направлялись или нет в адрес таких организаций уведомления со стороны администрации муниципального образования либо управления МЧС о том, что каждая из этих организаций является звеном муниципальной подсистемы единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Действие Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно требований пункта 10 Постановления Правительства РФ N 794 от <ДАТА11>, которым установлено, что постоянно действующими органами управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система) являются на объектовом уровне - структурные подразделения организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.
В данном пункте говорится об организациях, которые были уполномочены на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Соответственно, требования перечисленных нормативных актов распространяются не на все организации, а только на те, на которые возложены эти обязанности.
Между тем, пунктом 2 данного Постановления определено, что единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Законом о защите населения.
На основании пункта 11 этого Положения органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
В данном случае лицом, составившим протокол не представлено доказательств того, что ООО является одним из звеньев единой системы. Ссылок на какой-либо нормативный правовой акт, определяющий такое положение ООО, не приведено.
Из пункта 4 Указа Президента Российской Федерации от <ДАТА12> N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации" (далее - Указ N 1632) следует, что создание единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований входит в полномочия органов местного самоуправления.
Как усматривается из материалов дела <ДАТА2> в 16 час. 00 мин. по поручению прокурора г. <АДРЕС> была проведена проверка в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по адресу: г. <АДРЕС>, пгт. <АДРЕС>, ул. <АДРЕС>, юридического лица ООО «Воркутинские ТЭЦ», которая выявила нарушение требований п. «з» ст. 14, ст. 20 Федерального закона от <ДАТА3> <НОМЕР> «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; п.2, п.3 Порядка сбора и обмена информацией в РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных постановлением Правительства РФ от <ДАТА4> <НОМЕР> Приказа МЧС России от <ДАТА5> <НОМЕР>, а именно обществом не был спланирован сбор, обмен и предоставление информации в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, а именно: отсутствуют документы (инструкции), определяющие порядок, сроки и формы предоставления оперативной информации о факте (угрозе) и основных параметрах чрезвычайной ситуации, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для её ликвидации. А также не было направлено донесение по форме 1/ЧС по аварии, связанной с утечкой теплоносителя на трубопроводе <НОМЕР> направления «Запад», происшедшей <ДАТА6> председателю КЧС и ОПБ г. <АДРЕС>.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в предмет доказывания по делам о привлечении к административной ответственности входят: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следовательно, применительно к рассматриваемому составу административного правонарушения ОНДПР г. <АДРЕС> и г. <АДРЕС> должен доказать факты нарушения ООО «Воркутинские ТЭЦ» требований действующих нормативных актов в области ГО и ЧС; а также наличие его вины в указанных нарушениях.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В то же время, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Однако, в судебном заседании установлено, что в соответствии с требованиями указанных ОНДПР г. <АДРЕС> и г. <АДРЕС> нормативных актов юридическим лицом ООО «Воркутинские ТЭЦ» были заключены Соглашение от <ДАТА9> о порядке взаимодействия и осуществления информационного обмена при решении задач в области прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС с ООО МКУ «Управление делами «ГОиЧС» МОГО «Воркута», регламент информационного взаимодействия МКУ «Управление делами ГОиЧС» МОГО «Воркута» и ООО от <ДАТА13>, План мероприятий по локализации последствий аварии на электростанции ТЭЦ-2 Общества,Соглашение взаимодействия сил и средств ПСЧ-31 ФГКУ «1 отряд ФПС по Республике <АДРЕС>, была утверждена инструкция оперативного дежурного по ООО «Воркутинские ТЭЦ» по порядку действий при получении сигнала оповещения (управления) ГО, согласно которой при порыве и действовал сотрудник ООО «Воркутинские ТЭЦ». Указанные документы юридическим лицом заключены, представлены суду на обозрение.
Кроме того, вмененная протоколом обязанность по предоставлению донесения по форме 1/ЧС противоречит п.1 прил.2 Инструкции, утв. Приказом МЧС России <НОМЕР>, поскольку параметры работы трубопровода <НОМЕР> направления «Запад» в момент утечки теплоносителя не предполагали угрозы ЧС, так как отключения систем жизнеобеспечения, ограничение теплоснабжения потребителей в связи с порывом трубопровода не вводилось. Поскольку <ДАТА6> ЧС не была введена на территории <АДРЕС>, МОГО «Воркута», а представленное суду постановление руководителя администрации ГО «Воркута» от <ДАТА7> <НОМЕР> «О введении на территории муниципального образования ГО «Воркута» режима функционирования «Повышенная готовность» доказывает обратное, то в действиях общества не усматривается нарушений норм, указанных в административном протоколе <НОМЕР> от <ДАТА14>
В соответствии с требованиями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит юридическое лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, мировой судья приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Воркутинские ТЭЦ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ, поскольку мировым судьей не установлено умышленноеневыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно за невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о недоказанности административным органом наличия в действиях ООО «Воркутинские ТЭЦ» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 20.6 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду отсутствия вины в его совершении. Следовательно, состав административного правонарушения в силу отсутствия вины общества, в его действиях (бездействии) отсутствует.
В силу положений п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (п.1 ст.29.9 КоАП РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5, 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6 ч.1КоАП РФ в отношении юридического лица ООО «Воркутинские ТЭЦ» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Воркутинский городской суд Республики Коми с подачей жалобы через мирового судью Северного судебного участка г. Воркуты Республики Коми.
Мировой судья Н.В. Засорина