Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 декабря 2020г. город Тула
Мировой судья судебного участка №58 Зареченского судебного района г.Тулы Сапронова С.А.,
при секретаре Ражевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2352/58/2020 по иску ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области» к Пименковой Елене Вячеславовне о взыскании излишне полученной суммы ежемесячной денежной компенсации,
у с т а н о в и л:
ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <АДРЕС> области» обратилось к мировому судье с иском к Пименковой Е.В. о взыскании излишне полученной суммы ежемесячной денежной компенсации, мотивируя свои требования тем, что Пименкова Е.В. на основании заявления от <ДАТА2> являлась получателем ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в соответствии с п.1 ст.19 Закона РФ от <ДАТА3> <НОМЕР> «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». При оформлении заявления Пименкова Е.В. была уведомлена об условии назначения и выплате компенсации по Закону о ЧАЭС в 5-дневный срок сообщить об обстоятельствах, векующих изменение размера компенсации, либо ее прекращении. В ходе проведения контрольных мероприятий было выявлено, что Пименкова Е.В. была снята с регистрационного учета по адресу: <АДРЕС> с <ДАТА4> Таким образом, в результате несообщения ответчиком информации о смене места жительства образовалась переплата ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом за период с <ДАТА5> по <ДАТА6> в размере 2661 руб. 51 коп. Пименкова Е.В. письмом от <ДАТА7> и <ДАТА8> была уведомлена о переплате ежемесячной денежной компенсации за проживание и необходимости ее возвращения. Однако до настоящего времени сумма в размере 2661 руб. 51 коп. не возмещена. В связи с чем, просило взыскать с Пименковой Е.В. в пользу Государственного учреждения <АДРЕС> области «Управление социальной защиты населения <АДРЕС> области» сумму переплаты ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом за период с <ДАТА9> по <ДАТА10> в сумме 2661 руб. 51 коп.
Представитель истца Государственного учреждения <АДРЕС> области «Управление социальной защиты населения <АДРЕС> области» по доверенности Миляева И.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство с просьбой дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Ответчик Пименкова Е.В. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой дело рассмотреть в ее отсутствие, просила отказать в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителя истца и ответчика, извещенных о слушании дела надлежащим образом и просивших о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы по делу, мировой судья приходит к следующему.
В силу положений п.1 ч.1 ст.19 Закона РФ от <ДАТА11> N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей при условии постоянного проживания до <ДАТА12> года;
Указанная компенсация неоднократно индексировалась на основании постановлений Правительства РФ.
Согласно п.8 ч.1 ст.13 данного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС <ДАТА13>, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).
Определяя условия проживания населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, названный Закон Российской Федерации в качестве основного показателя, обусловливающего необходимость проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда, использует уровень дозы облучения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и в зависимости от радиационной обстановки и с учетом других факторов подразделяет эти территории на следующие зоны: зона отчуждения, зона отселения, зона проживания с правом на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 1 статьи 6 и часть вторая статьи 7); при этом, в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом помимо осуществления комплекса контрмер, включающего медицинские мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, предусматривается создание хозяйственно-экологической структуры, обеспечивающей улучшение качества жизни населения выше среднего уровня и компенсирующей отрицательное воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с чернобыльской катастрофой и применением контрмер (статья 11), а для граждан, постоянно проживающих (работающих) на территории этой зоны, - система мер социальной поддержки (пункты 5, 7, 10 и 11 части первой статьи 18 и статья 19).
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации гражданам в зависимости от времени проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, производимых органами социальной защиты населения, установлены Постановлением Правительства РФ от <ДАТА14> N 907 "О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В силу п. п. 2, 6 указанных выше Правил, для получения компенсации получатель компенсации подает по месту постоянного проживания в орган в сфере социальной защиты населения соответствующее заявление, к которому прилагаются необходимые документы.
Выплата компенсации производится, начиная с месяца, следующего за месяцем подачи заявления, через организации федеральной почтовой связи либо через кредитные организации.
Согласно Перечню населенных пунктов, утвержденному постановлением Правительства РФ от <ДАТА15> N 1582, <АДРЕС>относится к IV зоне радиоактивного загрязнения - зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Город Тула в данный перечень не входит.
Таким образом, действующее законодательство условием предоставления мер социальной защиты гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, является именно их постоянное проживание (работа) на территориях, отнесенных к зонам, подвергшимся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе, учитывая, что именно длительность проживания в указанных зонах с учетом положений ст. ст. 3, 4 Закона РФ от <ДАТА11> N 1244-1 влечет предоставление им определенных социальных гарантий и льгот.
На основании ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего) обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Мировым судьей установлено, что Пименкова Е.В. с мая 2005 года являлась получателем ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Основанием для получения данной компенсации являлся факт проживания Пименовой Е.В. по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС>, который относится к IV зоне радиоактивного загрязнения - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Как усматривается из заявления Пименковой Е.В. от <ДАТА2> при обращении за экологической выплатой в комитет соцзащиты населения <АДРЕС> ей была разъяснена обязанность сообщить о перемене места жительства в 5-дневный срок в отдел соцзащиты населения.
Согласно сведениям отдела Адресно-справочной работы УВМ УМВД России по <АДРЕС> области Пименкова Е.В. с <ДАТА16> состоит на регистрационном учете по адресу: <АДРЕС>, указанные сведения получены филиалом Отдела социальной защиты населения по <АДРЕС> району <ДАТА17>
Однако, Пименова Е.В. об изменении места своего жительства в филиал Отдела социальной защиты населения по <АДРЕС> району не сообщила, продолжила получать ежемесячную компенсацию как лицо проживающее в зоне радиоактивного загрязнения.
Поскольку г.Тула не относится к населенным пунктам, находящимся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с чем оснований для предоставления Пименковой Е.В. мер социальной поддержки как гражданину, постоянно проживающему (работающему) на территории зоны, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не имеется.
Распоряжением ГУ ТО УСЗН <АДРЕС> области от <ДАТА18> Ежемесячная компенсация проживающим в зонах радиоактивного загрязнения (зона 4) Пименковой Е.В. прекращена с <ДАТА9> в связи с выездом в другой регион.
В связи с чем, за период с <ДАТА9> по <ДАТА10> вследствие несообщения сведений Пименковой Е.В. об изменении места жительства была произведена переплата ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом в сумме 2661 рубль 51 копейка, что подтверждается справкой-расчетом.
Пименкова Е.В. была уведомлена Отделом социальной защиты населения по <АДРЕС> району ГУ ТО УСЗН <АДРЕС> области об образовавшейся переплате и необходимости ее возврата. Однако добровольно сумму переплаты ежемесячной денежной выплаты Пименкова Е.В. не погасила.
Разрешая заявление Пименковой Е.В. о пропуске истцом срока исковой давности на обращение в суд с настоящим иском, мировой судья приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в удовлетворения иска по следующим основаниям.
В соответствии со ст.195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Как установлено в ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ст.200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Согласно ст.199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Как следует из материалов дела, ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <АДРЕС> области» узнало об изменении Пименковой Е.В. места жительства и утрате права на получение ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим лишь <ДАТА19> (получение ответа о месте регистрации), после указанной даты у истца возникло право в течение трехлетнего срока исковой давности истребовать сумму переплаты.
Таким образом, срок исковой давности по требованиям о взыскании переплаты ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим в размере 2661 руб. 51 коп. за период с <ДАТА20> по <ДАТА6> не пропущен.
Оснований для признания образовавшейся переплаты счетной ошибкой мировой судья не находит, поскольку данная сумма возникла вследствие несообщения Пименковой Е.В. сведений об изменении места жительства.
Таким образом, мировой судья считает подлежащими удовлетворению исковые требования ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <АДРЕС> области» и считает необходимым взыскать с Пименковой Е.В. в пользу истца сумму ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом за период с <ДАТА9> по <ДАТА10> в сумме 2661 руб. 51 коп.
В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ с ответчика Пименковой Е.В. в доход бюджета муниципального образования город Тула подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей, исчисленная по правилам п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, мировой судья
р е ш и л:
исковые требования ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <АДРЕС> области» удовлетворить.
Взыскать с Пименковой Елены Вячеславовны в пользу ГУ ТО «Управление социальной защиты населения <АДРЕС> области» сумму переплаты ежемесячной денежной компенсации за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом за период с <ДАТА9> по <ДАТА10> в сумме 2661 рубль 51 копейка.
Взыскать с Пименковой Елены Вячеславовны государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г.Тула в сумме 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Зареченский районный суд г.Тулы путем подачи жалобы мировому судье судебного участка №58 Зареченского судебного района г.Тулы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 23 декабря 2020 года.
Мировой судья подпись С.А.Сапронова
<ОБЕЗЛИЧЕНО>