УИД:66 MS 0135-01-2019-000498-10 Дело <НОМЕР>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. <АДРЕС> « <ДАТА>
Мировой судья судебного участка <НОМЕР> <АДРЕС> судебного района <АДРЕС> области <ФИО1>, рассмотрел материалы гражданского дела по иску <ФИО2> к Обществу с ограниченной ответственностью «<ФИО3>, третьим лицам администрации МО «<ФИО3> сельское поселение», Обществу с ограниченной ответственностью «Обслуживающая районная компания» о признании незаконными начисления за отопление,
У С Т А Н О В И Л:
<ФИО2> обратилась в суд с иском к ООО «<ФИО3> претензии Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО3> о признании незаконными начисления по задолженности оплаты коммунальной услуги (тепловая энергия) в сумме 36342, 42 руб. за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, д. Баранникова ул. <АДРЕС> 5-4.
В обосновании своих исковых требований истец указывает, что в 2011г. ее квартира была отключена от центрального отопления, согласовав с директором ОРК Никулиной. Отапливались конвекторами. В 2017 - 2018г. стали поступать начисления, за отопление в подъезде, а затем стали начислять за отопление. В один момент у нас образовалась задолженность. Считает, данные начисления не законными. Просит удовлетворить иск.
Представитель истца <ФИО4> в судебном заседании пояснил, что на исковых требованиях настаивает в полном объеме,
Представитель ответчика <ФИО5> в судебном заседании пояснила, что ООО «<ФИО3> является ресурсоснабжающей организацией по передаче и распределению тепловой энергии в д. Фадюшина, д. Баранникова, <АДРЕС> района <АДРЕС> области согласно Концессионному соглашению, заключенному <ДАТА4> между Администрацией муниципального образования «<ФИО3> сельское поселение», в лице главы <ФИО6>, действующего на основании Устава муниципального образования «<ФИО3> сельское поселение», и Обществом с ограниченной ответственностью «<ФИО3>, в лице директора <ФИО7>, действующего на основании Устава. Деятельность, по поставке потребителям тепловой энергии, ресурсоснабжающей организацией ООО «<ФИО3> начата с <ДАТА5>
Начисления за предоставление коммунальной услуги «отопление» собственникам/нанимателям жилых помещений производятся на основании нормативов, утвержденных Постановлением Главы МО «<ФИО3> сельское поселение» от <ДАТА6> <НОМЕР> и нормативов утвержденных Постановлениями Региональной энергетической комиссии <АДРЕС> области от <ДАТА7> <НОМЕР>, от <ДАТА8> <НОМЕР>, от <ДАТА9> <НОМЕР>.
Так как Постановлением Региональной энергетической комиссии <АДРЕС> области от <ДАТА7> <НОМЕР> тарифы на тепловую энергию, без которых организация не имела права осуществлять деятельность, были утверждены <ДАТА10>, ООО «<ФИО3> необходимо было в срочном порядке заключать договора на поставку тепловой энергии объектам надлежащим образом подключенным к централизованной системе отопления, в том числе и в многоквартирные дома.
Для заключения договоров в кратчайшие сроки в сентябре 2017г. на подъездах многоквартирных домов, досках объявлений, ООО «<ФИО3> были размещены объявления о срочном заключении договоров на поставку тепловой энергии, так как необходимо было начинать отопительный сезон, но не все жители заключили договора на оказание коммунальной услуги «отопление». Так же ООО «<ФИО3> в газете «<АДРЕС> известия» от <ДАТА11> опубликован «Договор для жителей, проживающих в многоквартирных домах <ФИО3> сельского поселения на территории Баранниковой и Фадюшиной. Начало действия оферты с 12.09.2017г.»
Из выше изложенного следует, что ресурсоснабжающей организацией ООО «<ФИО3> приняты все необходимые меры для заключения договора на поставку тепловой энергии с каждым из жителей.
Согласно п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения (теплоснабжения) выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
То есть многоквартирный дом <НОМЕР> расположенный по адресу ул. <АДРЕС>, д. Баранникова надлежащим образом подключен к системе централизованного отопления, поэтому договор энергоснабжения (теплоснабжения) считается заключенным.
Коммунальная услуга «отопление» по централизованной системе отопления ресурсоснабжающей организацией согласно Акту разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (трубопроводов) и эксплуатационной ответственности сторон от <ДАТА12>, заключенному между ресурсоснабжающей организацией ООО «<ФИО3> и управляющей компанией ООО «Обслуживающая районная компания» предоставляется до границ балансовой принадлежности потребителя, то есть до внешней стены многоквартирного дома <НОМЕР>, ул. <АДРЕС>, д. Баранникова. За распределение тепла по внутридомовым сетям ответственность несет управляющая компания ООО «Обслуживающая районная компания», так как данный дом находится в ее управлении.
Надлежащее исполнение обязательств по предоставлению коммунальной услуги отопление подтверждается журналом «приема сдачи смены» кочегарами котельной, а так же температурными параметрами узлов учета потребителей Баранниковский ФАП и Баранинковская ДШИ.
Отключение от системы центрального отопления производилось Истцом самостоятельно, и как следует из искового заявления, без согласования переустройства жилого помещения с органом местного самоуправления, согласования были проведены только с управляющей компанией.
В соответствии со ст. 25, 26 ЖК РФ, установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения относятся к переустройству жилого помещения, которое должно проводиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения обязан представить в орган, осуществляющий согласование:
- заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
- подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
- согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение.
Завершением переустройства жилого помещения, согласно ст. 28 ЖК РФ, является акт приемочной комиссии, который в свою очередь должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации права, для внесения изменений в техническую документацию на многоквартирный дом.
Из выше изложенного следует, что переустройство квартиры должно осуществляться в соответствии с правилами Жилищного кодекса Российской Федерации. Без утвержденных и согласованных проектов на переустройство в квартире собственник не может проводить работы по переустройству инженерных систем.
В силу п. 6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» (Постановление Правительства РФ от <ДАТА13> N 491), в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, изменив внутридомовую и внутриквартирную систему, Истец изменил параметры и характеристики внутридомовых инженерных систем, тем самым осуществил влияние на обслуживание других помещений многоквартирного дома и подачу тепла в квартиры.
Жилищное законодательство не содержит формул, позволяющих отдельнорассчитать объем тепловой энергии, потребленной в помещении потребителя, и отдельно рассчитать объем тепловой энергии, потребленной в целях содержания общего имущества. Поэтому расчеты производятся согласно абз. 2 п. 40 Постановление Правительства РФ от <ДАТА14> N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
ООО «<ФИО3> с <ДАТА15> производились начисления за коммунальную услугу «отопление» собственникам/нанимателям квартир, расположенных в многоквартирных домах, не имеющих подключений к системам центрального теплоснабжения только на общедомовые нужды, данные начисления производились так же и <ФИО2> проживающей по адресу: <АДРЕС> район, д. Баранникова, ул. <АДРЕС>, д. 5, кв. 4.
В домах, надлежащим образом, подключенным к системе централизованного отопления д. Баранникова и д. Фадюшина, в том числе и в доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС>, д. Баранникова, нет установленных приборов учета, поэтому начисления на общедомовые нужды производились по установленным нормативам и тарифам, пропорционально доли общего имущества.
Собственники/наниматели жилых помещений, расположенных по адресу: д. Баранникова, ул. <АДРЕС> д. 3, д. 5, д. 7, д. 9, ул. <АДРЕС> д. 5, д. 7, д. Фадюшина ул. <АДРЕС>, д. 35, с данными начислениями не согласились и обратились коллективно в <АДРЕС> межрайонную прокуратуру с жалобой о незаконности начислений за коммунальную услугу «отопление» на общедомовые нужды, так как жилые помещения отключены от центрального отопления.
<АДРЕС> межрайонной прокуратурой Директору ООО <ФИО8> Е.Д. <ФИО7> было вынесено Представление от <ДАТА16> <НОМЕР> об устранении нарушений закона по вопросу незаконного начисления платы за коммунальную услугу «отопление» при отключении отдельных жилых помещений от централизованного теплоснабжения из которого следовало, что ООО «<ФИО3> следует прекратить начисления платы за отопление мест общего пользования, и произвести перерасчет платы с января 2018 года по текущее время согласно законодательству РФ.
Директором ООО «<ФИО3> Представление <АДРЕС> межрайонной прокуратуры от <ДАТА16> <НОМЕР> было рассмотрено <ДАТА17> в присутствии представителя <АДРЕС> межрайонной прокуратуры <ФИО10>
При рассмотрении Представления <АДРЕС> межрайонной прокуратуры от <ДАТА16> <НОМЕР>, установлено, что указанные в представлении требования прокуратуры признаны обоснованными. В целях устранения допущенных нарушений выполнены следующие мероприятия:
- произведен перерасчет платы за предоставление коммунальной услуги «отопление» согласно разъяснениям данным Заместителем <АДРЕС> межрайонного прокурора советником юстиции <ФИО11>. То есть плата за коммунальную услугу отопление пересчитана в соответствии с Жилищным кодексом РФ и абз. 2 п. 40 Постановления Правительства РФ от <ДАТА18> <НОМЕР> «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»
Расчеты платы произведены согласно п. 42(1) Постановления Правительства РФ от <ДАТА18> <НОМЕР> «Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах», согласно которому при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
ООО «<ФИО3> было направлено письмо в управляющую компанию ООО «ОРК» с просьбой, разъяснить при каких обстоятельствах и на основании, каких нормативно правовых документов были произведены отключения квартир, расположенных в многоквартирных домах, от системы центрального отопления. Ответ управляющей копании ООО «Обслуживающая районная компания» предоставлен без разъяснений по существу вопросов изложенных в письме.
Так же было направлено письмо в организацию МРСК Урала Свердловэнерго Восточные электрические сети <АДРЕС> РЭС с просьбой разъяснения процедуры согласования проектной документации при подключении в отдельной квартире многоквартирного дома электрических котлов, конвекторов и иного электрического оборудования. Организацей МРСК Урала Свердловэнерго Восточные электрические сети <АДРЕС> РЭС на сегодняшний день (<ДАТА19>) ответ в адрес ООО «<ФИО3> не представлен.
Электрическая мощность от ТП <НОМЕР>, согласно приложенному письму от <ДАТА20> <НОМЕР>, добавляется в целом на многоквартирный дом, а не на отдельно взятые жилые помещения в этом доме, соответственно и распределяется равномерно между всеми квартирами, что не позволяет собственникам установку электрических конвекторов мощностью 4 кВт в одной квартире, так как добавленная нагрузка равномерно распределяется по внутридомовым электрическим сетям.
Из выше изложенного следует, что отопление является одним из видов коммунальных услуг и предусматривает подачу по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, нормальной температуры воздуха.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению согласно абзацу второму пункта 40 Правил вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и за содержание общего имущества в многоквартирном доме. Данное правовое регулирование соответствует действующему законодательству
Предусмотренный порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению обусловлен общим принципом распределения объема тепловой энергии, израсходованного на обеспечение нормативной температуры воздуха в помещениях многоквартирного дома, и, как следствие, распределения размера платы за коммунальную услугу по отоплению пропорционально площади помещений в многоквартирном доме. Определено это тем, что многоквартирный дом отапливается целиком, как единый объект с учетом сохранения (обеспечения) теплового баланса всего жилого здания.
Услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального жилого помещения, так и для общего имущества многоквартирного дома. Отказ от индивидуального потребления услуги отопления не прекращает потребление услуги теплоснабжения на общедомовые нужды. Приведенную позицию подтверждает Верховный суд РФ, в Решении от <ДАТА21> N АКПИ18-146.
Согласно решение Конституционного Суда РФ от <ДАТА22> <НОМЕР>, действующее законодательство устанавливает единые требования к порядку переустройства системы внутриквартирного топления, вне зависимости то того, что послужило конкретным поводом для перехода на отопление жилого помещения с помощью индивидуального квартирного источника тепловой энергии, которое осуществляется в первую очередь на основании главы 4 ЖК РФ о переустройстве жилого помещения, предусматривающей, в числе прочего разработку необходимой проектной документации и согласование соответствующих изменений с органом местного самоуправления (ст. 26), а также ФЗ «О теплоснабжении» (ч.1ст.14).
Так же в решении Конституционного суда РФ от <ДАТА22> <НОМЕР>, установлено, что плата за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, при соблюдении все нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, которые действовали на момент его проведения, возлагается на пользователей и собственников таких жилых помещений лишь в части расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме. Переустройство истцом произведено не законно. Считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица администрации МО «<ФИО3> сельское поселение» <ФИО12> суду пояснил, что ни каких обращений жителей д. Баранникова в администрацию поселения в 2011-2014 годах о переходе на индивидуальное отопление не было.
Представитель третьего лица ООО «Обслуживающая районная компания» в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежит удовлетворению.
Так, ст.210 ГК РФ устанавливает, что собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ч.З ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несёт бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме
Разделом VII ЖК РФ определен порядок размер и другие особенности платы за жилые помещения, и коммунальные услуги.
В соответствии с ч.2 ст. 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. В соответствии с ч.2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, и плату за коммунальные услуги. В соответствии с ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Частью 7 данной статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Согласно договора управления жилыми помещениями от <ДАТА23> ООО «Обслуживающая районная компания» осуществляет содержание по содержанию и ремонту имущества многоквартирных домов, в т.ч. дома, где проживает ответчица.
Согласно ст. 44, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от <ДАТА24> <НОМЕР> (далее - Правила <НОМЕР>), ремонтные работы текущего и капитального характера на общем имуществе многоквартирного жилого дома проводится по решению общего собрания собственников помещений при участии управляющей организации, организации обслуживающей жилищный фонд, на котором решаются вопросы о сроках, объемах, стоимости ремонтных работ и их финансировании.
Вместе с тем, в соответствии с п. 28 Правил <НОМЕР> собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Кроме того, Правилами <НОМЕР>, определено, что в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества управляющая организация, оказывающая услуга и (или) выполняющая работы, обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном Правилами.
ООО «<ФИО3> является ресурсоснабжающей организацией по передаче и распределению тепловой энергии в д. Фадюшина, д. Баранникова, <АДРЕС> района <АДРЕС> области согласно Концессионному соглашению, заключенному <ДАТА4> между Администрацией муниципального образования «<ФИО3> сельское поселение», в лице главы <ФИО6>, действующего на основании Устава муниципального образования «<ФИО3> сельское поселение», и Обществом с ограниченной ответственностью «<ФИО3>, в лице директора <ФИО7>, действующего на основании Устава. Деятельность, по поставке потребителям тепловой энергии, ресурсоснабжающей организацией ООО «<ФИО3> начата с <ДАТА5>(л.д.32-45).
Начисления за предоставление коммунальной услуги «отопление» собственникам/нанимателям жилых помещений производятся на основании нормативов, утвержденных Постановлением Главы МО «<ФИО3> сельское поселение» от <ДАТА6> <НОМЕР> и нормативов утвержденных Постановлениями Региональной энергетической комиссии <АДРЕС> области от <ДАТА7> <НОМЕР>, от <ДАТА8> <НОМЕР>, от <ДАТА9> <НОМЕР>. (л.д. 46-57).
Согласно договора передачи квартиры в собственность (л.д.8), у истца в собственности имеется квартира по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, д. Баранникова ул. <АДРЕС> 5-4. В связи с плохим отоплением ее квартиры она обратилась обслуживающую компанию с заявлением возможности отключения квартиры от центрального отопления с переходом на индивидуальный источник электроотопления.
Согласно акта обследования кв. <НОМЕР> дома <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> д. Баранникова от <ДАТА25> (л.д.91) утвержденного директором ООО «ОРК» произведено отключение квартиры от центрального отопления дома без ущерба соседним квартирам и системы отопления дома. Согласно письма главы МО «<ФИО3> сельское поселение» от <ДАТА26> установлен факт индивидуального отопления в квартире истца (л.д.92), согласно письма начальника КРЭС <ФИО13> (л.д.90) от <ДАТА27> разрешено увеличение мощности электроснабжения в квартире истца.
На основании вышеизложенного мировой судья полагал бы, что ООО «<ФИО3> коммунальную услугу (отопление) истице <ФИО2> не оказывало, а возлагается на пользователей и собственников таких жилых помещений лишь в части расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общедомового имущества в многоквартирном доме.
Истцом заявлено требование о взыскании прочих услуг в размере 144,9 руб. мировой судья считает, что данное требование не подлежит удовлетворению, т.к. истцом предоставлен товарный чек <НОМЕР> от <ДАТА28> на вышеуказанную сумму за товары, услуги по номенклатуре. Какие услуги были оказаны и в связи с чем не указано. Суд считает, что данное требование не подлежит удовлетворению.
На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных требований. Требование о взыскании судебных расходов подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <ФИО2> к Обществу с ограниченной ответственностью «<ФИО3> - удовлетворить.
Снять с <ФИО2> финансовые претензии Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО3> по задолженности оплаты коммунальной услуги (тепловая энергия) в сумме 36342, 42руб. за период с <ДАТА2> по <ДАТА3> по адресу: <АДРЕС> область, <АДРЕС> район, д. Баранникова ул. <АДРЕС> д. 5 кв. 4.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «<ФИО3> в пользу <ФИО2> гос. пошлину в размере 1290,90 руб., в остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <АДРЕС> районный суд <АДРЕС> области в месяца путём подачи жалобы через мирового судью.
Мотивированное решение изготовлено <ДАТА29>
Мировой судья -