Дело № 2-3577/2019                                   

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 декабря 2019 года                                                                                                             г. Кандалакша

Суд в составе: председательствующего - мирового судьи судебного участка № 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области Леоновой Е.С.

при секретаре Шальневой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении судебного участка № 3 Кандалакшского судебного района Мурманской области гражданское дело

по исковому заявлению Антоновой Елены Филипповны,

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное)

о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно

установил:

Антонова Е.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша Мурманской области (межрайонное) о взыскании стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В обоснование своих требований указала, что является пенсионером по возрасту, проживает в г.Ковдоре Мурманской области, то есть в местности приравненной к району Крайнего Севера, и, следовательно, имеет право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. В 2019 году выезжала на отдых в Белоруссию. В соответствии с порядком Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, Антонова Е.Ф. обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша Мурманской области (межрайонное) с заявлением о возмещении фактических произведенных расходов и предоставила проездные документы: железнодорожным транспортом по маршруту «Кандалакша - Минск - Кандалакша» и автомобильным транспортом по маршруту «Ковдор-Кандалакша-Ковдор». Решением ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша Мурманской области (межрайонное) АнтоновойЕ.Ф. отказано в оплате компенсации проезда по причине того, что Антонова Е.Ф. отдыхала за пределами Российской Федерации. Просит взыскать с ответчика расходы, связанные с проездом к месту отдыха и обратно в размере 7317 руб. 50 коп.

В судебном заседании истец не присутствовал. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кандалакша Мурманской области (межрайонное) в судебном заседании не участвовал, представил отзыв, согласно которого с заявленными требованиями не согласны, указав, что Постановлением Правительства № 176 от 01 апреля 2005 года утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Согласно п.9 Правил, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Поскольку истец отдыхал за пределами территории РФ, а именно на территории Белоруссии, считает применение ст.34 Закона № 4520-1 от 19.02.2003 (в редакции ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 года) необоснованным. Кроме того, согласно п.10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимостьпроезда железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении. Билет должен содержать обязательные реквизиты в том числе: посадочные места, дата и время прибытия, дата и время продажи билетов, которые отсутствуют в представленных билетах, поэтому невозможно определить действительно ли истица осуществляла проезд по данному билету. ИП <ФИО1> не имеет договорных отношений с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области и не включен в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Мурманской области. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Изучив материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 34 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в редакции Федерального Закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 4 названного выше Закона финансовое обеспечение гарантий и компенсаций в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

В целях реализации статьи 34 указанного Закона постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 г. № 176 были утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее по тексту - Правила), в соответствии с п. 1 которых настоящие Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненныхк ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация).

Принятие решения о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно возложено на территориальный орган Пенсионного фонда РФ (п.п.7,9 Правил).

Согласно п.10 Правил, компенсация производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.

По Определению Конституционного суда РФ от 02.02.2006 г. № 38-0, нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям страховых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха. Таким образом, Определением КС РФ разъяснена возможность возмещения расходов на оплату стоимости проезда  к любому месту, избранному для отдыха, в том числе и самостоятельно организованного.

Таким образом, компенсация расходов на оплату проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно раз в два года к любому месту, избранному, в том числе и самостоятельно, гарантирована Законом. Предусмотренные Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Закон, исходя из целей предоставления государственных гарантий и компенсаций, закрепил право данной категории граждан на возмещение понесенных им расходов по проезду к месту отдыха и обратно. Истец, имея право на льготу, и проживая в природно-климатических условиях Севера, самостоятельно организовал свой отдых, реализуя свое конституционное право на охрану здоровья, закрепленное статьей 41 Конституции РФ. Компенсация стоимости проезда является своего рода материальной помощью лицам, проживающим в указанных районах, и ее выплата не может быть обусловлена выбранной гражданином формой и местом отдыха. При указанных обстоятельствах сам по себе факт отдыха за границей не может являться основанием для отказа в реализации предоставленного Законом права, а потому истцу должны быть возмещены фактически произведенные расходы по проезду к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец является пенсионером по возрасту, проживает в г. Ковдоре Мурманской области, то есть в районе Крайнего Севера, а, следовательно, имеет право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации. В 2019 выезжал на отдых в Белоруссию. Проезд к месту отдыха и обратно ему не оплачен. Решением ГУ Управление пенсионного фонда г. Кандалакша Мурманской области (межрайонное) истцу отказано, поскольку отдых истца проходил за пределами границы Российской Федерации, а именно на территории Белоруссии.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации в размере 7317,50 рублей. В обоснование понесенных расходов истцом представлены проездные документы  железнодорожным транспортом по маршруту «Кандалакша-Минск-Кандалакша», стоимость проезда в плацкартном вагоне пассажирского поезда без учета комиссионных и иных сборов, от ст. Кандалакша до приграничной ст. Невель составила - 2936 руб. 60 коп., от приграничной ст. Невель до ст.  Кандалакша - 2980 руб. 90 коп.

В силу ч.1 ст.3 ФЗ от 08.11.2007 №259-ФЗ Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждает Правительство РФ.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112.

В соответствии с п.п. 42, 43 указанных Правил проезд пассажиров по маршрутам регулярных перевозок осуществляется по билетам.

Билет должен содержать обязательные реквизиты. Формы и обязательные реквизиты билетов представлены в приложении N 1.

В соответствии с Приложением N 1 допускается использование ряда форм билетов, в том числе: форма N 1 - разовый билет для проезда в пригородном и междугородном сообщении с фиксированной датой и временем отправления.

Согласно информации, размещенной в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на Интернет-сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, ИП <ФИО2> осуществляет регулярные перевозки по маршруту № 229 «Ковдор - Кандалакша - Ковдор» (свидетельство об осуществлении перевозок по регулярным маршрутам сер 51 <НОМЕР>) по нерегулируемым тарифам.

Истцом представлены проездные документы  автомобильным транспортом с указанием даты и время отправления, места отправления и прибытия, билет серия РС <НОМЕР> на проезд в автобусе междугородного и пригородного назначения с указанием маршрута от станции Ковдор до станции Кандалакша, дата отправления <ДАТА11>, стоимость проезда 700 рублей и билет серия РС <НОМЕР> на проезд в автобусе междугородного и пригородного назначения с указанием маршрута от станции Кандалакша до станции Ковдор, дата отправления <ДАТА12>, стоимость проезда 700 рублей.

Представленные билеты соответствуют требованиям Постановления Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

С учетом понесенных истцом расходов по проезду в плацкартном вагоне пассажирского поезда по маршруту «Кандалакша - Невель - Кандалакша» в сумме 5917 руб. 50 коп., автобусом по маршруту «Ковдор-Кандалакша-Ковдор» в сумме 1400 руб. 00 коп., общая стоимость проезда составила 7317 руб. 50 коп. (5917,50+1400=7317,50).

Указанная сумма не оспаривается ответчиком и подлежит взысканию в пользу истца.

Согласно ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Согласно пп. 19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Под государственным органом понимается юридически оформленная действующая в установленном государством порядке часть системы органов государственной власти, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для реализации задач и функций, возложенных государством.

Территориальный орган Пенсионного Фонда РФ - ГУ УПФ РФ в г. Кандалакше Мурманской области (межрайонное) по организационно-правовой форме является государственным учреждением. Согласно Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы наделены публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию: выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного (государственного) пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату государственных пенсий, эти полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов, то есть имеют публично-властный характер.

Следовательно, являясь государственным органом, ГУ - УПФ РФ в г. Кандалакше Мурманскойобласти (межрайонное), участвуя в деле в качестве ответчика, освобождается от оплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 7317 ░░░. 50 ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░                                                                                            ░.░. ░░░░░░░

2-3577/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление) удовлетворен
Истцы
Антонова Елена Филипповна
Ответчики
ГУ УПФ г. Кандалакша
Суд
Судебный участок № 3 Кандалакшского судебного района
Судья
Леонова Екатерина Сергеевна
Дело на сайте суда
3knd.mrm.msudrf.ru
Ознакомление с материалами
16.11.2019Подготовка к судебному разбирательству
02.12.2019Судебное заседание
02.12.2019Решение по существу

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее