дело № 2-3459/2024
23RS0040-01-2024-002695-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(заочное)
05 июня 2024 года город Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Кожевникова В.В.,
при секретаре Крапивиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства здравоохранения Краснодарского края к Лазаревой Н. С. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Краснодарского края обратилось в суд к Лазаревой Н.С. с иском о взыскании денежных средств в размере 328 728,60 рублей.
В обоснование требований указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения» и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.05.2018 № 279 "Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) в 2018 - 2025 годах на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Краснодарского края или органу местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края" министерством здравоохранения Краснодарского края был осуществлен прием документов, включение в заявку медицинских работников, претендующих на получение единовременных компенсационных выплат Лазаренко Н.С. и проведена процедура заключения договора 19.07.2019 г. № 10 на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Согласно п. 1.1 предметом договора от 19.07.2019 г. № 10 являются взаимоотношения Сторон, связанные с предоставлением медицинскому работнику (фельдшеру) единовременной компенсационной выплаты в связи с его прибытием на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс.человек. Министерство выполнило свои обязательства в полном объеме, в том числе, предусмотренные п. 3.1.1 договора от 19.07.2019 г. № 10, путем перечисления на счет ответчика единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей. Ответчик осуществлял трудовую деятельность в ГБУЗ «Красноармейская центральная районная больница» МЗ КК до 18.12.2021 г., приказом учреждения от 07.12.2021 г. № 486-ЛС трудовой договор с Лазаренко Н.С. прекращен на основании п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Лазаренко Н.С. уведомила министерство о своем увольнении, письмом в котором содержался приказ об увольнении. Претензия истца о перечислении в доход краевого бюджета части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду направлена истцу 03.02.2022 г. Сумма долга составляет 233 560,49 рублей. Срок по возмещению денежных средств Лазаренко Н.С. истек 03.03.2022 г. Период просрочки по состоянию на 04.04.2024 г. составил 764 дня, размер пени за указанный период составляет 95 168,11 рублей. Таким образом, общая сумма задолженности составляет 328 728,60 рублей. Однако ответчик проигнорировал требование истца и до настоящего времени не возместил указанные затраты, что послужило основанием для обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца - ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела был надлежаще извещен по последнему известному месту жительства, о причинах своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не поступало, возражений на иск не представлено.
Руководствуясь ч. 1 ст. 233 ГПК РФ, с согласия представителя истца, суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав представленные доказательства, оценив обстоятельства дела в совокупности, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (п.1 ст.421 ГК РФ).
В силу ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в том числе, касающиеся прав и обязанностей медицинских работников, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.05.2018 № 279 "Об утверждении Положения о порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) в возрасте до 50 лет, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных обязательств по договору о целевом обучении, прибывшим (переехавшим) в 2018 - 2025 годах на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти Краснодарского края или органу местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края" утвержден порядок заключения договора и расчете компенсационных выплат.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 19.03.2019г. Лазаренко Н.С. осуществляла трудовую деятельность в ГБУЗ «Красноармейская центральная районная больница» МЗ КК в отделении скорой медицинской помощи в должности фельдшера скорой медицинской помощи.
19.07.2019г. министерством здравоохранения Краснодарского края был заключен договор № 10 с Лазаренко Н.С. на предоставление единовременной компенсационной выплаты.
Согласно п. 1.1 предметом Договора являются взаимоотношения Сторон, связанные с предоставлением медицинскому работнику (фельдшеру) единовременной компенсационной выплаты в связи с его прибытием на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа, либо город с населением до 50 тыс.человек.
На основании п. 3.1.1 денежные средства по договору перечисляются в течение 30 рабочих дней со дня заключения настоящего договора.
Министерство выполнило свои обязательства в полном объеме, путем перечисления на счет медицинского работника (Лазаренко Н.С.) единовременной компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от 02.08.2019 г. № 197077.
Приказом ГБУЗ «Красноармейская центральная районная больница» МЗ ККот 07.12.2021 г. № 486-ЛС трудовой договор с Лазаренко Н.С. прекращен на основании п. 3 ч.1 ст. 77 Трудового кодекса РФ с 18.12.2021г.
Пунктом 2.1. Договора от 19.07.2019 г. № 10 предусмотрена обязанность медицинского работника работать в течение 5 (пяти) лет со дня заключения договора на должности фельдшера скорой медицинской помощи, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты, ежегодно утверждаемый приказом министерства здравоохранения Краснодарского края, по основному месту работы на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленного в соответствии со ст. 350 ТК РФ в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Красноармейская центральная районная больница имени» министерства здравоохранения Краснодарского края, отделение скорой медицинской помощи, при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. 106,107 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2.3 Договора от 19.07.2019 г. № 10 в случае прекращения трудового договора с медицинской организацией до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 5-7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), а также в случае перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам медицинский работник обязан в течение тридцати дней с даты получения требования министерства перечислить в доход краевого бюджета часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанную с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду.
27.12.2021г. Лазаренко Н.С. уведомила Министерство о своем увольнении, письмом в котором содержался приказ об увольнении.
Согласно представленному истцом расчету, отработанное количество дней ответчиком составило 1007 календарных дней.
Согласно требованиям ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст.310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
03.02.2024г. истцом ответчику была направлена претензия о перечислении в доход краевого бюджета части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду. Однако, претензия осталась без удовлетворения.
На основании п. 5.2. договора от 19.07.2019 г. № 10 в случае нарушения медицинским работником сроков возврата части единовременных компенсационных выплат, указанных в пункте 2.3 настоящего договора, с него взыскивается пеня в размере 1/300 от действующей на этот момент ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, исчисленная из суммы невозвращенных денежных средств за каждый день просрочки.
Таким образом, согласно представленного расчета, задолженность ответчика составляет 328 728,60 рублей, из которых: 233 560,49 рублей – сумма компенсации за неотработанный период, 95 168,11 рублей – пени за период с 03.03.2022г. по 04.04.2024г.
Данный расчет судом проверен, является арифметически верным, соответствующим условиям договора, в связи с чем. суд считает требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина, исчисленная по правилам ст.333.19 Налогового кодекса РФ в размере 6 487 руб. 29 коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования министерства здравоохранения Краснодарского края к Лазаревой Н. С. о взыскании денежных средств -удовлетворить.
Взыскать с Лазаренко Н. С. в пользу министерства здравоохранения Краснодарского края денежные средства в размере 328 728, 60 рублей.
Взыскать с Лазаренко Н. С. госпошлину в доход государства в размере 6 487 руб. 29 коп.
Заочное решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме. Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Судья В.В. Кожевников
Мотивированное решение суд изготовлено 07.06.2024г.