УИД: 59RS0004-01-2022-005607-20
Дело № 2-233/2023 (2-4299/2022)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2023 года г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Милашевич О.В.,
при секретаре судебного заседания Батуевой К.М.,
с участием представителя истца Мазановой И.В., действующей на основании доверенности,
представителя ответчиков ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю Троицкого А.Н., на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Власова Г.Г. к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю о признании членом семьи нанимателя,
установил:
Власов Г.Г. обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, с учетом уточненного иска просит признать членом семьи нанимателя Власова Г.Г. внучку В.В.В.
В обоснование требований указал, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел, в настоящее время находится на пенсии по выслуге лет. ДД.ММ.ГГГГ он был вселен в семейное общежитие, принадлежащее Учреждению ИЗ-57/1 УИТУ УВД Пермского облисполкома (в настоящее время ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю), расположенное по адресу: <Адрес> совместно с супругой Власовой С.В. и сыном Власовым И.Г. Затем состав семьи изменился, в списки на получение отдельной жилплощади внесены Власова Г.Г. (истец) и Власов В.Г. (сын нанимателя). Согласно п.1.4 договора найма жилого помещения в семейном общежитии от ДД.ММ.ГГГГ членом семьи нанимателя указана также внучка нанимателя В.В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая проживает совместно с нанимателем, является нетрудоспособным иждивенцем его сына Власова В.Г. Кроме того, он с сыном ведет совместное хозяйство, помогает отводить внучку В.В.В. в школу №, забирает ее со школы, помогает ей с выполнением домашнего задания. У него с сыном и внучкой сложился совместный бюджет, общие расходы на коммунальные платежи, отдых он помогает в воспитании и содержании внучки В.В.В.. На основании ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" просит исковые требования удовлетворить.
Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель истца Мазанова И.В. доводы искового заявления поддержала, дополнительно пояснила, что изначально в состав семьи истца включены были его супруга Власова С.В. и сын Власов В.Г., впоследствии супруга истца умерла. Признание членом семьи истца его внучки В.В.В. необходимо для последующего расчета площади жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу, с учетом всех членов его семьи.
Представитель ответчиков Троицкий А.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что внучка в силу Федерального закона № 283-ФЗ не может быть отнесена к членам семьи. При подаче документов для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий сотрудник указывает тех членов семьи, с которыми он будет проживать. Внесение изменений в ранее принятое решение о постановке на учет с определенным составом семьи в виде включения новых членов семьи не предусмотрено.
В письменном отзыве на исковое заявление ответчиком ГУФСИН России по Пермскому краю указано на то, что возможность получения соответствующего сертификата предоставлена гражданам соответствующей категории только один, поэтому повторное обращение граждан с требованием о реализации соответствующего права в связи с изменением условий и обстоятельств проживания противоречит закону. Последующее изменение состава семьи при наличии законных оснований на получение жилищного сертификата с четко определенным составом участников программы не свидетельствует о возникновении у заявителя дополнительных прав и повышенных обязательств у государства по улучшению условий проживания данных граждан. Истцом уже реализовано право на постановку на учет для улучшения жилищных условий, поэтому возможное увеличение количества членов семьи истца не порождает у него повторного права. Просит в иске отказать (л.д.32-33).
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, находит возможным рассмотреть дело при данной явке с учетом того, что в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте Ленинского районного суда г. Перми (http://lenin.perm.sudrf.ru/ раздел «Судебное делопроизводство»).
Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований на основании следующего.
Судом установлено, что Власов Г.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в <данные изъяты> (л.д.67-69).
На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № л/с уволен из органов по <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к начальнику <данные изъяты> с рапортом о предоставлении жилой площади на состав семьи из 5 человек, поскольку занимает жилую площадь 27 кв.м. (л.д.73).
Истцу ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер на занятие 2 комнат жилой площадью 26,35 кв.м. по адресу: <Адрес> с составом семьи: Власов Г.Г. – наниматель, Власова С.В. – жена, Власов И.Г. - сын (л.д.43).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Власов Г.Г. был зарегистрирован по адресу: <Адрес> (общ.) и имел следующий состав семьи: жена Власова С.В., сын Власов В.Г., жилая площадь 26,35 кв.м. (л.д.75-76).
Из протокола жилищно-бытовой комиссии Учреждения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на заседании подтвержден факт постановки, в том числе Власова Г.Г. на учет сотрудников учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно дате подачи заявления (ДД.ММ.ГГГГ), в связи с отсутствием протоколов заседаний жилищно-бытовой комиссии. Комиссией установлено, что Власов Г.Г. был ранее включен в список сотрудников учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно дате подачи заявления и в настоящее время состоит в них (л.д.74).
Из выписки из списка сотрудников <данные изъяты>, нуждающихся в улучшении жилищных условий, следует, что Власов Г.Г., являющийся пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ, состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, в составе семьи: заявитель, сын (л.д.89).
В.В.В. является дочерью Власов В.Г. и внучкой истца (л.д.8).
ДД.ММ.ГГГГ заключен договор найма жилого помещения от на состав семьи: Власов Г.Г. – наниматель, Власов И.Г. – сын, В.В.В. – внучка. В договоре указано, что жилое помещение в общежитии предназначено для временного проживания граждан в период их работы, службы в учреждении, сотрудников, отработавших в учреждении и состоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Договор заключен на срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.5-6).
Разрешая исковые требования, суд руководствуется следующими нормами права.
Согласно статье 24 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.
Согласно ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01.03.2005, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
В силу ст. 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации (п. 14 Правил).
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РСФСР Право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи.
Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность (ч.2 ст.32 ЖК РСФСР).
До 01.03.2005 действовало решение Исполкома Пермского областного Совета Народных Депутатов от 16.08.1988 № 102 "О Правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Пермской области", которым в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и Жилищным кодексом РСФСР устанавливался единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, объединений, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Пермской области.
Пунктом 2 данных Правил было предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что в период службы истец был поставлен на учет сотрудников учреждения, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ему ДД.ММ.ГГГГ на основании решения жилищно-бытовой комиссии учреждения <данные изъяты> был выдан ордер на вселение в две комнаты по адресу: <Адрес> с составом семьи: Власов Г.Г. – наниматель, Власова С.В. – жена, Власов И.Г. – сын, то есть Власов Г.Г. является принятым на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец полагает, что признание В.В.В. членом его семьи повлияет на его права на получение субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. В качестве правового основания истец ссылается на положения Постановления Правительства РФ от 27.01.2009 "О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения" (вместе с "Правилами предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения"), на ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», п.п.11,25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", а также на статьи 31 и 69 Жилищного кодекса РФ.
Вместе с тем, Власов Г.Г. не являлся ни военнослужащим, ни государственным гражданским служащим, а проходил службу в <данные изъяты>
Вопросы обеспечения жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы входят в предмет регулирования Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ), что следует из ч. 1 ст. 1 данного закона.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5 ст.4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
В силу ч.2 ст.1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (ч. 7 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ).
Пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369 (далее – Правила), предусмотрено, что сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 г. федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.
Согласно пункту 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником);
б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации);
в) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника;
г) копия послужного списка сотрудника;
д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака);
е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником;
з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения;
и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений;
к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма);
л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Таким образом, применение положений статей 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации возможно лишь при решении вопроса о нуждаемости в жилье при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании пункта 5 Правил.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п.7 Правил).
Приказом ФСИН России от 16.10.2014 № 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее – Порядок).
Пунктом 6 указанного Порядка предусмотрено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создается, в том числе комиссия территориальных органов ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в территориальных органах ФСИН России и подведомственных им учреждениях УИС, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Комиссии осуществляют следующие функции:
7.1.1. Принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления.
7.1.2. Принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
Из вышеприведенных положений следует, что решение вопроса о постановке на учет гражданина, уволенного со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и, соответственно, определение членов семьи заявителя, на которых будет рассчитываться размер выплаты, относится к исключительной компетенции Комиссии.
Между тем, истец в Комиссию с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты не обращался, предусмотренные п.5 Правил документы, в том числе сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации не представлял, следовательно, никакого решения уполномоченным органом по данному вопросу не принималась, оценка не давалась. Суд не может подменять собой соответствующий уполномоченный орган - Комиссию и принимать решение о признании В.В.В. членом семьи истца в отрыве от принятия решения о нуждаемости истца в жилье для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. В данном случае суд может давать оценку законности принятого уполномоченным органом конкретного решения относительно постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, но не принимать такие решения.
Представленная истцом в материалы дела выписка из списка сотрудников ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю, нуждающихся в улучшении жилищных условий о том, что истец включен в такой список на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи: заявитель и сын, подтверждает тот факт, что истец был признан по месту службы нуждающимся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, решение о постановке истца с определенным составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты уполномоченным органом не принималось, соответственно, оценка правомерности включения или не включения в качестве члена семьи истца его внучки В.В.В. не может быть дана.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Власова Г.Г. к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Пермскому краю о признании внучки В.В.В. членом семьи нанимателя - отказать.
Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
Председательствующий подпись О.В. Милашевич
Копия верна
Судья О.В. Милашевич
Мотивированное решение изготовлено 21.03.2023