Дело № 12-4/2023
Решение
по делу об административном правонарушении
с. Бердюжье 23 июня 2023 года
Судья Бердюжского районного суда Тюменской области Журавлева Е.Н.,
при секретаре Ирцовой М.Я.
с участием:
лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Никитина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Никитина А.А., на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского судебного района Тюменской области от 10.04.2023, по делу об административном правонарушении о привлечении первого заместителя главы Бердюжского муниципального района Тюменской области Никитина Андрея Александровича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>А, к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского судебного района Тюменской области от 10.04.2023, первый заместитель главы Бердюжского муниципального района Тюменской области Никитин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей (л.д. 128-136).
В жалобе, поданной в Бердюжский районный суд, заявитель просит указанное судебное постановление отменить, производство по делу об административному правонарушения прекратить за отсутствием состава административного правонарушения (л.д.141-143).
Выслушав Никитина А.А., поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, допросив свидетелей ФИО2 и ФИО3, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно п. 1 ст. 12 данного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с пп. 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) содержание дорог относится к дорожной деятельности и определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона N 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ).
Исходя из п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Аналогичные положения воспроизведены в п. 2 ч.2 ст. 6 Устава муниципального образования Бердюжский муниципальный район Тюменской области (л.д.150).
Положениями пп. 6, 11 ч. 1 ст. 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесено в числе прочего осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Согласно п. 8.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017), на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению, осуществляемых в сроки по таблице 8.1.
В таблице В.1 приложения В "Виды снежно-ледяных образований на покрытии проезжей части, обочин и тротуаров" зимней скользкостью признается в том числе уплотненный снег, снежный накат, то есть слой снега, образующийся в результате его уплотнения на дорожном покрытии транспортными средствами, на посадочных площадках остановок маршрутных транспортных средств, на тротуарах - пешеходами или механизированной уборкой.
Пункт 8.7 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что формирование снежных валов на дорогах не допускается перед пересечениями в одном уровне, железнодорожными переездами, пешеходными переходами и остановочными пунктами маршрутных транспортных средств по условиям таблицы 8.5 - высотой более 0,5 м.
Пункт 8.8 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 м от пешеходного перехода.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой Бердюжского района проверки в отношении администрации Бердюжского муниципального района на основании поручения прокуратуры Тюменской области от 15.12.2022 № 7-34-2022 «О проведении проверки исполнения законодательства при содержании автомобильных дорог в зимний период», совместно с сотрудником ОГИБДД МО МВД России «Голышмановский», уполномоченным должностным лицом выявлено – первый заместитель главы Бердюжского муниципального района Тюменской области Никитин А.А., в полномочия которого, согласно приложению к постановлению администрации Бердюжского муниципального района от 13.02.2019 № 29 "О распределении обязанностей между Главой района и его заместителями», входит контроль и координация реализации полномочий администрации муниципального образования в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения на них (л.д.14-18), а также согласно распоряжению администрации Бердюжского муниципального района от 01.07.2019 (л.д.38) Никитин А.А. назначен ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения Бердюжского муниципального района, не выполнил требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог местного значения, допустив нарушение пп. 8.7, 8.8 ГОСТ Р 50597-2017, формирование снежного вала на пешеходном переходе около дома 16 на улице Герцена в с. Бердюжье Бердюжского района Тюменской области, не обеспечив надлежащий контроль за выполнение подрядчиком контрактных обязательств.В связи с изложенными обстоятельствами в отношении должностного лица – первого заместителя главы Бердюжского муниципального района Никитина А.А., как лица, ответственного за состояние дорог, возбуждено производство об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства несоблюдения должностным лицом – первым заместителем главы Бердюжского муниципального района Никитиным А.А. требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании автомобильных дорог местного значения подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: информацией о выявленных недостатках и фототаблицей к ней (л.д.39-41), копией представления об устранении нарушений (л.д.8-11), Уставом МО Бердюжского муниципального района <адрес>, распоряжениями главы администрации Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №рл о назначении Никитина А.А. на должность первого заместителя главы района с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14), а также от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении обязанностей между <адрес> и его заместителями» с приложением (л.д.15-19), распоряжением администрации Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38) о назначении Никитина А.А. ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения Бердюжского муниципального района, письменным объяснением Никитина А.А. (л.д.3), копией ответа главы Бердюжского муниципального района (исполнитель Никитин А.А.) на представление от ДД.ММ.ГГГГ, которым подтвержден факт ненадлежащего содержания муниципальной улично-дорожной сети допущенный АО «ТОДЕП» и ненадлежащего контроля за работой АО «ТОДЕП» в рамках исполнения муниципального контракта со стороны первого заместителя главы района Никитина А.А., и председателя комитета по строительству и ЖКХ ФИО3 (л.д.120), а также иными материалами, которым, при рассмотрении дела мировым судьей, дана надлежащая правовая оценка.
Из представленных суду доказательств следует, что решение № о проведении указанной выше проверки прокурором <адрес> ФИО4 было принято ДД.ММ.ГГГГ, копия данного решения получена администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, вх.№. По результатам проверки прокуратурой <адрес> ДД.ММ.ГГГГ главе Бердюжского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно полученному, ДД.ММ.ГГГГ ответу из органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ №, на вышеуказанный акт прокурорского реагирования, обстоятельства, изложенные в представлении об устранении нарушений закона, нашли свое подтверждение. В указанном ответе отсутствуют изложенные Никитиным А.А. при рассмотрении настоящей жалобы сведения о том, что выявленное нарушение носило текущий характер и было устранено силами подрядчика ТОДЭП в течение рабочего дня ДД.ММ.ГГГГ (л.д.158-166). В представленном суду журнале производства работ по содержанию автомобильных дорог конкретное время устранения допущенного нарушения не отражено (л.д.151-154).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 6 Устава Бердюжского муниципального района, принятого постановлением Думы объединенного муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) органы местного самоуправления муниципального района осуществляют на территориях сельских поселений решение вопросов местного значения, не закрепленных за сельскими поселениями, в том числе в части дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Никитин А.А., являясь должностным лицом, ответственным за состояние указанных дорог, не исполнил свои должностные обязанности надлежащим образом, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия указанного должностного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Никитин А.А. не является субъектом вмененного ему административного правонарушения были предметом рассмотрения мировым судьей и обоснованно отклонены, по указанным в обжалуемом постановлении основаниям. Оснований для переоценки представленных в материалы дела доказательств, установленных фактических обстоятельств и выводов мирового судьи, не установлено.
Указание Никитина А.А. на то, что работы по содержанию автомобильных дорог местного значения должны осуществляться АО «ТОДЭП», в соответствии с заключенным между администрацией Бердюжского муниципального района, в лице председателя комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации Бердюжского муниципального района ФИО3 и АО «ТОДЭП» муниципальным контрактом № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог местного значения и сооружений на них Бердюжского муниципального района на 2023 год от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.56-118), с учетом его должностных обязанностей, не свидетельствует о необоснованном вменении ему административного правонарушения.
Исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Устава МО Бердюжского муниципального района <адрес> на администрацию Бердюжского муниципального района по существу возложены обязанности по организации работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с распоряжением главы администрации Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (лд.38), ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения Бердюжского муниципального района и сооружений на них лицом назначен Никитин А.А., с возложением соответствующей обязанности по контролю за исполнением настоящего распоряжения.
Заключение муниципального контракта с подрядчиком, равно как и привлечение ФИО3 по другому делу об административном правонарушении, рассмотренном в 2022 году, за аналогичное правонарушение сами по себе, не освобождают указанное должностное лицо, Никитина А.А., от обязанности по содержанию автомобильной дороги, в том числе путем надлежащего контроля за подрядной организацией. При этом вопреки доводам жалобы на обстоятельства невыполнения возложенной обязанности по содержанию автомобильной дороги, в том числе путем контроля за исполнением подрядной организацией обязанностей по контракту, указывает факт выявленных нарушений требований ФИО6 50597-2017, соблюдение которых необходимо для обеспечения сохранности автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
Вопреки доводам заявителя, в силу постановления администрации Бердюжского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.27), председатель комитета по строительству и ЖКХ администрации района исполняет обязанности первого заместителя главы района лишь на период его временного отсутствия. Таких обстоятельств по данному делу не установлено.
Сведений о наличии обстоятельств, объективно препятствующих выполнению Никитиным А.А. возложенных на него обязанностей, не представлено, в связи с чем, он правомерно привлечен к административной ответственности.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают обоснованность привлечения указанного должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неустранимых сомнений в виновности не имеется.
Совокупность установленных мировым судьей фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Иные доводы, имеющие правовое значение, были проверены в ходе производства по делу, не нашли своего подтверждения и правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемом постановлении.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Оснований для признания данного деяния малозначительным судом не установлено.
Право Никитина А.А. на защиту при производстве по делу не нарушено.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей назначено в пределах санкции части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в первом абзаце резолютивной части обжалуемого постановления, указав о вынесении постановления в отношении Никитина Андрея Александровича, мировым судьей допущена описка в указании о признании его «виновной», вместо «виновным» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и назначении «ей» вместо «ему» административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей, в связи с чем, при установленных обстоятельствах, учитывая, что производство по делу велось в отношении лица мужского пола, Никитина Андрея Александровича, данные описки подлежат исправлению.
Руководствуясь ст. 30.1- 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Бердюжского судебного района Тюменской области от 10.04.2023 по делу об административном правонарушении о привлечении первого заместителя главы Бердюжского муниципального района Тюменской области Никитина Андрея Александровича к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, исправив описку в резолютивной части постановления, указав о признании Никитина Андрея Александровича «виновным», вместо «виновной» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 КоАП РФ и назначении «ему» вместо «ей» административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В остальной части постановление мирового судьи - оставить без изменения, жалобу Никитина А.А. - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.
Судья